Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа
Изучение сущности экономических благ и связанных с ними экономических категорий. Виды экономических благ, сущность концепции альтернативной стоимости.
Введение 2
Глава 1. Экономические блага и их классификация 4
1.1 Понятие экономических потребностей и благ 4
1.2 Экономические блага в общей классификации благ 5
1.3 Экономические блага в народнохозяйственном кругообороте. 10
1.4 Ограниченность благ 12
Глава 2. Ценность и альтернативная стоимость 15
2.1 Товар и его свойства 15
2.2 Проблемы соизмерения благ 19
2.3 Концепция альтернативной стоимости 25
Заключение 31
Список литературы 33
23
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Экономические блага и их классификация
1.1 Понятие экономических потребностей и благ
1.2 Экономические блага в общей классификации благ
1.3 Экономические блага в народнохозяйственном кругообороте.
1.4 Ограниченность благ
Глава 2. Ценность и альтернативная стоимость
2.1 Товар и его свойства
2.2 Проблемы соизмерения благ
2.3 Концепция альтернативной стоимости
Заключение
Список литературы
В основе жизнедеятельности человека лежат потребности.
Потребность – это объективно существующая необходимость, нужда человека в чём-либо, которая выражается желанием её удовлетворения. Потребности индивида, фирмы, общества в целом составляют экономические потребности. Потребности людей безграничны и постоянно растут. Экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной экономической деятельности человека, фирмы, общества в целом. У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности.
Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.
Блага – это продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.
Благо – предмет, вещь, услуга, способность вещи удовлетворять потребности, как правило, предмет предшествующего производства. Для блага очень важно свойство отчуждаемости, т.е. свойство быть объектом собственности и выступать объектом купли-продажи. Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами, им будет уделено основное место в нашей работе. Неэкономические блага – это свободные блага, не предмет производства, в отличие от экономических они, как правило, имеются в неограниченном количестве и общедоступны для каждого человека вне всякого обмена.
Актуальность работы обусловлена необходимостью осознания блага как цели труда, исходного момента для достижения благосостояния и, тем самым, как детерминатора человеческого благосостояния. В связи с этим блага заслуживают системной трактовки и теоретического объяснения.
Цель работы – понять сущность, экономических благ и связанных с ними экономических категорий. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
подробно изучить экономические блага и их классификацию;
изучить экономическую ценность и альтернативную стоимость благ.
В первой главе курсовой работы рассматривается понятие экономических благ и их классификация.
Во второй главе курсовой работы описывается экономическая ценность и альтернативная стоимость.
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности - одна из основополагающих категорий в экономической теории.
На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.
Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.
В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.
Другой вывод - экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.
Существует великое множество благ. Условно их можно объединить в несколько крупных групп (таблица 1).
1. С точки зрения вещной формы, блага можно разделить: на материальные и нематериальные, или осязаемые и неосязаемые. К первым, например можно отнести дом, воду, цветы, а ко второй группе относятся главным образом услуги, например, информация о погоде на завтра, стрижка в парикмахерской, перелет на самолете.
2. С функциональной точки зрения, блага делятся на две большие группы: потребительские блага и блага производственного назначения. К последним, относятся материальные факторы производства, такие как оборудование, сырье, заводские здания, транспорт, дороги.
Таблица 1. Группы благ
| Критерии классификации | Виды благ |
1 | Вещественные формы блага | Материальные блага |
Нематериальные блага | ||
2 | Функциональность благ | Потребительские блага |
Блага производственного назначения | ||
3 | Взаимодействие благ | Взаимозаменяемые |
Взаимодополняемые | ||
4 | Ограниченность или неограниченность благ | Свободные блага |
Экономические блага |
3. Среди благ выделяют:
взаимозаменяемые (субституты): масло – маргарин, поезд – автомобиль;
взаимодополняемые (комплиментарные товары): стол и стул, автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотоплёнка.
4. Благами могут быть и вещи, и свойства вещей, и нематериальные услуги. Одни из потребляемых благ имеются в более или менее неограниченном количестве, например, воздух, вода в некоторых районах земного шара. Это свободные или неэкономические блага. Другие блага существуют в ограниченном количестве, поэтому их необходимо производить. Это так называемые экономические блага, например хлеб, компакт-диск, автомобиль, знания, услуги программиста и др. Экономические блага – это товары и услуги. Экономические блага обладают признаком ценности и распределяются путём рыночного механизма, принимая форму товара. Ограниченные блага можно представить в виде схемы.
Будущие блага могут быть различными. Если считать интеллект благом, то обучение представляет развитие будущей способности самостоятельного мышления, скажем, умножения чисел. Остальные блага имеют значение в данный момент времени, являются настоящими.
Ограниченные блага
┌────┴────┐
настоящие будущие
┌───────┴─────┐
потребительские производственные
┌─────────┴──────┐
недолговременные долговременные
┌──────┴──────┐
разовые многократные
Схема 1.1 Ограниченные блага
Из них выделяют косвенные или производственные блага, то есть те, которые используют для производства других благ. Остальные блага потребительские.
Из них выделяют долговременные, например, жилье, мебель, которые служат обычно многим поколениям людей. Иные блага недолговременные, в том числе разового пользования, включая продукты питания.
С социально-экономической точки зрения все экономические блага подразделяются на известные общественные и частные (с аналитической точки зрения смешанными и другими производными благами можно пренебречь). Общественные блага создаются исключительно под общественным (государственным) контролем и в интересах всего общества. Известно, что это товары и услуги, обеспечивающие национальную оборону, охрану правопорядка, государственное управление, фундаментальную науку и т.д. Отсутствие гарантий получения экономической прибыли и иной коммерческой выгоды делает проекты производства общественных товаров явно непривлекательными для частных инвесторов.
Что же касается частных благ, предназначенных для индивидуального потребления и полностью исчезающих в его результате, то способ труда и способ присвоения этих благ может быть как общим, так и частным.
Рассмотрим схему 1.2.
Экономические блага
┌───┴────┐
частные общественные
┌──────┴─────┐
«не перегружаемые» «перегружаемые»
┌────┴──────┐
«ограничиваемые» чистые
Схема 1.2. Экономические блага
Частные блага те, которые идут строго определенному покупателю, как, например, буханка хлеба. Остальные блага относятся к совместно потребляемым (товары общественного пользования). Их потребление каждым, происходит только совместно. При этом некоторые блага доступны только определенному количеству потребителей, например, общественный транспорт. До определенного предела потребление каждым не уменьшает возможности потребления остальных, а сверх определенного предела потребление каждого становится препятствием их потребления другими.
Более сложной формой благ являются такие, потребление которых беспредельно, «не перегружается». В то же время интересы производителей могут быть обеспечены на основе установления ограничений на их потребление, например, введением платы за пользование определенными благами. Тот, кто не платит, благ не получает. Так организованы частные школы, платная медицина и другие. Например, в телевизионных сетях возможно установление кодов для просмотра определенных передач только теми, кто уплатил за их просмотр. Хотя смотреть могли бы все, но просмотр ограничивают только теми, кто платит. Исключением могут быть, т.н. «социальные блага» или «социальные товары». Пример – трансляции футбольных матчей чемпионата России 2007 г. Права на их показ выкупил платный канал НТВ+, что вызвало негативный общественный резонанс, и потребовалось вмешательство президента для восстановления бесплатных трансляций на общедоступных каналах.
Высшей формой благ являются чисто общественные, за которые нельзя установить никакой ограничивающей платы, например, любование фейерверком. Чисто общественные блага это такие, которые потребляются всеми людьми независимо от того, платят они за них или нет: национальная оборона, обеспечение внутренней безопасности.
С технико-экономической точки зрения частные блага можно подразделить на простые и сложные, а также выделить группу благ, создаваемых в условиях определенной динамики предельных издержек. Простые блага – это такие, структура и свойства которых непосредственно не аккумулируют в себе новейшие достижения научно-технического прогресса. Таковыми можно считать питьевую воду, зерно, многие виды продуктов питания и т.д. Несомненно, что если способ труда и организации производства ряда благ данной категории под силу одному человеку (домохозяйству), то процесс создания блага осуществляется частным образом, то есть в рамках экономической формы частной собственности.