Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 04:29, реферат
Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.
2. Экономические
потребности, блага, ресурсы,
2.1 Потребности (нужды). Иерархия потребностей.
Потребность –
это нужда в чем-либо необходимом
для поддержания
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.
Потребности разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относится все остальное.
Модель Иерархия потребностей Абрахам Маслоу
1) физиологические потребности
Это основные потребности, такие как воздух, вода, еда, сон, секс и т.д. Когда эти не удовлетворяются, мы можем чувствовать болезнь, раздражение, боль, неудобство и т.д.
Эти чувства мотивируют нас к тому, чтобы стремиться облегчить их как можно скорее для того, чтобы придти к состоянию гомеостаза. Как только они удовлетворяются, мы можем думать о других вещах.
2) потребности безопасности
Эти потребности
связаны с достижением
3) потребности любви и принадлежности
Люди хотят принадлежать к группам: клубы, рабочие группы, религиозные группы, семья, банды и т.д. Мы хотим чувствовать себя любимыми другими, чтобы нас принимали. Деятели искусства ценят аплодисменты. Мы нуждаемся, в том, чтобы в нас нуждались.
4) потребности самоуважения
2 вида потребностей уважения. Первый вид является результатом компетентности (самоуважение). Во-вторых, будет внимание и опознавание, которое приходит от других (уважение).
5) потребность в самоактуализации (самореализации)
Этот уровень связан со стремлением полностью реализовать свои способности. Люди, у которых есть все, могут максимизировать свой потенциал. Они могут стремится к знанию, миру, эстетическому опыту, самореализации, единению с богом и т.д.
Недостатки
Необходимо соблюдать осторожность и не следовать этой иерархии слишком строго:
- В реальности, люди не всегда проходят через эти уровни один за другим. Они менее структурированы в способах удовлетворения своих потребностей.
- Различные
люди с различными культурными
профилями и в различных
- Другие исследователи утверждают, что другие потребности также значительны или даже более значительны. См. McClelland, который определил потребности для достижения, аффилиации и власти.
2.2 Экономические
блага и их классификация.
Благо - это средство
для удовлетворения потребностей. Одни
из них имеются в почти
Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.
Существует множество классификаций благ.
1) долговременные
и недолговременные. Последние могут
удовлетворить данную
2) взаимозаменяемые
(субституты) и взаимодополняемые
(комплементарные). Первые могут
заменить друг друга в
3) настоящие
и будущие. Первые находятся
в непосредственном
Наконец,
блага делятся на прямые и
косвенные. Первые (потребительские
блага) непосредственно
Также потребляемые товары и услуги можно разделить на две большие группы: частные блага, и общественные блага.
Чистое частное благо - это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка.
Чистое общественное благо - это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет.
Признаки:
- признак неисключения
— практически невозможно
- признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим
- признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы
Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами: маяк, направляющий моряков ночью светит всем, до кого доходит его свет.
2.3 Экономические
ресурсы (факторы производства)
Экономические ресурсы — это все природные, людские и капитальные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
Они включают большой круг объектов, поэтому возникает необходимость в простейшей классификации этих ресурсов:
1) материальные ресурсы — земля и капитал;
2) людские ресурсы — труд и предпринимательская способность.
Земля.
К понятию «земля»
относятся все природные
Капитал.
Понятие «капитал» охватывает все средства производства: машины, оборудование, инструменты, фабрично-заводские здания, транспортные средства, сбытовая сеть, т.е. все то, что используется в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.
Здесь важно отметить два момента. Во-первых, капитальные ресурсы (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, в приведенном здесь определении термин «капитал» не подразумевает деньги. Деньги как таковые ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал — инструменты, машины и другое производственное оборудование — это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.
Труд.
Труд — это целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на достижение результата.
Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком, — все они охватываются общим понятием «труд». Но труд может быть невостребованным, и тогда он не воплотится в создание каких-либо товаров и услуг. Поэтому целесообразно говорить не о труде, а о рабочей силе, которая реализуется в процессе производства и выступает как функция труда.
Рабочая сила — это совокупность всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.
Предпринимательская способность.
Предпринимательская способность – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.
Функции предпринимателя:
- предприниматель
— инициатор соединения
- предприниматель
принимает новые решения и
определяет направление
- предприниматель — это
новатор. Он вводит в
- предприниматель — это человек риска. В рыночной системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченный им труд и его талант могут оказаться или прибыли, или убытки.
Вышеперечисленные группы экономических ресурсов часто называются факторами производства. Все факторы производства обладают одним общим свойством: они редки или ограничены.
Редкость ресурсов - ограниченность отдельных видов ресурсов, несоответствие их количества тому, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства, личности, общества.
Информация о работе Экономические потребности, блага, ресурсы, экономический выбор