Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:54, реферат
Государственное регулирование экономики в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Объективная возможность ГРЭ появляется в достижении определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.
11 Политические аргументы в поддержку вмешательства со стороны правительства.
12 Экономические аргументы в защиту государственного вмешательства.
Государственное регулирование
экономики в современных условиях является
составной частью процесса воспроизводства.
Конкретные направления, формы, масштабы
ГРЭ определяются характером и остротой
экономических и социальных проблем в
той или иной стране в конкретный период.
Объективная возможность ГРЭ появляется
в достижении определенного уровня экономического
развития, концентрации производства
и капитала.
Необходимость ГРЭ не отрицалась
даже Адамом Смитом, основоположником
теории «невидимой руки». Он, в частности,
писал, что у государства есть 3 весьма
важные обязанности: обеспечение военной
безопасности, отправление правосудия
и обязанность создавать и содержать определенные
общественные учреждения, создание и содержание
которых не могут быть выгодны отдельным
лицам или небольшим группам, потому что
прибыль с них не сможет никогда возместить
их издержки. Здесь речь идет о так называемых
общественных товарах, которые находятся
вне пределов досягаемости рыночного
механизма, поскольку требуют слишком
крупных вложений. Это своего рода «коллективный
товар», без которого общество обойтись
не может: национальная оборона, фундаментальная
наука, космические исследования, коммуникационные
сооружения, электроэнергетика, образование,
здравоохранение, в особенности профилактическое
здравоохранение, охрана памятников и
другие.
Современные западные экономисты
считают, что чисто общественные товары
и услуги являются не единственными товарами
и услугами, которыми не могут адекватно
обеспечить частные рынки. Всякий раз,
когда они оказываются не в состоянии
обеспечить какой-то товар или услугу,
даже если издержки при этом меньше, чем
цена, которую платят индивидуумы, мы имеем
дело с несовершенством рынка, которое
мы называем неполным рынком. Считается,
что рынки не справляются со страхованием
вкладчиков от потерь сбережений при банкротстве
банков, страхованием фермерского риска,
порожденного колебанием цен на сельхозпродукцию,
страхованием от наводнений, пожаров и
т.п. Поэтому страховой рынок дополняется
государственным страхованием.
Государство дополняет рынок
и в других сферах. Например, сфера реконструкции
и обновления городов нуждается в координации
действий и усилий многих заводов, землевладельцев,
торговцев и других бизнесменов и эту
координирующую функцию берет на себя
государство. Оно заставляет субъектов
рыночной экономики производить то. что
необходимо в этих случаях.Такого рода
несовершенств в действиях рынка довольно
много. некоторые их называют «провалами»
рынка. К их числу можно отнести и то, что
рынок дает мало информации о деятельности
субъектов рынка, о нуждах общества, потребительских
стандартах. Поэтому в ряде стран принимаются
законы, которые предписывают, чтобы кредиторы
полностью информировали заемщиков, производители
соблюдали соответствующее качество товаров,
пищевых продуктов, медикаментов и др.
Эта информация по своей сути тоже является
общественным товаром, который рынок не
в состоянии создать.
Существует ряд обстоятельств,
которые сопровождают функционирование
самого рынка и способствуют его саморазрушению.
Это тенденция монополизации в экономике
и циклический характер развития самой
рыночной экономики. Эти тенденции уводят
экономику с пути наибольшей эффективности
и тормозят общественный прогресс. В этих
условиях для обеспечения развития конкуренции,
как важнейшего механизма, регулирующего
деятельность рынка, становится жизненно
необходимым выработка государством соответствующих
антимонопольных законодательств и создание
определенных «рамок» деятельности хозяйствующих
субъектов. Для смягчения последствий
циклического развития в периоды депрессии
– безработицы, инфляции, нарушения равновесного
совокупного спроса и предложения – только
государство способно проводить в жизнь
необходимые экономические меры по преодолению
экономического спада и стабилизации
экономики. Принято считать, что именно
здесь наиболее четко определяется сила
государства, его способность выполнять
свои регулирующие функции.
Существует еще и такое несовершенство
рынка, как его неспособность равномерно
и справедливо распределять доходы. Рыночная
экономика, предоставленная самой себе,
может быть эффективной, по Парето, и распределение
справедливое с точки зрения законов рынка
неизбежно приводит к значительной дифференциации
доходов и социальной незащищенности
значительных слоев общества. Такое положение
не может устраивать большинство населения,
в том числе и самих бизнесменов, поскольку
это чревато серьезными социальными конфликтами,
напряжением во взаимоотношениях работающих
и работодателей, сокращением совокупного
спроса и т.д., что отнюдь не способствует
эффективности и на микроуровне. Поэтому
важнейшей обязанностью государства является
перераспределение доходов для поддержки
малоимущих и обездоленных слоев населения,
стариков, инвалидов и т.д.
К числу проблем, которые не
решает рыночный механизм относятся так
называемые внешние эффекты (экстерналии).
Наиболее известные из них – это загрязнение
среды обитания (воздушного и водного
бассейнов, земли), расточительное отношение
к не воспроизводимым природным ресурсам.
Только государство имеет возможность
реагировать на эти отрицательные внешние
эффекты через соответствующие инструменты:
штрафы, нормы, запреты, цены и др.
Таким образом, несостоятельность
или «провалы» рынка выступают как основной
мотив деятельности государства в сфере
экономики.
В экономической литературе
дается ряд определений понятия «ГРЭ».
Так, казахстанские экономисты Мамыров
Н. и Ихданов Ж. дают следующее определение:
«ГРЭ представляет собой основную форму
административно-экономического и организационно-правового
вмешательства государства в социально-экономические
процессы с целью поддержания их рациональной
сбалансированности и макроэкономической
стабильности».
Российский экономист Орешин
В.П. предлагает свое определение: «ГРЭ
представляет собой систему государственных
мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями в целях
стабилизации развития экономики и приспособления
существующей социально-экономической
системы к изменяющимся условиям». Анализ этих и других определений
показывает, что в них содержится рациональная
попытка отразить в нем наиболее существенные
характеристики этого процесса – его
объекты и субъекты, цели и методы и инструменты
регулирования. Однако ключевое слово
этих определений «вмешательство» многими
авторами воспринимается критически.
Слово «вмешательство» вызывает представление
о вмешательстве одной самостоятельной
системы (государства) в другую. Ряд экономистов
считают государство не внешней средой,
а составной частью современной экономики.
Разумеется, в любом определении
сущности какого-либо понятия невозможно
полностью отразить все многообразие
его аспектов, конкретные формы реализации
и функционирования, но все же в самом
общем виде оно должно нести в себе хотя
бы самые важные признаки этого процесса:
субъекты, объекты, целевые установки
и инструменты регулирования.
Поэтому этот сложный и многогранный
процесс государственного регулирования
экономики можно определить как систему
государственных мер прямого и опосредованного
воздействия государственными управленческими
органами на поведение хозяйствующих
субъектов и социально-экономических
образований в целях сбалансированного
и стабильного развития экономики и приспособления
ее к изменяющимся внутренним и внешним
условиям.
13 Ключевые элементы зоны свободной торговли между странами СНГ.
Зона свободной торговли (ЗСТ)
Зона свободной торговли СНГ — соглашение между странами СНГ, подписанное в октябре 2011 года.
Участники Зоны свободной торговли СНГ
Договор о ЗСТ СНГ вступил
в силу 20 сентября 2012 года в отношениях
между Беларусью, Россией и Украиной
— первыми тремя странами, выполнившими
его ратификацию.[3] Остальные пять из подписавших
договор государств присоединяются к
зоне свободной торговли в установленном
договором порядке после завершения внутригосударственных
процедур и получения депозитарием соответ
Присоединились к ЗСТ Армения Белоруссия Казахстан Молдавия Россия Украина |
Подписали
договор, Киргизия Таджикистан |
Не
подписали Азербайджан[6] Туркмения[6] Узбекистан[6][7][8] |
|
14 Уровни экономической интеграции и их характеристики.
Международная экономи́ческая интегра́ция — процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики.]Выделяют следующие формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):
Преференциальная зона,Зона свободной торговли,Таможенный союз,Общий рынок,Экономический союз,экономический и валютный союз.
Основными признаками интеграции являются:
взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;структурные изменения в экономике стран-участниц;необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.
Структурные уровни интеграционных процессов
Уровень |
Сущность интеграции на данном уровне |
Локальный |
Фазы производственного процесса в рамках одной микроэкономической единицы |
Микроуровень |
Фазы производственного процесса в рамках совокупности хозяйствующих единиц |
Региональный (областной) |
Комплекс взаимодействующих хозсубъектов в определенном регионе внутри государства |
Национальный |
Взаимодействующие секторы нескольких региональных комплексов в рамках государства |
Мезорегиональный |
Взаимодействующие секторы региональных комплексов в рамках нескольких приграничных государств |
Макроуровень |
Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты |
Мегауровень |
Интеграция
в масштабах глобального |
15 Прямые иностранные инвестиции в мировой торговле.
Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.
Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.
Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.
Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:
дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.
Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.
В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.
Роль прямых иностранных инвестиций
Главная цель экспорта
капитала — максимизация прибыли
за счет его инвестирования в страны
и отрасли, обеспечивающие более
высокую прибыль по сравнению
со страной происхождения
Причины прямых инвестиций
ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.
Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.
11 Каковы ключевые функции рынка иностранной валюты?
Валютный рынок прежде
всего обеспечивает валютно-
12 Что такое валютный риск?
Валютный риск - это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему. Валютный курс, устанавливаемый с учетом покупательной способности валют, весьма подвижен.Среди основных факторов, влияющих на курс валют, нужно выделить состояние платежного баланса, уровень инфляции, межотраслевую миграцию краткосрочных капиталов. В целом на движение валютных курсов оказывает воздействие соотношение спроса и предложения каждой валюты. Помимо экономических, на валютный курс влияют политические факторы.В свою очередь валютный курс оказывает серьезное воздействие на внешнеэкономическую деятельность страны, являясь одной из предпосылок эквивалентности международного обмена. Тот или иной его уровень в значительной мере влияет на экспортную конкурентоспособность страны на мировых рынках. Заниженный валютный курс позволяет получить дополнительные выгоды при экспорте и способствует притоку иностранного капитала, одновременно дестимулируя импорт. Противоположная экономическая ситуация возникает при завышенном курсе валюты (снижается эффективность экспорта и растет эффективность импорта).Значительные непредвиденные колебания, отрыв валютного курса от соотношений покупательной способности усиливают напряженность в валютно-финансовой сфере, нарушают нормальный международный обмен.Валютный риск включает в себя три разновидности:экономический риск;риск перевода;риск сделок.Экономический риск для предпринимательской фирмы состоит в том, что стоимость ее активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону (в национальной валюте) из-за будущих изменений валютного курса. Это также относится к инвесторам, зарубежные инвестиции которых - акции или долговые обязательства - приносят доход в иностранной валюте.Риск перевода имеет бухгалтерскую природу и связан с различиями в учете активов и пассивов фирмы в иностранной валюте. В том случае, если происходит падение курса иностранной валюты, в которой выражены активы фирмы, стоимость этих активов уменьшается.Следует иметь в виду, что риск перевода представляет собой бухгалтерский эффект, но мало или совсем не отражает экономический риск сделки. Более важным с экономической точки зрения является риск сделки, который рассматривает влияние изменения валютного курса на будущий поток платежей, а следовательно, на будущую прибыльность предпринимательской фирмы в целом.Риск сделок - это вероятность наличных валютных убытков по конкретным операциям в иностранной валюте. Риск сделок возникает из-за неопределенности стоимости в национальной валюте инвалютной сделки в будущем. Данный вид риска существует как при заключении торговых контрактов, так и при получении или предоставлении кредитов и состоит в возможности изменения величины поступления или платежей при пересчете в национальной валюте.
Информация о работе Экономические аргументы в защиту государственного вмешательства