Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа
Предметом работы является классификация и ограниченность благ, а объектом – ресурсы и блага. Цель курсовой работы состоит в исследовании понятия экономического блага, а также в рассмотрении основных классификаций благ. Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи, которые состоят в составлении классификации благ, в приведении примеров, рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов и благ с разных сторон и в выявлении основных направлений совершенствования использования благ в переходной экономике.
Введение
1.Экономическое благо как категория экономической теории
2.Классификация экономических благ
2.1. Виды экономических благ
2.2. Ограниченность благ
3. Основные направления совершенствования использования благ в переходной экономике
Заключение
Список литературы
Взаимозаменяемые блага.
Взаимозаменяемыми благами (субститутами)
называются такие товары или услуги,
которые рассматриваются
На основе критериев уровня
конкурентности в потреблении и
степени исключаемости из потребления
выстраивают следующую
Таблица 1 - Классификация благ
Исключаемость из потребления
Высокая
Низкая
Конкурентность в потреблении
Высокая
Частные блага
(недвижимость)
Коллективные блага
(пресная вода, лес)
Низкая
Клубные блага
(платное телевидение)
Общественные блага
(государственная оборона)
Конкурентные и неконкурентные
блага. Критерием в данном разграничении
является соперничество различных
сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными
(соперничающими) в потреблении блага
будут в том случае, когда получение
выгод от потребления данного
блага одним экономическим
Исключаемые и неисключаемые
из потребления блага. Исключаемыми
из потребления являются такие блага,
обладание правом пользования которыми
данным экономическим субъектом
одновременно означает для него возможность
воспрепятствовать всем остальным
экономическим субъектам
Общественные и частные блага. Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Мороженое – это частное благо. Когда вы едите свой стаканчик мороженого, ваш приятель не может есть его. Ваша одежда является также частным благом. Когда вы носите ее, все остальные не могут носить ее в то же самое время. /1, с. 64-65/
Но существуют блага, которые
являются общественно необходимыми
и, более того, выполняют важные общественные
функции. Крупномасштабным примером общественных
благ могут выступать товары, предназначенные
для удовлетворения потребностей национальной
обороны, а примером «локальным» - навигационные
знаки (такие, скажем, как бакены или
маяки). Эти блага называют общественными
в силу двух отличительных характеристик.
Во-первых, потребитель общественных
товаров, как правило, сам не платит
за них, а значит, предельные издержки
из потребления – нулевые. Например,
затраты на возведение и эксплуатацию
маяка не зависят от количества проплывающих
мимо него судов. Во-вторых, отсутствует
практическая возможность ограничить
число потребителей или исключить
кого-то из этого числа. Маяк обеспечивает
безопасное плавание всем судам, попадающим
в радиус действия его сигналов.
Большинство общественных благ требуют
весьма значительных затрат на производство
и распределение. Налицо, таким образом,
некая особая группа товаров, производство
и распределение которых
Некоторые блага в зависимости
от обстоятельств могут быть как
общественными, так и частными (смешанные
блага). Например, фейерверк – благо
общественное, если оно производится
в городе с большим количеством
жителей. Но если вы любуетесь огненными
шарами в частном увеселительном
перке (Диснейленде), фейерверк –
скорее частное благо, потому что
его посетители заплатили за входной
билет. Для того чтобы определить
общественное благо, необходимо оценить
количество потребителей, извлекающих
выгоду из пользования благом, и
возможность помешать им. Проблема
бесплатного использования
Клубные блага. Одним из интересных способов подключения рыночного механизма к производству условных и исключаемых общественных благ является объединение потребителей таких благ в специально создаваемые для этого организации – клубы. Они выступают во внешнем, вполне «рыночном» мире как обычные покупатели подобных благ, а во внутренней сфере ограничивают доступ потенциальных потребителей к подобным благам, обуславливая его необходимостью вступления в ряды членов клуба, одновременно сокращая индивидуальные затраты таких членов на получение подобных клубных благ. /7, 227 с./
Неполноценное благо. Блага
низшего порядка – товары типа
дешевых сигарет и
Блага, различающиеся по возможности контроля ценности потребителями. Блага явного качества – перед тем, как выбрать благо (товар), можно проверить его качество. Блага скрытой полезности – качества блага определяются уже после его покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых (например, покупка бытовой химии). Блага на доверии – покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага. К этой категории относятся: а) блага с незаметным долгосрочным эффектом (витамины, медицинское обслуживание); б) сложные услуги, для которых трудно сказать о качестве их исполнения (некоторые медицинские услуги, автосервис); в) товары, у которых один из важнейших признаков качества – отсутствие катастрофических отказов (сантехника, автомобиль). Одобряемые и неодобряемые блага – блага, ценность которых определяется обществом. Пример одобряемого блага – балет. Наркотики являются неодобряемым благом в обществе в целом и одобряемым – в некоторых субкультурах. /19/
Насущные блага – это блага, осуществляющие достойное существования. Это такие блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов. Насущные блага включают здоровья, образование, кров и еду. Так, мы – общество – можем понять, что каждый должен иметь соответствующее жилье, и предпринимает шаги для обеспечения им. /1, 67 с./
Предметы роскоши и товары массового потребления. В тетради мы пишем авторучкой или карандашом, у многих есть мобильный телефон или персональный компьютер, мы носим одежду и т.д. Мы все окружены предметами, необходимыми нам ежедневно и удовлетворяющими наши повседневные потребности. Эта продукция производится массово: у нас похожие ручки и тетради, Вы можете встретить на улице человека в похожей куртке, потому что эти блага производятся фирмами в большом количестве и стоят относительно недорого. А кто из Вас пишет перьевой ручкой фирмы «Паркер»? Многие ли из Вас носят одежду от известных дизайнеров? Пожалуй, нет. Это очень дорогая продукция, которую себе может позволить далеко не каждый потребитель. Подобные блага называют предметами роскоши. С точки зрения потребительских качеств, может ничего не измениться, потому что потребительские качества - не единственная и не ключевая особенность товаров роскоши. Основная функция, которую выполняют подобные товары - это престижность. Например, два пиджака могут быть одинакового качества, цвета и т.д. При этом разница в цене будет существенной, потому что один пиджак произведен на фабрике массового производства и в огромном количестве, а другой - в мастерской известного дизайнера и в единственном экземпляре. Приобретая второй пиджак, потребитель платит не только за необходимое качество, но и за «имя» (или брэнд) производителя. Предметами роскоши являются продукты эксклюзивного, престижного производства. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу. Понятие предмета роскоши постоянно меняется: вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут со временем стать таковыми - например, антиквариат. Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими, ведь свое время эксклюзивным товаром и предметом роскоши являлись и авторучка, и автомобиль, и мобильный телефон. Теперь они продукты массового производства и потребления. Но есть и блага, которые всегда были и остаются на данный момент, престижными и предметами роскоши. Например, драгоценные камни. /21/
2.2 Ограниченность благ
Для получения недостающих
потребительских благ, нужны косвенные
экономические блага – ресурсы.
Если бы ресурсы имелись в
Любое экономическое действие
начинается с определения соответствующей
потребности. Относительное и временное
удовлетворению потребностей в рамках
данного периода неизбежно
В зависимости от возможности
пополнить их запасы блага разделяются
на воспроизводимые и
Имеющихся в наличии у данного потребителя запасов благ может не хватать для удовлетворения данной потребности в полном ее объеме, что чаще всего и имеет место. Но даже если представить себе, что данная конкретная, узко определенная потребность в данный период полностью удовлетворена, то и в этом случае будет совершенно очевидным, что все остальные существующие у данного экономического субъекта потребности, которые также могли бы удовлетворены за счет использования тех же самых средств, что и насыщенная потребность, остались неудовлетворенными. Такая ограниченность благ относительно потребностей в них выражается в категории недостаточности благ.