Экономический потенциал субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономического потенциала субъекта малого предпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики.

Задачи:

- изучить теоретические основы малого бизнеса;

- изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;

- рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Малый бизнес

1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса

1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России

2.1 Этапы становления малого предпринимательства

2.2 Проблемы развития малого предпринимательства

Глава 3. Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

[Экономическая теория]Малый бизнес.docx

— 635.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Малый бизнес

 

1.1 Сущность, роль и значение  малого бизнеса

 

1.2 Критерии отнесения предприятий  к малому бизнесу

 

Глава 2. Развитие малого предпринимательства  в России

 

2.1 Этапы становления малого  предпринимательства

 

2.2 Проблемы развития малого  предпринимательства

 

Глава 3. Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства

 

Заключение 

 

Список литературы

 

 

Введение

В настоящее время в экономике  России одновременно функционируют  крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических  особенностей, от действия эффекта  масштабности. Есть отрасли, связанные  с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших масштабов; напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, средних  и малых.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные  фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые  и определяют важнейшие технологические  сдвиги.

С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост малого и  среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах  производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских  товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых  предприятий определяется рядом  их преимуществ по сравнению с  крупным производством: близость к  местным рынкам и приспособление к запросам потребителей; производство продукции малыми партиями, что невыгодно  крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и др. Развитие мелкого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Особое место в современной  экономике России принадлежит малому предпринимательству и определению  его экономического потенциала. Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников, который становится основой социально-экономических  преобразований. Малое предпринимательство  является одной из форм организации  экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Одним из основных недостатков, способствующих торможению развития и сокращению числа малых предприятий, является игнорирование роли, значения и оценки экономического потенциала.

 

Целью данной работы является изучение экономического потенциала субъекта малого предпринимательства как системы  взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики.

 

Задачи:

 

- изучить теоретические основы  малого бизнеса; 

 

- изучить критерии отнесения  предприятии к малому бизнесу;

 

- рассмотреть проблемы становления  малого бизнеса в России.

 

 

Глава 1. Малый бизнес

1.1     

Сущность, роль и значение малого бизнеса

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала  означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность  деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической  выгоды в иной форме.

В одном из современных экономических  словарей сущность малого предприятия  трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие  любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных  лиц и организаций, т.е. бизнес основан  на частной, негосударственной форме  собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой  сфере деятельности, которая по своим  критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

Предприниматели без образования  юридического лица (ПБЮЛ) также относятся  к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может  нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история  экономического развития ведущих стран  мира.

Роль и значение малого предпринимательства  с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать  с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и  значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

 

- доля валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в малом  бизнесе;

 

- доля национального дохода, создаваемого  в малом бизнесе;

 

- доля мелких предприятий в  общем количестве коммерческих, предприятий;

 

- доля трудоспособного населения,  занятого в малом бизнесе;

 

- доля малого бизнеса в экспорте  продукции;

 

- доля налогов, поступающих от  малого бизнеса, в их общей  величине;

 

- доля основного капитала, функционирующего  в малом бизнесе;

 

- доля отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым  бизнесом, в общем, их объеме  и др.

 

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса  в экономике страны.

Развитие в России малого бизнеса  имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

 

- мелкий бизнес позволяет заполнить  все российские рынки и наиболее  полно удовлетворять потребности  населения в товарах и услугах;

 

- для создания мелких фирм  не требуются крупные инвестиции  и длительный срок их сооружения;

 

- развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;

 

- мелкие предприятия проще в  управлении, им не требуется создавать  сложные управленческие структуры;

 

- мелкие фирмы могут быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять  и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную  автоматизацию производства, достигать  оптимального сочетания автоматизированного  и ручного труда;

 

- развитие мелкого бизнеса позволяет  в значительной степени решить  или смягчить проблему безработицы;

 

- с развитием мелкого бизнеса  появляется средний класс и  класс мелких собственников, заинтересованный  в стабилизации экономики и  наведении элементарного порядка  в стране;

 

- малый бизнес отличается от  среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

 

- в современных условиях Российской  Федерации, когда процесс становления  малого бизнеса находится на  начальном этапе, его дальнейшее  развитие в количественном и  качественном плане является  важнейшим фактором поступательного  подъема национальной экономики.

 

Социальная значимость малого бизнеса  имеет разноплановый характер. В  результате развития малого бизнеса  она проявляется по следующим  направлениям:

 

- снижения уровня безработицы;

 

- более полное удовлетворение  потребностей граждан в продукции  и услугах;

 

- улучшение качества обслуживания;

 

- более высокая удовлетворенность  людей, особенно высокообразованной  рабочей силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу, прежде всего, как  средство самовыражения;

 

- формирование среднего класса  в обществе как основы для  развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;

 

- формирование многочисленного  класса мелких собственников,  которые в наибольшей степени  заинтересованы в обеспечении  порядка и стабильности в обществе  и экономике;

 

- снижение забастовок и социальной  напряженности в обществе. [3]

 

1.2 Критерии отнесения предприятий  к малому бизнесу 

Разработка и применение критериев  для отнесения предприятий к  малому бизнесу имеют большое  научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность  государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев  зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

В экономической литературе отсутствуют  научные принципы разработки критериев  для отнесения предприятий к  малому бизнесу. На наш взгляд, при  их разработке необходимо придерживаться таких принципов, как:

 

- объективность;

 

- дифференциация величины критериев  в зависимости от специфики  и отраслевой принадлежности  предприятия;

 

- простота в понимании и использовании;

 

- минимизация количества критериев  (их не должно быть больше  трех);

 

- стабильность критериев.

 

На первоначальном этапе становления  малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятий  к малым являлась численность  работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» от 11.05.93 № 446 к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200; в науке и научном обслуживании - до 100; в других отраслях производственной сферы - до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 человек. [8]

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» лимитируются доля участия  других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам  малого предпринимательства относятся  коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), потребительские  кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим  условиям:

 

- доля участия РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций, благотворительных  и иных фондов не должна  превышать 25%;

 

- доля участия других юридических  лиц, не являющихся субъектами  малого и среднего предпринимательства,  в капитале малого или среднего  предприятия не должна превышать  25 %;

 

- средняя численность занятых  за предшествующий календарный  год не должна превышать 100 человек, а для «микропредприятий», выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;

 

- предельные выручки от реализации  товаров (работ, услуг) за предшествующий  год без учета НДС для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства: 

 

- микропредприятия - 60 млн. руб.;

Информация о работе Экономический потенциал субъектов малого предпринимательства