Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:08, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является рассмотрение основных причин возникновения монополий, особенностей современной монополизации экономики, эволюции действующего в России антимонопольного законодательства и перспективы его усовершенствования, последствий антимонопольного регулирования для экономического роста.
Введение
3 стр.
1.Общая характеристика монополий
3 стр.
2.Экономические последствия монополий
5 стр.
3.Антимонопольная политика
7 стр.
Заключение
12 стр.
Список использованных источников
13 стр.
12
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономическая теория
Тема: Экономические последствия монополии. Антимонопольная политика.
2007г
Содержание
Введение | 3 стр. |
1.Общая характеристика монополий | 3 стр. |
2.Экономические последствия монополий | 5 стр. |
3.Антимонопольная политика | 7 стр. |
Заключение | 12 стр. |
Список использованных источников | 13 стр. |
Введение
Антимонопольная политика является важным элементом государственной стратегии модернизации экономики и развития конкурентоспособности отечественных фирм, поскольку именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике предопределяют склонность к инновациям.
Целью моей контрольной работы является рассмотрение основных причин возникновения монополий, особенностей современной монополизации экономики, эволюции действующего в России антимонопольного законодательства и перспективы его усовершенствования, последствий антимонопольного регулирования для экономического роста.
1.Общая характеристика монополий
Монополия – тип структуры рынка, характеризующийся следующими чертами:
a) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству мелких, действующих независимо друг от друга покупателей;
b) отсутствие товаров-заменителей, т. е. нет близких заменителей продукта монополиста. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель вынужден приобретать товар у монополиста или обходиться без него.
c) барьеры для вхождения в отрасль, настолько существенные, что появление на рынке новых фирм невозможно. Способствующие формированию таких барьеров факторы служат источниками монопольной власти.
Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения – закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «XEROX», «IBM», «SONY» и т.д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример – история водочной монополии в России).
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Примером является деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
На рубеже позапрошлого и прошлого веков публицисты социалистического направления дали массу красочных описаний агрессивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона «Империализм» (1902 г.), Р. Гильфердинга «Финансовый капитал» (1910 г.), Н.И. Бухарина «Мировое хозяйство и империализм» (1915 г.) и В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.). Однако, в настоящее время жесткие действия монополий, как и «нечестная» конкуренция в целом, строго запрещены в странах с развитой рыночной экономикой, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.
Подведем итоги. Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. 2, с.197
2.Экономические последствия монополии
Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Выбора-то у последнего все равно нет.
Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами. 3, с.58
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по следующим причинам:
1) нерациональное использование общественных ресурсов; производственная неэффективность
2) Неравенство в распределении дохода
3) Высокий уровень производственных издержек
4) отсутствие стимула к НТП
Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущество с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:
1) Свободная конкуренция требует от каждого производителя использования наиболее эффективной техники и технологии из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагаются достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в НТП.
2) Высокие барьеры для входа новых фирм в отрасль, дают монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время, и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.
3) Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.
4) Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.
5) В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба. Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.
Принимая во внимание вышеизложенные экономические последствия монополии, невозможно прийти к окончательному выводу, становится ли она источником негативных явлений или приносит обществу благо. Отрицательной ее стороной является то, что она вызывает неэффективное размещение ресурсов, замедляет технический прогресс, способствует неравенству доходов и создает политическую опасность. Те, кто защищает промышленную концентрацию, утверждают, что она проистекает из лучшей работы и эффекта масштаба; ей противостоят конкуренция внутри отрасли, иностранная и потенциальная конкуренция; она создает необходимые средства и стимулы для технического прогресса. 6, с.176
3.Антимонопольная политика
Начало государственному регулированию монополизма было положено в США: в 1890 году в Америке был принят Антитрестовский закон Шермана. В последующем в США и других странах с рыночной экономикой антимонопольное законодательство развивалось и сегодня представляет собой систему тонкой настройки экономики на эффективное развитие.
Под антимонопольное законодательство подпадают следующие действия: монополизация рынка явным образом; слияние компаний, в результате которого возможна монополизация рынка; переплетающиеся директораты, если в совокупности АО могут доминировать на рынке; фиксирование цен; осуществление ценовой дискриминации (дифференциации цен, не обусловленной различиями в издержках); связанные и исключительные контракты.
Гарантия государственной защиты конкуренции закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 г.
В 1991 году в Российской Федерации был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Закон запрещает такие действия, как: принятие актов, ограничивающих самостоятельность предпринимателей при производстве и реализации продукции; изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке, либо повышения цен; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; раздел рынка по территориальному принципу, по ассортименту производимых товаров, либо по кругу продавцов или покупателей и другие действия.
Реализация антимонопольной политики была возложена на ГКАП РФ (Государственный Комитет Антимонопольной политики Российской Федерации).
В его функции входит:
- контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
- выработка рекомендаций органам власти и управления о проведении мероприятий, способствующих поддержанию конкуренции;
- разработка и осуществление мер по демонополизации производства и обращения;
- контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.
Доминирующим признается положение фирмы, доля которой на рынке определенного товара превышает величину, устанавливаемую ежегодно ГКАП РФ, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение предельной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.
В антимонопольном Законе предусматривается ответственность за его нарушения:
- принудительное разделение хозяйствующих субъектов;
Информация о работе Экономические последствия монополии. Антимонопольная политика