Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 14:42, сочинение
Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство. Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.
1. Введение
2. Экономика Древнего Китая
3. Учения Конфуция
4. Экономические взгляды Конфуция
5. Заключение
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Дисциплина «Экономическая теория»
Эссе на тему:
«Экономические взгляды Конфуция»
Выполнила: студентка 1 курса
СВФУ ИМИ ПИ-12-1
Титова Евдокия
Якутск, 2013
Содержание
Введение
Выразители экономической
мысли древнего мира - крупные мыслители
(философы) и отдельные правители
рабовладельческих государств - стремились
идеализировать и сохранить навсегда
рабовладение и натуральное хозяйство.
Древний Китай существовал с 1 тыс. лет до н.э. до 6 века до н. э. В Китае распространено Конфуцианство (Основатель учения Конфуций (Кун-цзы) жил в 551 - 479 гг. до н. э.) и оно окажет сильное влияние на развитие Китая.
Экономика Древнего Китая
Земледельческие неолитические культуры бассейнов рек Хуанхэ и Янцзы датируют III-II тысячелетиями до нашей эры (Яншао, Луншань). Здесь возделывали местные сорта проса (чумизу), имели домашних животных (собак и свиней). Во втором тысячелетии до нашей эры в Северном Китае возникло раннегосударственное образование Инь, в котором сохранялись значительные черты первобытнообщинных отношений. Иньцы могли изготавливать орудия труда и оружие из бронзы, говорили на языке, который стал основой древнекитайского языка. Большинство ханьцев было занято в сельском хозяйстве; большое развитие получили различные виды ремесел, как хозяйственно-бытовых (ткачество, гончарство, плотничество, плетение), так и художественных (перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, лепка, расписной и резной лак, парча, вышивки).
Основой экономики Древнего Китая было земледелие. Согласно китайской мифологии, земледелие ввел Шэнь-нун, он считался изобретателем сохи. Уже в шанскую и иньскую эпохи в Китае строились сложные ирригационные сооружения, искусственные каналы и дамбы; в долинах рек Хуанхэ и Янцзы была создана развитая оросительная система. В Китае культивировали просо, пшеницу, пшено, бобы, коноплю. Там начали впервые выращивать чай, разводить тутовые и лаковые деревья. С XIII века до нашей эры стали использовать для обработки соху: произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, более продуктивному. С VIII века до нашей эры стали применять железные сошники и тягловую силу скота. В Китае не получили развития скотоводство и садоводство. Интенсивное развитие пашенного земледелия привело к исчезновению реликтовых лесов в среднем течении реки Хуанхэ уже к XI веку до нашей эры. Помимо земледелия в Древнем Китае развивались различные ремесла. В первую очередь здесь нужно сказать о производстве лаков, которое зародилось еще в неолите. Лак – это сок лакового дерева из семейства анакардиевых; он окрашивался, им покрывали интерьеры и экстерьеры зданий, щиты, ножны мечей, ювелирные изделия, посуду и пр.; лак был водонепроницаем, выдерживал температуру более 250°С, он придавал прочность и долговечность.
Столь же древним было шелководство. Согласно китайской мифологии, шелководство было введено женой Хуанди. Процесс начинался с разведения гусениц тутового шелкопряда, которые свивали коконы. Затем коконы вываривались в чанах, вытягивались в шелковую нить длиной до 1000 метров; затем нити протягивали через нефритовое кольцо, красились, сматывались на специальных нитекрутильных машинах. После этого переходили к ткачеству. Сначала делалась основа из сотканных поперечных (основных) и продольных (уточных) нитей. Затем ткались разнообразные по качеству шелковые материи. Секрет производства шелковых тканей, как, впрочем, и секрет изготовления китайских лаков, хранились в строгой тайне. Тутовые и лаковые деревья и шелкопряды запрещалось вывозить за пределы Китая.
В иньскую эпоху зародилось производство фарфора, который изготавливался из каолиновой глины с добавлением кварца или песка. Производство фарфора совершенствовалось в чжоускую эпоху. В III веке до нашей эры стали изготавливать цин-тао (зеленую керамику), или селадон, для чего использовали каолиновую глину, песок, глазурь зеленого тона. Тайны производства фарфора передавались из поколения в поколение; ремеслом занимались в одних и тех же семьях, строго регламентировались брачные союзы между семьями фарфористов, чтобы ремесленные секреты не стали достоянием конкурентов. Наряду с ремеслом развивалась торговля. Центрами ремесла и торговли были города. Уже в иньскую эпоху насчитывалось более 160 городов. В чжоускую эпоху были основаны 560 новых городов. Китай был самой урбанизированной страной древности. Уже с VIII столетия до нашей эры в Китае были известны деньги, чеканилась монета. Китай вел активную внешнюю торговлю, экспортировал лак, шелк, фарфор, железо, некоторые цветные металлы, косметические средства, а импортировал золото, серебро, коней, ценную древесину, виноград. Со II века до нашей эры начал функционировать Великий Шелковый путь. Он начинался в столице Ханьской империи, в городе Сиань, а заканчивался в Римской империи.
Учения Конфуция
Подчеркивая свою приверженность
традиции, Конфуций говорил: "Я передаю,
но не создаю; я верю в древность и люблю
ее" (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая
Конфуций считал первые годы правления
династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых
героев для него был, наряду с основателями
чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном,
их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды
он даже заметил: "О как же ослабла [моя
добродетель, если] я давно уже больше
не вижу во сне Чжоу-гуна" (Лунь юй, 7.5).
Напротив, современность представлялась
царством хаоса. Нескончаемые междоусобные
войны, все усиливающаяся смута привели
Конфуция к выводу о необходимости новой
моральной философии, которая опиралась
бы на представление об изначальном добре,
заложенном в каждом человеке. Прототип
нормального общественного устройства
Конфуций видел в добрых семейных отношениях,
когда старшие любят младших и заботятся
о них (жэнь, принцип "человечности"),
а младшие, в свою очередь, отвечают любовью
и преданностью (и, принцип "справедливости").
Особенно подчеркивалась важность исполнения
сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность").
Мудрый правитель должен управлять с помощью
воспитания у подданных чувства благоговения
перед "ритуалом" (ли), то есть моральным
законом, прибегая к насилию только как
к последнему средству. Отношения в государстве
во всем должны быть подобными отношениям
в хорошей семье: "Правитель должен
быть правителем, подданный - подданным,
отец - отцом, сын - сыном" (Лунь юй, 12.11).
Конфуций поощрял традиционный для Китая
культ предков как средство сохранения
верности родителям, роду и государству,
в состав которого как бы входили все живые
и умершие. Долгом всякого "благородного
мужа" (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное
и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.
Экономические взгляды Конфуция
Все мы знаем Конфуция как великого мыслителя и философа Древнего Китая и Восточной Азии. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца. А каковы были его экономические взгляды?
В хозяйственных воззрениях Конфуция обосновывается необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати, всех вышестоящих.
Экономические воззрения
Конфуция, являясь продуктом своей
эпохи, были противоречивы. Идеализация
старины, закрепление патриархально-
В общине все равны имущественно.
Конфуций допускал накопление богатства,
но не в ущерб основной массе населения
и в рамках устойчивого порядка.
Им осуждалась погоня за наслаждениями,
рекомендовалась умеренность
Заключение
В заключение, я могу сделать такой вывод. Государство это большая семья император это отец народа, а народ его дети. Богатство императора основывается на богатстве народа и для того что бы быть богатым следует больше работать и меньше потреблять. Обмен должен быть эквивалентным и не допустимо что бы в результате обмена выгоды одних были больше чем у других. В целом народ должен трудится одинаково и потреблять все поровну. Государство высшая ценность. Государству принадлежит самая активная роль в экономики регулирования хозяйственной жизни граждан. Экономические функции государства: налоговая, организация общественных работ, регулирование цен, создание запаса на случай Ч.П., регулирования кредита.
Использованная литература