Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 00:02, доклад
история экономический учений.карл менгер
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский государственный университет
им. А.А. Кулешова»
Кафедра экономики и управления
Доклад
Экономические взгляды К.Менгера
Исполнитель: |
студентка 3 курса, группы А-33 факультета иностранных языков Мабиала М.Р. |
Преподаватель: |
Лазарчик Т.В. |
Могилев, 2012
Карл Менгер (1840-1921) как ученый экономист с мировым именем и глава "австрийской школы" маржинализма занимает достойное место в ряду лучших представителей экономической науки второй половины XIX в.
Одним из достоинств в творчестве
лидера австрийской школы, в том
числе в части поиска новых
аспектов в предмете изучения экономической
науки, явилось углубленное
Незначительный на первый взгляд опыт практической деятельности на поприще журналистики и государственной службы позволил талантливому исследователю К. Менгеру подготовить и издать в 1871 г. фундаментальный, как выяснилось впоследствии, труд под названием "Основания политической экономии".
Правда, следует признать, что достоинства менгеровского анализа на уровне индивида и микроуровне, несомненно, имеющие место в “Основаниях политической экономии”, не нашли, к сожалению, должного признания не только при жизни, но и почти треть века после кончины К.Менгера. Во всяком случае, на английский язык, считающийся в экономической науке международным, знаменитые “Основания” были переведены лишь через 80 лет после их написания.
Несмотря на дворянское происхождение, К.Менгер придерживался либеральных взглядов на проблему социально-экономического развития общества, которые, очевидно, сложились еще в годы учебы на юридических факультетах университетов в Вене и Праге.
Карл Менгер внёс вклад
в экономическую теорию, методологию
экономических исследований и политическую
философию.
Основные элементы экономического учения Карла Менгера:
—Концепция субъективной ценности
К. Менгер отвергал трудовую теорию стоимости и считал, что ценность имеет субъективный характер и не существует вне сознания человека, а труд, затраченный на производство блага, не является ни источником, ни мерилом его ценности. Менгер считал, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность — это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов;
—учение о благах
К. Менгер выделяет ряд условий превращения предмета в благо: существование человеческой потребности, наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность, знание человеком указанных потенциальных свойств вещи, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства. Согласно Менгеру благом является то, что удовлетворяет человеческие потребности. Он утверждал, что не ценность и цена зависят от издержек производства, а наоборот, благодаря существованию ценности потребительских благ возникает оценка факторов производства, которая и формирует его издержки;
—учение о товаре
Определяя товар, как экономическое благо, предназначенное для продажи и теряющее свойства товара при попадании к конечному потребителю, он впервые разграничивает эти два важные экономические понятия;
—теория денег
В основу теории Менгера
легло понятие способности
В отличие от методологии У.Джевонса(англ.экономист) и Л.Вальраса(франц.экономист) менгеровская методология исследования сохранила отдельные ключевые позиции методологии “классиков”. Это, во-первых, отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций. Во-вторых, использование принципа исходной (базовой) категории, которой считается стоимость. И, в-третьих, К.Менгер считает первичной не сферу производства, а сферу обращения, т.е. потребление и спрос.
Главным элементом в методологическом инструментарии К. Менгера является микроэкономический анализ или индивидуализм. Он позволил, с одной стороны, противопоставить учению "классиков" об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, но, с другой, - увлечься предвзятым положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.
Самым оригинальным и плодотворным в замысле Менгера оказалось намерение сделать человека, рассматриваемого как творческое начало и главное действующее лицо всех социальных процессов, основой всего здания экономической науки. Для Менгера принципиально важен отказ от бесплодного «объективизма» английской классической школы и ее одержимости мнимым существованием объективных, внешних сущностей (социальных классов, агрегированных показателей, материальных факторов производства и пр.). Он утверждает, что ученые-экономисты всегда должны исходить из субъективной перспективы действующего человека, так чтобы эта перспектива оказывала решающее влияние на формулирование всех экономических теорий.
Карл Менгер и представители
австрийской школы были убеждены,
что сложные общественные явления
могут быть объяснены как следствие
действий конкретных индивидов, которые
в своей хозяйственной
Особенности австрийской школы:
В сочинениях Менгера многие процессы объясняются на примере человека на необитаемом острове, индивида изолированного от окружающего общества.
К. Менгер разделил экономические
блага на порядки — так называемая
шкала Менгера. Она представляет
собой попытку объяснить место
каждого блага в шкале
Блага первого порядка
- это самые насущные блага
(потребительские), обеспечивающие
непосредственное
Шкала (таблица) Менгера:
В этой таблице вертикальные ряды, отмеченные римскими цифрами обозначают различные виды потребностей и их значение в нисходящем порядке: I - представляет собой самый важный вид потребности, например, в пище; V - вид потребностей средней важности, например, потребность в спиртных напитках, X - самый маловажный вид потребностей. Цифры же в пределах каждого вертикального ряда (арабские цифры) иллюстрируют уменьшение настоятельности данной потребности по мере ее насыщения в порядке убывания от 10 к 11.
I II III IV V VI VII VIII IX X
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
8 7 6 5 4 3 2 1 0
7 6 5 4 3 2 1 0
6 5 4 3 2 1 0
5 4 3 2 1 0
4 3 2 1 0
3 2 1 0
2 1 0
1 0
Основные работы: