Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:18, курсовая работа
Раскрыть механизм рыночного равновесия, в частности взаимодействие спроса и предложения, возможно выяснив сущности товарно–денежных отношений, рынка и его структуры. В истории мировой экономической мысли уже более двух столетий разные направления, течения и школы пытаются определить главные условия и механизм достижения рыночного равновесия. Поскольку практика постоянно вносит что-то новое в развитие экономической системы, усложняется механизм ее функционирования, появляются новые модели и теории рыночного равновесия.
Введение................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты исследования рыночного равновесия...…....4
1.1. Рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения.....4
1.2. Парето–эффективность конкурентного рынка............................10
1.3. Влияние государства на рыночное равновесие...........................14
2. Практическое использование теорий спроса и
предложения на примере мирового рынка нефти………………………17
2.1. Спрос и предложение на мировом рынке нефти………………...17
2.2. Факторы роста добычи нефти, приводящие к снижению цены..23
2.3. Перспективы развития рынка нефти..............................................29
Заключение...........................................................................................................33
Список литературы..............................................................................................35
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
Направление 080100 «Экономика»
Дневное отделение
1.1. Рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения
Для того, чтобы понять рыночный механизм необходимо сначала определить понятие рынка, охарактеризовать элементы его функционирования – спрос и предложение, рассмотреть отдельно каждый из элементов и проанализировать их изменения в зависимости от определенных факторов.
Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.
Логику поведения главных субъектов рынка – покупателей и продавцов – отражают две рыночные силы – спрос и предложение. Итогом их взаи-
модействия становится сделка – соглашение сторон о купле–продаже товара
или услуги в определенном количестве и по определенной цене.
В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.
Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.
Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых неценовых факторов.
К числу таких факторов следует отнести:
Изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой
спроса, показывая изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене.
Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.
Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена предложения. Величина (объем) предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы.
Объём предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.3
Помимо цены на продукт на величину предложения влияют и другие факторы. К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:
ев благоприятные ожидания экономических субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и, как следствие, ведут к росту предложения;
предложение;
Рис. 1.2. Кривая предложения
По более высокой цене на рынке предлагается большее количество
единиц товара, то есть объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена. На рис. 1.2. изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.
Закон предложения – это прямая зависимость между ценой и величи-
ной предложения. Закон предложения звучит так: если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения данного товара увеличивается.
На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель–продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может – у потребителей больше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег. Под рыночной ценой понимается фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. У производителей–продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предлагают цены предложения – такие предельные минимальные цены, по которым производители-продавцы еще готовы продавать свои товары. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки.