Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:12, реферат
Потребность - одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики, характеризующей состояние неудовлетворенности, то есть великой "заслугой" потребностей выступает то, что они стимулируют людей к действию.По мнению таких ученых, как Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, потребности представляют собой выражение природы человека. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых люди нуждаются, которые они желают и стремятся иметь, потреблять, использовать.
1.1 Сущность и классификация экономических потребностей
Потребность - одна
из фундаментальных категорий
По мнению таких ученых, как Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, потребности представляют собой выражение природы человека. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых люди нуждаются, которые они желают и стремятся иметь, потреблять, использовать.
Человек может как удовлетворять, так и подавлять свои потребности, если отсутствуют условия для их реализации. В некоторых случаях одни потребности могут заменяться другими. Также к потребностям относятся не только полезные, но и вредные для здоровья, в силу сложившихся вредных привычек, блага.
Е.Ф. Борисов предлагает
следующее определение
Классификация потребностей
характеризуется большим
В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.
На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей - в пище, одежде, жилье. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами, например, ремонт автомобиля, консультация врача.
Духовные потребности удовлетворяются, например, занятием искусством, получением образования, нравственным совершенствованием. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.
По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей - потребностей, связанных с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.
В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от "низших" материальных до высших "духовных" (см. приложение А):
1) физиологические потребности (еда, одежда и т.д.);
2) потребность в безопасности (экологически чистые продукты, жилье, защита от боли, страха и т.д.);
3) социальные потребности (любовь, общение, дружба и т.д.);
4) потребность в уважении (самоуважение, достижение цели, признания);
5) потребность в самовыражении (саморазвитие, реализация способностей и т.д.).
Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Нуреев Р.М. в
своих учебниках предлагает разделение
потребностей на первичные, удовлетворяющие
жизненно важные потребности человека
(пища, одежда и пр.), и вторичные,
к которым относятся все
Также существуют следующие классификации потребностей:
1) по субъектам удовлетворения:
а) индивидуальные (еда, отдых, жилье, образование);
б) коллективные (безопасность, экология);
в) общественные (снижение уровня безработицы, инфляция и т.д.);
2) по степени эластичности:
а) неэластичные - более жесткие, существующие в течение длительного периода (вода, еда);
б) эластичные - менее жесткие, близкие к духовным;
3) по степени реализации:
а) абсолютные - определяемые современным уровнем мировой экономики;
б) действительные - определяются уровнем развития экономики данной страны;
в) платежеспособные - потребности, определяемые соотношением собственных доходов и уровня цен;
4) по способу зарождения:
а) базисные - потребности, направленные на поддержание жизнеспособности человека (пища, воздух, защита от природных бедствий и др.);
б) цивилизационные - потребности, порожденные цивилизацией (связь, комфорт и др.).
Итак, потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом.
1.2 Безграничность экономических потребностей
Что именно подразумевается под понятием экономические потребности? Прежде всего, желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность, - так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т.п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.
Но и услуги также удовлетворяют наши потребности, как и материальные продукты. Ремонт автомобиля, удаление аппендикса, стрижка волос и консультация юриста наравне с товарами удовлетворяют человеческие потребности. По зрелом размышлении мы осознаем, что фактически покупаем много изделий, например автомобили и стиральные машины, именно ради тех услуг, которые они нам оказывают. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.
Материальные потребности
включают также потребности частных
предприятий и
В своей совокупности
материальные потребности в практическом
смысле неутолимы или безграничны,
а это означает, что материальные
потребности в товарах и
В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей - пища, одежда, жилье - имеют общее из биологических потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся приобрести, часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта.
Наконец, подчеркнем также, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности.
Информация о работе Экономические потребности сущность и классификация. Безграничность потребностей