Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:07, курсовая работа
Цель данной работы изучить взаимосвязь экономики и человека через экономическую его деятельность.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить экономическую деятельность людей: потребности, блага и доходы;
- рассмотреть объективные законы общества;
- изучить экономические законы;
- проанализировать взаимодействие экономических законов и экономической деятельности людей;
- изучить механизм действия экономических законов применительно к экономической деятельности людей.
Введение………………………………………………………………………
1 Экономическая деятельность людей: потребности, блага и доходы…...
2 Объективные законы общества…………………………………………...
3 Экономические законы…………………………………………………….
4 Взаимодействие экономических законов и экономической деятельности людей………………………………………………………….
5 Механизм действия экономических законов применительно к экономической деятельности людей………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников
Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:
- коммуникационные — услуги транспорта, связи;
- распределительные — торговля, сбыт, складское хозяйство;
- деловые — финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга;
- социальные — образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.
- общественные — услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.
- частные и общественные блага [4, с. 69].
В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.
Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.
Общественные блага неделимы и принадлежат обществу.
Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.
Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.
Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).
Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).
При всем этом экономические блага делятся на нормальные и низшие.
К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.
Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб) [13, с. 153].
Таким образом, поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности.
2 Объективные законы общества
Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Какие закономерности возникают и действуют, а какие прекращают свое действие и заменяются новыми, предопределяется объективными социальными условиями. В свое время рабовладельцам, а затем и феодалам очень хотелось отменить закон, в соответствии с которым происходит смена общественно-экономических формаций. С объективным характером законов общественного развития приходится считаться и тем, кто совершает революционное преобразование, созидает качественно новое социальное устройство. Так обстоит дело, например, с законом социальной преемственности. Нельзя двигать развитие производительных сил, формирование новых производственных отношений, духовной культуры, политической демократии, не опираясь на рациональное и прогрессивное наследие, накопленное человечеством. Всякий, кто пытается игнорировать это наследие, «созидать» на голом месте, делать «все наоборот», фактически оказывается утопистом, если не реакционером. Наш собственный послеоктябрьский исторический опыт показывает, как много бед наносит несохранение таких достижений цивилизации, как общечеловеческие моральные ценности, рынок и товарно-денежные отношения, разделение властей и т. д. [2, с. 94].
Существует, таким образом, единство законов общественного развития и законов природы, заключающееся в их объективном характере. И так же, как мы не можем отменить закон свободного падения тел или закон Архимеда, мы не вольны отменить закон определяющей роли материального в жизни и развитии социума, закон стоимости и т. д. В то же время в одном существенно важном моменте — механизме своей реализации — законы общественного развития принципиально отличаются от законов природы.
Обращаясь, к первоисточникам, можно найти различные толкования предопределенности хода истории. Например, Гоббс, Спиноза, Руссо, Локк исходили из того, что общество - результат соглашения между людьми. В то же время, итальянский философ Д.Викко считал, что «провидение» - это движущее начало в истории. Данной же концепции придерживался и Гегель, но в своих суждениях он продвинулся несколько дальше: Гегель рассматривал историю как развитие и обнаружение мирового духа [12, с. 57].
Другого мнения придерживались материалисты (Маркс, Энгельс, Ленин). В соответствии с материальной концепцией, история не пользуется людьми, как средством достижения своих целей, а она сама есть не что иное, как деятельность людей, преследующих определенные цели.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ход исторических событий в равной степени является как результатом сознательной деятельности людей, так и следствием объективных законов, не зависящих от воли и сознания человечества. Таким образом, как бы не совершалось экономическое развитие: стихийно или направленно, оно является естественноисторическим процессом, подчиненным объективным законам. В тоже время, данные объективные законы являются законами деятельности самих людей.
Общей чертой всех законов общественного развития является объективность. Но в тоже время они различаются в сфере, способах действия и функциях. Поэтому, законы общественной жизни можно разделить на законы структуры, функционирования и развития. Такое разделение законов может быть весьма условным, так как законы структуры общества могут объяснить и его развитие, законы функционирования настолько тесно переплетены с законами развития, сто невозможно противопоставить их друг другу [6, с. 44].
Затруднено также разделение законов общества на статические и динамические. Это обусловлено тем, что в каждом законе статика и динамика переплетена так тесно, что невозможно отнеси данный к той или иной категории.
Законы общественного развития крайне важны для понимания жизни общества и для осмысления и проектирования его будущего, в т.ч. и для модернизационных теоретизаций.
На основе законов общественного развития не только прослеживаются общие тенденции развития общества и делаются прогнозы, но и осуществляется сочетание теоретического и практического; главное, для этого всего создается теоретическое основание, что очень важно для понимания и планирования развития общества, тем более, для осуществления модернизационного проектирования.
Но законы общественного развития имеют и гносеологическое значение: в частности, они являются одними из теоретических положений основания модернизационных теоретизаций.
Законы общественного развития подразделяются на две группы (каждая из которых имеет свои подгруппы):
а) законы социальной философии;
- общественные законы (историко-общественные законы),
- формационные законы (цивилизационные законы),
- законы народонаселения
(основаны на исследованиях
- законы общественного познания;
б) законы (и нормы) политической экономии
- законы классической политэкономии,
- законы марксовой
- законы капиталистической политэкономии,
- законы современной
Законы общественного развития используются не только в предметных исследованиях современной политической экономии и социальной философии. Они важны для решения прикладных задач, поэтому активно используются в диалектической теории модернизации, для которой они не только являются одними из теоретических положений основания модернизационных теоретизаций, но и составляют одну из групп функциональных возможностей диалектической теории модернизации.
В целом использование законов общественного развития происходит не только непосредственно (обозначаемые ими тенденции кладутся в основу ряда теоретических и программных рассуждений), но и опосредованно (они применяются в гносеологических и праксиологических целях, в т.ч. для анализа возможностей их использования при решении конкретных предметных и практических задач) [2, с. 96].
Таким образом, законы общественного развития — это общие, наиболее существенные, повторяющиеся связи и отношения, существующие в кажущемся хаосе обществ, явлений. Если в природе действуют слепые силы и общие законы проявляются во взаимодействии этих сил, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, и объективные законы общества проявляются в целенаправленной деятельности людей. Тем не менее, законы развития общества, как и законы природы, носят объективный характер, т. е. складываются независимо от воли и сознания людей.
3 Экономические законы
Экономические законы – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе производства, распределения и обмена материальных благ и услуг на различных ступенях развития человеческого общества. Экономические законы отражают наиболее существенные, типичные черты функционирования и развития той или иной системы производственных отношений. Каждый экономический закон выступает выражением как качественных, так и количественных сторон экономических явлений и процессов в их единстве и служит внутренней мерой этих процессов [3, с. 116].
Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер. Вместе с тем экономические законы в отличие от законов природы, действуют и проявляют себя лишь через предметно-трудовую и производств. деятельность членов общества. Люди не свободны в выборе производительных сил и условий материальной жизни. Развивая производительные силы в процессе трудовой деятельности, предшествующие поколения оставляют их последующим. Эта связь в человеческой истории обусловливает объективность экономического развития, которое происходит в конечном счёте независимо от воли и сознания как отдельных лиц, так и общества в целом.
В каждом общественном явлении мы встречаемся с действием двух разрядов причин: постоянных и случайных или пертурбационных. В каждом отдельном случае причины, как первого, так и второго рода настолько перепутаны, что становится невозможным различить действие каждой отдельной причины, что, и придает явлению индивидуальный характер. При наблюдении же больших масс случаев случайные причины взаимно уравновешиваются; взаимно нейтрализуются, и в результате совокупность явлений представляется в таком виде, какой получился бы, если бы действовали причины только постоянного характера.
Главной причиной изменчивости общественных явлений служит участие человеческой воли, данное явление только в том случае будет оказывать одинаковое влияние, если человеческая воля будет относиться к нему всегда одинаково. Но в области народного хозяйства воля отдельных людей в большей степени, чем в других сферах человеческой деятельности, подчинена влиянию некоторых постоянных причин, и потому, в большинстве случаев оно следует по известному направлению. Мотив личного интереса, постоянно определяет человеческую волю в (интересах), области хозяйства, придает его отношениям к природе и к другим людям характер такого постоянства, которое дает возможность с полным основанием говорить о закономерности хозяйственных явлений. В области хозяйства постоянно приходится иметь дело с внешней природой и считаться с законами своего организма. Словом, природа и ее вечные законы определяют границы, в которых движется человеческое хозяйство. Человек есть раб привычки, только немногие подвергают критике свои привычки, и многие оценивают свои действия по привычке. Человек мало свободен в выборе различных способов удовлетворения своих потребностей. Эта необходимость подчиняться законам природы, все равно как психологический закон привычки, и те главные причины, по которым налагаются на произвольности экономических явлений печать правильности и закономерности [12, с. 74].
Хозяйственная деятельность человека вытекает из знаний в обществе, из навыков, из строя учреждений, с такой же необходимостью, с какой за внешней точкой следует движение. Над их преобразованием работает человеческая мысль, которая и служит постоянным источником перемен, совершающихся в хозяйстве, несмотря на неизменяемость законов природы. Каждое новое изобретение порождает новые идеи и сообщает человеческой воле новые стимулы, новые цели и новые средства.
Каждое поколение прибавляет свой вклад в духовный капитал человечества, прибавляет новое звено к цепи общественного развития. Не одна теоретическая задача, а также и практическая потребность заставляют при выработке правовых норм сопрягаться с природой экономических отношений. При том влиянии, которое оказывает юридический строй на хозяйственную деятельность, иногда незначительные упущения в оценке хозяйственных отношений могут привести к роковым последствиям. С другой стороны непонимание хозяйственного быта выражается иногда в отсутствии законодательных норм, в которых нуждается экономический строй народного быта [7, с. 214].
Информация о работе Экономические законы и экономическая деятельность людей