Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:08, реферат
Целью данной работы является изучение экономического потенциала субъекта малого предпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики.
Задачи:
- изучить теоретические основы малого бизнеса;
- изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
- рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России.
Введение
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России
2.1 Этапы становления малого предпринимательства
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства
Глава 3. Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса
1.2 Критерии отнесения
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России
2.1 Этапы становления малого предпринимательства
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства
Глава 3. Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших масштабов; напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.
Для современной экономики
С одной стороны, устойчивой тенденцией
научно-технического прогресса является
концентрация производства. Именно крупные
фирмы располагают большими материальными,
трудовыми и финансовыми
С другой стороны, в последнее время
выявился небывалый рост малого и
среднего предпринимательства, особенно
в тех сферах, где не требуется
значительных капиталов, больших объемов
оборудования и кооперации множества
работников. Малых и средних предприятий
особенно много в наукоемких видах
производства, а также в отраслях,
связанных с производством
Эффективное функционирование малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребителей; производство продукции малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и др. Развитие мелкого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Особое место в современной
экономике России принадлежит малому
предпринимательству и
Целью данной работы является изучение
экономического потенциала субъекта малого
предпринимательства как
Задачи:
- изучить теоретические основы малого бизнеса;
- изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
- рассмотреть проблемы
Глава 1. Малый бизнес
1.1
Сущность, роль и значение малого бизнеса
Термин «бизнес» имеет английское
происхождение и в языке
Бизнес - самостоятельная, осуществляемая
на свой страх и риск и под личную
имущественную ответственность
деятельность отдельных граждан, направленная
на получение прибыли или
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».
В большинстве определений
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.
Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может
нормально развиваться без
Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
- доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
- доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
- доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих, предприятий;
- доля трудоспособного
- доля малого бизнеса в
- доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
- доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
- доля отдельных видов
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Развитие в России малого бизнеса
имеет большое
- мелкий бизнес позволяет
- для создания мелких фирм
не требуются крупные
- развитие мелкого бизнеса -
это одно из действенных
- мелкие предприятия проще в
управлении, им не требуется создавать
сложные управленческие
- мелкие фирмы могут быстрее
и дешевле перевооружаться,
- развитие мелкого бизнеса
- с развитием мелкого бизнеса
появляется средний класс и
класс мелких собственников,
- малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
- в современных условиях
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
- снижения уровня безработицы;
- более полное удовлетворение
потребностей граждан в
- улучшение качества
- более высокая
- формирование среднего класса
в обществе как основы для
развития экономики и
- формирование многочисленного
класса мелких собственников,
которые в наибольшей степени
заинтересованы в обеспечении
порядка и стабильности в
- снижение забастовок и
1.2 Критерии отнесения
Разработка и применение критериев
для отнесения предприятий к
малому бизнесу имеют большое
научное и практическое значение,
а отсюда вытекает и большая ответственность
государственных органов за их принятие.
От принятия тех или иных критериев
зависит, какие предприятия относить
к малым, какие нет. В этом случае
изменяются соотношение между крупным,
средним и малым бизнесом; величина
государственной поддержки
В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу. На наш взгляд, при их разработке необходимо придерживаться таких принципов, как:
- объективность;
- дифференциация величины
- простота в понимании и
- минимизация количества
- стабильность критериев.
На первоначальном этапе становления
малого бизнеса в России основным
критерием для отнесения
В Российской Федерации в соответствии
с Федеральным законом от 24.07.2007
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в
- доля участия РФ, субъектов
РФ, муниципальных образований,
- доля участия других
- средняя численность занятых
за предшествующий календарный
год не должна превышать 100
человек, а для «
- предельные выручки от
- микропредприятия - 60 млн. руб.;
Информация о работе Экономический потенциал субъектов малого предпринимательства