Экономические функции государства в рыночной экономике и механизм их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике. Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.

Содержание работы

Введение…………………………………………………...……….……………...3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике……………………………...8
1.1. Причины государственного вмешательства в экономики………...13
1.2. Задачи государственного регулирования………………………..…15
Глава 2. Функции государственного регулирования………………………….17
2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста…….18
2.2. Обеспечение занятости………………………………………..…….18
2.3. Регулирование цен…………………………………………………...19
2.4.Создание правовой основы…………………………………………..20
2.5. Распределение ресурсов……………………………………………..20
2.6. Регулирование рынка труда…………………………………………21
2.7 Обеспечение социальной защиты…………………………...……....21
2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды…………...………..23
2.9. Региональная политика……………………………………………...23
2.10. Реализация национальных интересов…………………..….……...23
2.11. Основные направления экономической деятельности
государства……………………..……………………………………25
Глава 3.Методы государственного регулирования рыночной
экономики……………………………………………………………27
3.1. Требования к методам регулирования экономики……………......27
3.2. Воздействие на рыночный механизм……………...........…………28
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая финиш.docx

— 58.39 Кб (Скачать файл)

 

 

В условиях смешанной экономики  используются как государственные, так и рыночные регуляторы, признаки которых приведены в таблице 1.1.

 

№ п/п

Рыночный регулятор

Государственный регулятор

1

Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются  на уровне микроэкономики и в интересах  фирм и домашних хозяйств

Управленческие решения  принимаются на макроуровне и  учитывают общенациональные цели и  интересы

2

Управляющее воздействие  оказывается на «горизонтальные» (партнерские) экономические связи между фирмами  и домашними хозяйствами

Управление национальным хозяйством строится «по вертикали» (сверху вниз: от государства к фирмам и домашним хозяйствам)

3

Регулирование хозяйственных  связей базируется только на договорных началах и материальных интересах

Иерархические связи (в порядке  подчинения низшего звена экономики  высшему) часто строятся на внеэкономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.)


 

 Таблица 1.1 - Признаки рыночного и государственного регулятора экономики.

 

Государственный аппарат  стремился решить две взаимосвязанные  задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Между тем стремительное  увеличение государственного сектора  и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения.

Прежде всего, недопустимы  такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Прежде  всего необходимо определить, что  включает в себя понятие  государственное  регулирование:

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

    1. Причины государственного вмешательства в экономику.

 

Целесообразно рассмотреть  причины государственного вмешательства  в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

  • обеспечение национальной обороны;
  • отправление правосудия;
  • организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • образование юношества;
  • сбор налогов для оплаты нужд государства.

По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

По  сей день никто не оспаривает необходимость  этих функций, кроме того, к  ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые  в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.

Стоит отметить, что среди экономистов  нет единого мнения о том, в  какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и  функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

В плановой экономике государство  играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций  является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование.

Как уже отмечалось представления  различных экономистов и политиков  о том, какие именно процессы могут  регулироваться государством и какие  – рынком, не совпадают. Поэтому  степень государственного вмешательства  в экономику неодинакова в  различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50–80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике. 

 

    1. Задачи государственного регулирования.

 

Государственное регулирование  экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот  или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование  занятости, поощрение прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала. 

Уровень государственного (макроскопического) регулирования  сложился после самого глубокого  в истории капитализма кризиса 1929 – 1933 гг. (так называемого великого кризиса), особенно после Второй мировой  войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время “двухслойный” хозяйственный  механизм не способен был обеспечивать более или менее стабильное состояние  и развитие капиталистической экономики, а следовательно, и общества в  целом. Стало очевидным, что без  резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. Заметное повышение роли государства в экономике отчетливо выразилось, например, в увеличении совокупных расходов по отношению к ВВП.

После Второй мировой войны  во всех странах Запада в полной мере сформировались многогранные системы  госурегулирования. Причем в организации  этих систем преобладает общее, а  не частное, хотя последнее немаловажно. 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Функции  государственного регулирования.

 

Роль государства в  рыночной экономике проявляется  через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которые присущи  рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство  берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится  о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так  как рыночный механизм не в состоянии  должным образом удовлетворять  коллективные потребности людей. Участие  государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально  справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему  также принадлежит сфера фундаментальных  научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно  дорого и, как правило, не приносит быстрых  доходов. Поскольку рынок не гарантирует  право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать  меры по сокращению безработицы. В целом  государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно  активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

 

 

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:   

а) Функции обеспечения  правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной  движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

А теперь рассмотрим эти  функции подробнее.

 

2.1 Стимулирование сбалансированного  экономического роста.

 

Одна из важнейших функций  — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

 

2.2 Обеспечение занятости.

 

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

 

2.3 Регулирование цен.

 

В сферу деятельности государства  входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Информация о работе Экономические функции государства в рыночной экономике и механизм их реализации