Экономические потребности, блага, ресурсы, экономический выбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 04:29, реферат

Описание работы

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

2. Экономические  потребности, блага, ресурсы, экономический  выбор.

2.1 Потребности  (нужды). Иерархия потребностей.

Потребность –  это нужда в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.

Потребности разделяются  на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым  относится все остальное.

Модель Иерархия потребностей Абрахам Маслоу

1) физиологические  потребности 

Это основные потребности, такие как воздух, вода, еда, сон, секс и т.д. Когда эти не удовлетворяются, мы можем чувствовать болезнь, раздражение, боль, неудобство и т.д.

Эти чувства  мотивируют нас к тому, чтобы стремиться облегчить их как можно скорее для того, чтобы придти к состоянию гомеостаза. Как только они удовлетворяются, мы можем думать о других вещах.

2) потребности  безопасности 

Эти потребности  связаны с достижением стабильности и последовательности в хаотичном мире. Эти потребности, главным образом, психологически по сути. Мы нуждаемся в безопасности дома и семьи.

3) потребности  любви и принадлежности 

Люди хотят  принадлежать к группам: клубы, рабочие  группы, религиозные группы, семья, банды и т.д. Мы хотим чувствовать себя любимыми другими, чтобы нас принимали. Деятели искусства ценят аплодисменты. Мы нуждаемся, в том, чтобы в нас нуждались.

4) потребности  самоуважения 

2 вида потребностей  уважения. Первый вид является  результатом компетентности (самоуважение). Во-вторых, будет внимание и опознавание, которое приходит от других (уважение).

5) потребность  в самоактуализации (самореализации)

Этот уровень  связан со стремлением полностью  реализовать свои способности.  Люди, у которых есть все, могут максимизировать свой потенциал. Они могут стремится к знанию, миру, эстетическому опыту, самореализации, единению с богом и т.д.

Недостатки

Необходимо  соблюдать осторожность и не следовать  этой иерархии слишком строго:

- В реальности, люди не всегда проходят через эти уровни один за другим. Они менее структурированы в способах удовлетворения своих потребностей.

- Различные  люди с различными культурными  профилями и в различных ситуациях  могут иметь различные иерархии  потребностей.

- Другие исследователи утверждают, что другие потребности также значительны или даже более значительны. См. McClelland, который определил потребности для достижения, аффилиации и власти.

2.2 Экономические  блага и их классификация. Частные  и общественные блага.

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние  называются экономическими благами.

Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.

Существует  множество классификаций благ.

1) долговременные  и недолговременные. Последние могут  удовлетворить данную потребность  лишь один раз, т. е. они  полностью потребляются в одном  акте использования. Долговременные  блага могут использоваться для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, они потребляются постепенно.

2) взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые  (комплементарные). Первые могут  заменить друг друга в употреблении, вторые в состоянии удовлетворить некоторые потребности лишь в случае, если они используются вместе.

3) настоящие  и будущие. Первые находятся  в непосредственном распоряжении  экономического субъекта. Вторыми  он сможет располагать лишь  в будущем. Индивид предпочитает  настоящие блага будущим. Из этого предпочтения во времени исходят различные теории дохода.

      Наконец,  блага делятся на прямые и  косвенные. Первые (потребительские  блага) непосредственно удовлетворяют  некоторую потребность, их не  нужно преобразовывать. Косвенные  блага (или производительные) удовлетворяют какую-либо потребность лишь как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т. д.). Разграничение этих благ достаточно условно.

Также потребляемые товары и услуги можно разделить на две  большие группы: частные блага, и общественные блага.

Чистое частное  благо - это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка.

Чистое общественное благо - это такое благо, которое  неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет.

Признаки:

- признак неисключения  — практически невозможно исключить  человека из круга потребителей  данного блага

- признак неконкурентности  в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим

- признак неделимости  — благо нельзя разложить на  отдельные единицы

Это определение  хорошо иллюстрируется следующими примерами: маяк, направляющий моряков ночью  светит всем, до кого доходит его свет.

2.3 Экономические  ресурсы (факторы производства). Редкость ресурсов.

Экономические ресурсы — это все природные, людские и капитальные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Они включают большой  круг объектов, поэтому возникает необходимость в простейшей классификации этих ресурсов:

1) материальные  ресурсы — земля и капитал; 

2) людские ресурсы  — труд и предпринимательская  способность. 

Земля.

К понятию «земля»  относятся все природные ресурсы, которые приемлемы в производственном процессе. В эту категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.

Капитал.

Понятие «капитал»  охватывает все средства производства: машины, оборудование, инструменты, фабрично-заводские здания, транспортные средства, сбытовая сеть, т.е. все то, что используется в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.

Здесь важно  отметить два момента. Во-первых, капитальные  ресурсы (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, в приведенном здесь определении термин «капитал» не подразумевает деньги. Деньги как таковые ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал — инструменты, машины и другое производственное оборудование — это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

Труд.

Труд — это  целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на достижение результата.

Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком, — все они охватываются общим понятием «труд». Но труд может быть невостребованным, и тогда он не воплотится в создание каких-либо товаров и услуг. Поэтому целесообразно говорить не о труде, а о рабочей силе, которая реализуется в процессе производства и выступает как функция труда.

Рабочая сила —  это совокупность всех физических и  умственных способностей людей, применяемых  в производстве товаров и услуг.

Предпринимательская способность.

Предпринимательская способность – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

Функции предпринимателя:

- предприниматель  — инициатор соединения ресурсов: земли, капитала и труда в  единый процесс производства  или услуги, являясь движущей  силой производства;

- предприниматель  принимает новые решения и  определяет направление деятельности  фирмы; 

- предприниматель — это  новатор. Он вводит в производство  новые продукты, новые технологии, новые формы организации бизнеса; 

- предприниматель — это  человек риска. В рыночной системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченный им труд и его талант могут оказаться или прибыли, или убытки.

Вышеперечисленные группы экономических  ресурсов часто называются факторами  производства. Все факторы производства обладают одним общим свойством: они редки или ограничены.

Редкость ресурсов - ограниченность отдельных видов ресурсов, несоответствие их количества тому, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства, личности, общества.


Информация о работе Экономические потребности, блага, ресурсы, экономический выбор