Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:41, лекция
Наиболее общее понятие издержек производства определяется как затраты, связанные с привлечением экономических ресурсов, необходимых для создании материальных благ и услуг. Природа издержек определяется двумя ключевыми положениями. Во-первых, любой ресурс ограничен. Во-вторых, каждый вид ресурса, используемого в производстве, имеет хотя бы два альтернативных способа применения. Для удовлетворения всего многообразия потребностей экономических ресурсов никогда не бывает достаточно (что и обуславливает проблему выбора в экономике). Любое решение об использован и неэкономических ресурсов в производстве того или иного блага связано с необходимостью отказа от использования этих же ресурсов для производства каких-то иных товаров и услуг.
Иными словами, когда имеет место следующее выражение:
Если фирма не в состоянии влиять на цены экономических ресурсов и каждую следующую единицу ресурса вынуждена приобретать по сложившейся на рынке цене (pr), то mrc = PR, и приведенное выше условие трансформируется:
где РА и Рв — соответственно цены ресурсов А и В.
В этом примере рассмотрена ситуация для двух видов ресурсов. Если полученные результаты исследования «расширить» для всех ресурсов, применяемых фирмой, получим следующее выражение, названное правилом максимизации прибыли:
Данное уравнение
3. Инвестиция и стратегия фирмы.
Одним из эффективных инструментов перспективного управления инвестиционными процессами на предприятии, в условиях реализации и развития при существенных изменениях макроэкономических показателей, конъюнктуры и неопределенности инвестиционного рынка, в условиях системы гос регулирования всех рыночных процессов является инвестиционная стратегия предприятия. Инвестиционная стратегия фирмы (предприятия) заключается в разработанной системе целей касаемых инвест деятельности на долгосрочном периоде планирования, и определяется инвестиционной идеологией и общими задачами развития, и так же нахождение эффективных механизмов достижения этих целей. Инвестиционная стратегия предприятия это своего рода генеральный план по действиям предприятия в сфере инвестиционных процессов и деятельности. Она определяет приоритетные направления и формы данного вида деятельности. Кроме этого финансово инвестиционная стратегия формирует характер ресурсов инвестиций, этапы и их последовательность при реализации долгосрочных задач и целей, обеспечивает плановое и продуманное развитие (рост) предприятия. При соединении в данной стратегии системы задач и целей с путями их достижения, это является определяющей границей предполагаемой инвестиционной активностью предприятия, а так же решений по направлениям и формам при инвестиционной деятельности на перспективный период времени. Инвестиционная стратегия предприятия является одной из важнейших составных системы выбора предприятия в стратегическом плане. Основными элементами его являются общие цели развития в стратегической перспективе, миссии, функциональная система стратегий для каждого вида деятельности, методы и способы распределения и формирования ресурсов. Инвестиционная стратегия фирмы при разработке определена рядом условий, которые и отвечают за ее актуальность. 1. Степень интенсивности изменения внешних факторов в инвестиционной среде. Сюда относятся – динамика основных показателей макроэкономических факторов, которые связаны с деятельностью предприятия и инвестиционной активностью, технологический прогресс и его темпы роста, колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство инвестиционной политики со стороны государства, а так же форм регулирования такой деятельности. Все это не позволяет использовать при управлении инвестициями лишь ранее накопленный опыт, и на основе традиционных методов менеджмента. Поэтому при отсутствии адаптированной инвестиционной стратегии к внешним изменениям, это может привести к тому, что отдельные подразделения компании в своих инвестиционных решениях могут иметь разнонаправленный характер, что в итоге приведет к возникновению противоречий и нестыковок и как итог заметное снижение эффективной инвестиционной деятельности. 2. Переход предприятия на новые уровни (стадии) деятельности. Инвестиционная стратегия предприятия, которая разработана заблаговременно, позволяет провести адаптацию инвестиционной деятельности к изменениям возможностей предприятия в ходе экономического развития (роста). 3. Радикальное изменение задач и целей операционной деятельности, которые связаны с новыми коммерческими возможностями. При реализации таких задач требуется изменение и внедрение новых технологий, изменение ассортимента товаров и услуг для производства, освоение новых рынков для реализации продукции. В таких условиях значительное возрастание инвестиционной активности на предприятии и диверсификация инвестиций должны иметь прогнозируемый характер, который обеспечивается разработкой четкой инвестиционной стратегии.
Можно выделить две
модели развития фирмы: классическую и инновационную
(венчурную, наиболее рисковую).
Первая (классическая) модель — это традиционное, репродуктивное
(или рутинное) расширенное воспроизводство
при имеющемся стабильном спросе с расчетом
на максимальную отдачу ресурсов. В рамках
данной модели товарная концепция развития
(“все больше того же самого”) фирмы реализуется
прежде всего за счет внешних факторов
(от субсидирования до протекционизма
со стороны государственных органов) и
лишь во вторую очередь — за счет внутренних
факторов (модернизации технологии и оборудования,
обновления ассортимента продукции и
т.п.).
Вторая модель — инновационное
развитие, предполагающее поиск новых
путей посредством реализации концепции
возрастающей эффективности на основе
инвестиционных бизнес процессов, носящих
наиболее рисковый (венчурный) характер.
Данная модель предполагает постоянные
инновационные изменения путем планирования
и реализации прямых портфельных инвестиционных
проектов. Стратегическими целями развития
в этом случае являются повышение конкурентоспособности
и рыночной ценности фирмы. Отличительная
черта второй модели заключается в том,
что на первой стадии ее применения формируется
решительная и активная инновационная
идея, она детально прорабатывается в бизнес-плане и воплощается на практике путем реализации
инвестиционного проекта.
Очень часто можно встретить утверждение,
что одной из важнейших целей бизнеса
является прибыль, однако увеличение ценности
фирмы (value of the firm) — естественная и логичная
цель любого разумного менеджера. Причем
эта цель куда более универсальна, чем
увеличение прибыли, которая рассматривается
как главная цель фирмы.
Экономический смысл категории “ценность
фирмы”: реальное богатство, которым обладают
(и которое могут получить в денежной форме,
если они того пожелают и продадут свою
собственность) владельцы фирмы. Что же
определяет размеры этого богатства и
каким образом можно увеличить ценность
фирмы? Этого можно достичь, используя
две основные группы факторов: - инвестиции
всех типов, т.е. активы реальные и портфельные;
- финансовый и производственный менеджмент.
Очевидно, что ценность фирмы реально
определяется не тем, насколько велик
ее капитал (за исключением, может быть,
находящегося в форме наиболее ликвидных
активов), а тем, какое положение этот капитал
обеспечивает фирме на рынке товаров и
услуг. Это положение, в свою очередь, определяется
направлением инвестиций. Если инвестицииповышают конкурентоспособность
фирмы и обеспечивают прирост доходности
ее капитала, то ценность фирмы возрастает
и ее владельцы становятся богаче. В противном
случае инвестиции, формально увеличивая
пассивы баланса фирмы (за счет вложений
собственного капитала или привлечения
заемных средств, увеличивающих обязательства),
приведут к снижению ценности фирмы вследствие
снижения ее конкурентоспособности и
прибыльности. Отсюда следует чрезвычайно
важный вывод о том, что любые инвестиции
следует рассматривать прежде всего с
точки зрения того, как они влияют на ценность
фирмы. Этот критерий оценки приемлемости
инвестиций следует признать наиболее
общим и основополагающим, хотя его практически
невозможно строго формализовать, как
нельзя жестко формализовать и с абсолютной
точностью просчитать процесс формирования
рыночной цены. Рассуждая о роли прибыли
в инновационном
бизнесе, следует помнить, что она является
важнейшим мотивом предпринимательской
деятельности. Наряду с ней и ценностью
фирмы к другим мотивам следует отнести:
- творческий подход к бизнесу и собственной
деятельности; - стремление к сохранению
и расширению своего сегмента рынка; -
удовлетворенность доходом на вложенный
капитал, когда он выше, чем если бы капитал
просто был положен на депозитный счет
в банке. Вместе с тем ответственность
менеджеров за благополучие фирмы, устойчивость
своего положения и дальнейшее сохранение
начатого дела превращают прибыль из цели
деятельности в средство реализации перечисленных
мотивов. Обобщая изложенное и понимая,
что определение стратегических целей
развития фирмы находит отражение во внутрифирменном
планировании, можно утверждать, что стратегическое
планирование как деятельность, направленная
на видение будущего фирмы, имеет самое
непосредственное отношение к принятию
инвестиционных решений. Эта деятельность
должна обеспечить согласование долгосрочных
целей фирмы и использование ресурсов,
что не должно противоречить этим целям.
Вот почему инвестиционно-финансовый
анализ и менеджмент должны пониматься
как неотъемлемая часть стратегического
планирования развития фирмы, основанная
на ожидаемых результатах реализации
инновационных бизнес процессов. Определение
капитальных вложений (инвестирования)
Многие люди в разных организациях тратят
много времени на принятие инвестиционных
решений, или решений о капитальных вложениях,
в целях осуществления инноваций. Капиталовложения
непосредственно связаны с планируемыми
изменениями, являющимися результатом
инновационной деятельности, что влечет
за собой альтернативный выбор инвестиционных
проектов. Следует помнить, что поиск ответа
на вопрос об источниках финансирования
— неотъемлемая часть процесса принятия
инвестиционных решений. Это обстоятельство
послужило основой формулирования неординарного
названия данной книги “Стратегия инновационной
деятельности”
Однако решить, какой проект заслуживает
наибольшего внимания для инвестирования,
достаточно сложно. Это проблема, которая
представляет собой предмет для отдельного
обсуждения и будет рассмотрена в следующих
главах книги.
Существует много определений инвестиций,
но все они имеют общие черты.
1. Инвестиции обычно подразумевают значительные
финансовые затраты.
2. Отдача от инвестиций может быть получена
в течение некоторого числа лет в будущем.
3. В предсказании результатов инвестирования
обязательно присутствуют элементы риска
и неопределенности.
4. Инвестиции, которые обычно рассматриваются
как капитальные вложения, предполагают
приобретение оборудования, расширение
производственных возможностей (инноваций)
или любые другие затраты, которые непосредственно
связаны с повышением способности фирмы
достигать своих стратегических и оперативных
(тактических) целей.
5. Большие возможности инвестирования
связаны с возникновением фондового рынка,
поэтому появилось понятие “портфельные
инвестиции”. В перечисленных определениях
опущена важная черта капитальных вложений.
От направления капиталовложений зависят
все аспекты деятельности фирмы. Кроме
того, воздействие, которое могут оказывать
инвестиционные решения на сотрудников
фирмы, должно быть обязательно принято
во внимание, так как в настоящее время
человеческий фактор играет все. более
значительную роль в достижении результатов
инвестиционной деятельности. Исходя
из вышеперечисленного можно дать следующее
определение капитальных вложений: капитальные
вложения (капитальное инвестирование)
подразумевает принятие решений о долгосрочном
рисковом вложении средств в активы. Эти
решения влияют на все аспекты жизнедеятельности
фирмы (в том числе на благосостояние ее
сотрудников). Таким образом, при принятии
решения об инвестировании должны учитываться
как чисто финансовые последствия, так
и их влияние на стратегию развития фирмы
и благосостояние персонала.
Информация о работе Экономические издержки производства. Структура, виды, классификация