Экономические потребности сущность и классификация. Безграничность потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Потребность - одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики, характеризующей состояние неудовлетворенности, то есть великой "заслугой" потребностей выступает то, что они стимулируют людей к действию.По мнению таких ученых, как Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, потребности представляют собой выражение природы человека. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых люди нуждаются, которые они желают и стремятся иметь, потреблять, использовать.

Файлы: 1 файл

3.Экономические потребности сущность и классификация. Безграничность потребностей..docx

— 17.57 Кб (Скачать файл)

1.1 Сущность и классификация  экономических потребностей

Потребность - одна из фундаментальных категорий теоретической  и прикладной экономики, характеризующей  состояние неудовлетворенности, то есть великой "заслугой" потребностей выступает то, что они стимулируют  людей к действию. [14, с.29]

По мнению таких  ученых, как Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, потребности представляют собой  выражение природы человека. Это  виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых люди нуждаются, которые  они желают и стремятся иметь, потреблять, использовать.

Человек может как удовлетворять, так и подавлять свои потребности, если отсутствуют условия для их реализации. В некоторых случаях одни потребности могут заменяться другими. Также к потребностям относятся не только полезные, но и вредные для здоровья, в силу сложившихся вредных привычек, блага.

Е.Ф. Борисов предлагает следующее определение потребностей: потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. [2, с.27] Именно экономические потребности  выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека.

Классификация потребностей характеризуется большим разнообразием.

В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.

На первом плане  всегда стоит удовлетворение материальных потребностей - в пище, одежде, жилье. Материальные потребности могут  удовлетворяться как товарами, так  и услугами, например, ремонт автомобиля, консультация врача.

Духовные потребности  удовлетворяются, например, занятием искусством, получением образования, нравственным совершенствованием. В широком смысле к духовной пище относятся все  виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей - потребностей, связанных с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они  могут быть и материальными и  духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от "низших" материальных до высших "духовных" (см. приложение А):

1) физиологические  потребности (еда, одежда и  т.д.);

2) потребность в  безопасности (экологически чистые  продукты, жилье, защита от боли, страха и т.д.);

3) социальные потребности  (любовь, общение, дружба и т.д.);

4) потребность в  уважении (самоуважение, достижение  цели, признания);

5) потребность в  самовыражении (саморазвитие, реализация  способностей и т.д.).

Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Нуреев Р.М. в  своих учебниках предлагает разделение потребностей на первичные, удовлетворяющие  жизненно важные потребности человека (пища, одежда и пр.), и вторичные, к которым относятся все остальные  потребности (например, потребности  досуга: кино, театр, спорт и т.д.). [7, с.44] Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - заменяемы. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется.

Также существуют следующие  классификации потребностей:

1) по субъектам  удовлетворения:

а) индивидуальные (еда, отдых, жилье, образование);

б) коллективные (безопасность, экология);

в) общественные (снижение уровня безработицы, инфляция и т.д.);

2) по степени  эластичности:

а) неэластичные - более жесткие, существующие в течение длительного периода (вода, еда);

б) эластичные - менее жесткие, близкие к духовным;

3) по степени  реализации:

а) абсолютные - определяемые современным уровнем мировой  экономики;

б) действительные - определяются уровнем развития экономики  данной страны;

в) платежеспособные - потребности, определяемые соотношением собственных доходов и уровня цен;

4) по способу  зарождения:

а) базисные - потребности, направленные на поддержание жизнеспособности человека (пища, воздух, защита от природных  бедствий и др.);

б) цивилизационные - потребности, порожденные цивилизацией (связь, комфорт и др.).

Итак, потребности - это нужда или недостаток в  чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом.

1.2 Безграничность экономических  потребностей

Что именно подразумевается  под понятием экономические потребности? Прежде всего, желание потребителей приобрести и использовать товары и  услуги, которые доставляют им полезность, - так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т.п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

Но и услуги также  удовлетворяют наши потребности, как  и материальные продукты. Ремонт автомобиля, удаление аппендикса, стрижка волос  и консультация юриста наравне с  товарами удовлетворяют человеческие потребности. По зрелом размышлении  мы осознаем, что фактически покупаем много изделий, например автомобили и стиральные машины, именно ради тех  услуг, которые они нам оказывают. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

Материальные потребности  включают также потребности частных  предприятий и правительственных  ведомств. Частные предприятия хотят  иметь в своем распоряжении фабричные  здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все  прочее, что позволяет им реализовать  производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику и оружие.

В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах  полностью удовлетворить невозможно. Подтвердить этот вывод можно  с помощью простого эксперимента. Предположим, что нас просят перечислить  те товары и услуги, которые нам  нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. Затратим определенное время на составление перечня  неудовлетворенных потребностей, и  он окажется весьма внушительным. Но с  течением времени потребности умножаются, и мы вынуждены пополнять перечень все новыми. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не было желания приобретать персональные компьютеры, легкое пиво, видеомагнитофоны, электронные часы, микроволновые печи. Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться: известно, что приобретение автомобилей моделей "эскорт" или "шеветт" порождает желание купить "порш" или "мерседес".

В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных  материальных потребностей. Некоторые  из этих потребностей - пища, одежда, жилье - имеют общее из биологических  потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся  в обществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся приобрести, часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания. С течением времени потребности  изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и  под воздействием широкой рекламы  и энергичного стимулирования сбыта.

Наконец, подчеркнем также, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заключается  в стремлении удовлетворить эти  многообразные материальные потребности.


Информация о работе Экономические потребности сущность и классификация. Безграничность потребностей