Экономический рост и основные факторы его развития. Проблемы экономического роста в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика современного типа обречена на экономический рост. Причин для этого более чем достаточно:
1) естественный прирост населения страны, необходимость недопущения «старения нации» и другие обстоятельства такого же рода обусловливают необходимость непрерывно увеличивать массу экономических благ, т. е. объем «национального пирога». При этом ежегодные темпы роста ВВП должны быть выше темпов прироста численности населения;

Содержание работы

Введение

Содержание, типы и факторы экономического роста
Показатели роста национальной экономики
Типы экономического роста
Издержки и пределы экономического роста
Факторы экономического роста
Модель экономического роста Р. Солоу
Основные направления разработки
Модель экономического роста Р. Солоу
Экономический рост в РБ
Проблемы экономического роста в условиях современной Беларуси
Разработка белорусской модели экономического роста
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Экономический рост и основные факторы его развития.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Загрузка свободных мощностей позволила экономить на постоянных издержках (FС) и заметно снизить общие средние издержки производства (АТС). На низком уровне удалось стабилизировать безработицу. Разрабатываемые целевые программы консолидировали в себе перспективные точки экономического роста. Преодолевая заметное противодействие, в практическую плоскость стали переводить вопросы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке.

Рост денежных доходов населения и заработной платы оживили потребительский спрос. Последний поддерживался за счет регулярного пересмотра в сторону повышения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда.

В качестве особых факторов стабилизации национальной экономики выступили выгодное геополитическое положение Беларуси, укрепление исполнительской дисциплины в структурах государственного управления, уровень профессиональной подготовки рабочей силы и достаточно приемлемый уровень качества белорусской продукции. Кризисная ситуация была заметно упрощена благодаря достигнутому соглашению о погашении долга России, ранее накопленного за поставки в республику энергоносителей (1,2 млрд. долларов США). Стабильное соблюдение графика выплаты пенсий и заработной платы позволило сохранить высокий кредит доверия населения к властям. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказали также и достаточно стабильные урожаи 1995 и 1996 гг.

Если в 1995 году спад объема ВВП составил 10% , то в 1996 году впервые был обеспечен прирост ВВП в 3% [11,с.554] . Кризисный спад национального производства в республике оказался меньше всех других стран СНГ. Кроме того, Беларусь стала первой демонстрировать плюсовые значения.

Таким образом, в 1994-1996 гг. в Беларуси были заложены основы эволюционной методологии обеспечения экономического роста. Подобный подход учитывает инерционность социально-экономического механизма и отвергает варианты насильственной ломки и больших скачков. Государство заняло активную позицию в экономических преобразованиях и приняло на себя ответственность за сохранение экономического потенциала.

Вместе с тем в формируемый с большим трудом новый экономический порядок все чаще стали вноситься достаточно заметные изменения. Сократились поступления финансовых средств от приватизации. Дефицит средств, необходимых для финансирования государственных мероприятий, активизировал кредитную эмиссию Национального банка. Возросла налоговая нагрузка на реальный сектор экономики.

В итоге резко возросли инфляция и девальвация белорусского рубля, который в одночасье утратил функцию резервного платежного средства на экономическом пространстве СНГ. Финансовая дестабилизация ухудшила экономическое положение реального сектора. На уровне предприятий обнаружилась четкая зависимость: чем выше в условиях гиперинфляции оказывались темпы роста, тем ниже опускалась рентабельность производства, тем больше образовывалось убытков и тем меньше оставалось оборотных средств у предприятий. А это в свою очередь усиливало кредитную эмиссию Национального банка и дотации из бюджета государственному сектору. Отрицательные процентные ставки заметно обесценивали денежные сбережения населения. Стали снижать официальные темпы экономического роста. Как следствие, усилилось административное регулирование экономических процессов.

«Усталость роста» непосредственно отразилась на ухудшении ситуации, связанной с обновлением основных фондов. Так, к нулевой отметке приблизился уровень формирования чистых основных фондов (с учетом их выбытия). И это без поправки на то, что часть средств, которые в СНС учитываются как инвестиции, но используются для пополнения оборотных средств, в подлинном смысле слова не должны рассматриваться как инвестиции.

Чтобы сохранить конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках, поддерживался относительно низкий уровень заработной платы. В пользу экспортеров осуществлялась непрерывная девальвация белорусского рубля.

В экономической теории такая конкурентоспособность, которая противоречит стратегическим целям экономического роста, получила название «конкурентоспособности бедных стран». Поэтому и не может долго реализовываться цивилизованной страной. Однако, по сей день на постсоветском пространстве Беларусь имеет с учетом соотношения валютного курса и паритета покупательной способности самую слабую национальную валюту. Расчеты экспертов показывают, что уменьшение данного разрыва и, как следствие, приближение валютного курса к паритету покупательной способности на 5-10% позволило бы повысить среднюю зарплату в долларовом эквиваленте примерно на 45-50 долларов США.

«Усталость роста» обнаружилась и в том, что в условиях Беларуси, по данным официальной статистики, в среднем на 6-10% прироста ВВП ежегодно приходилось 250-380% инфляции. Таковы основные результаты деятельности правительства С. С. Линга. В экспертных заключениях и в белорусской экономической литературе стал появляться вывод об «инфляционной модели экономического роста». По крайней мере, было замечено, что темпы экономического роста временно обеспечиваются за счет высокого инфляционного налога.

Инфляционная модель экономического роста. В современной экономической науке взаимосвязь между инфляцией и экономическим ростом выступает объектом специального анализа. Признается как положительное, так и отрицательное воздействие инфляции на динамику экономического роста.

Принято считать, что на исходном этапе инфляция в разумных пределах (например, 2-4% в год) через соответствующие инфляционные ожидания стимулирует совокупный спрос. Дополнительные доходы и сбережения домашних хозяйств, возрастание прибыли у самих предприятий стимулируют инвестиционную деятельность. Под воздействием инфляции обесценивается кредиторская задолженность, что расчищает балансы предприятий.

Вместе с тем инфляция обесценивает сформированные фонды развития, включая амортизационный фонд предприятий и т. д. Изменяющиеся темпы инфляции искажают ценовые сигналы, что увеличивает неопределенность и риски для инвесторов. Нарастает вполне объяснимое бегство капитала в торгово-посредническую сферу. В целях сохранения стоимостного эквивалента капитал отвлекается в непроизводственные активы.

Таким образом, в долгосрочной перспективе высокие и изменяющиеся темпы инфляции оказывают на экономический рост неблагоприятное воздействие.

Теперь о ситуации в национальной экономике Беларуси. Длительное сохранение высоких темпов инфляции (200-400% в год) и обеспечение при этом достаточно скромного экономического роста (3-8 % прироста ВВП в год) тем не менее позволили выдвинуть предположение о формировании в Беларуси так   называемой «инфляционной модели экономического роста».      

Однако имеется ли реально в Беларуси такая модель экономического развития?                                                                

Следует отметить, что в качестве исходного пункта для экономических новаций такого рода выступила не сама теоретическая концепция, а стремление в условиях затянувшейся стагфляции (1992-1995 гг.) отыскать конкретные практические решения по стабилизации ситуации и недопущению окончательного развала белорусской экономики. Стагфляция сопровождалась обесценением денег, обострением кризиса неплатежей, появлением различных денежных суррогатов на общем фоне значительного снижения степени монетизации ВВП, а также удорожанием кредитов и их общей недоступностью для реального сектора экономики. Увеличивался удельный вес убыточных и малорентабельных предприятий. Обесценение оборотного капитала и нарастание бартера затрудняло обеспечение даже простого воспроизводства.

Складывалась видимость того, что основная причина экономического кризиса кроется в дефиците денежной массы в национальной платежной системе. В итоге была выдвинута идея необходимости форсированно наращивать денежную эмиссию в пользу бюджета, а не коммерческих банков, и повышения таким способом степени монетизации национальной экономики. Кредитная эмиссия через бюджет и специальные программы Национального банка направлялась на поддержку в первую очередь крупных государственных предприятий, на финансирование жилищного строительства и агропромышленного комплекса.

Наращивание массы необеспеченных денежных средств привело к ускоренной девальвации белорусского рубля темпами, фактически совпадающими с темпами инфляции. Ухудшился платежный баланс страны. До минимума были сведены валютные резервы банковской системы. Крупный финансовый урон нанес белорусской экономике вывод белорусского рубля из системы международных расчетов (март, 1998 г.). Резко ускорилось обесценение денежных вкладов населения, а также оборотного капитала прибыльных предприятий. Снизилась средняя заработная плата в долларовом эквиваленте. Возросла «долларизация экономики».

Вопреки всем первоначальным прогнозам за счет умелой и целенаправленной «канализации денежной эмиссии» в 3-4 раза (до 400 долларов в месяц) увеличить среднюю заработную плату в долларовом эквиваленте — эту задачу не удалось решить. Наоборот, уровень оплаты труда заметно сократился. Обесценение денег и рост скорости их движения привели к тому, что почти в 2 раза снизилась степень монетизации ВВП. В национальной платежной системе обострился денежный дефицит, стал нарастать бартер.

Невыполнение принятых обязательств по регулированию денежного обращения привело к заметному ухудшению отношений с международными финансовыми институтами. В переломный период Беларусь оказалась лишенной внешних источников финансирования.

В чистом виде проблема «эффективного спроса» возникала лишь тогда, когда рассматривался вопрос об очередном повышении минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда. В условиях нарастающей кредитной экспансии к повышению «минималки» и тарифной ставки первого разряда пришлось прибегать в 4-5 раза чаще, чем до этого. За счет очередного повышения номинальных доходов населения рассчитывали оживить платежеспособный спрос населения. Но эффективность таких действий снижалась. С одной стороны, в условиях снижения платежеспособного спроса населения возрастали складские запасы готовой продукции, с другой — обесценение номинальных денежных доходов приводило к снижению жизненного уровня широких народных масс.

В условиях гиперинфляции имел место постоянный отрыв динамики нормы ссудного процента (ставки рефинансирования) от уровня рентабельности реального сектора. В итоге прибыльность банковского капитала значительно превысила рентабельность первичного сектора национальной экономики. Загрузка малоэффективных производственных мощностей, созданных еще в советский период, и реализация продукции на внешних рынках по заниженным ценам финансировались за счет инфляционного налога, распределяемого среди населения и устойчиво работающих предприятий.

Отмеченные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в условиях Беларуси не разрабатывалась и не использовалась научная «инфляционная модель» экономического развития. К 2001 году закономерно обозначилось снижение официальных темпов прироста ВВП и реальной зарплаты, что заставило окончательно усомниться о наличии конструктивной модели «инфляционного экономического роста».

Вывод: устойчивое и долговременное развитие совместимо лишь с низкими темпами инфляции.

Корректировка курса. При определенных оговорках можно считать, что с 2001 года определилось более сдержанное отношение к «канализации денежной эмиссии». Со страниц официальных докладов исчезла риторика о необходимости ускоренной «монетизации ВВП» и т. п. Был сделан обоснованный вывод о том, что для сдерживания инфляции и девальвации усилий только одного Национального банка Республики Беларусь явно недостаточно. Необходимо совершенствование реального сектора экономики.

Следует отметить, что частичное возвращение к прежнему курсу обеспечения финансовой стабилизации (ограничение кредитной эмиссии и подавление инфляции; введение единого официального обменного курса рубля и его относительная стабилизация; введение мягких бюджетных ограничений и др.) незамедлительно выявили необоснованность замораживания неотложных институциональных преобразований. Так, кроме убытков в государственном секторе обнаружилась и открытая его регидностъ, когда неэластичность издержек производства по цене приводит к их устойчивому повышению. Инфляция издержек производства выступает как постоянный спутник нереформированной экономики, как результат экономической не заинтересованности предприятий бороться за их снижение.

В итоге значительно расширился перечень белорусских товаров, цены на которые (при низком качестве) стали превышать мировой уровень.

На стабилизацию обменного курса, поддержание положительных процентных ставок и т. п. население Беларуси среагировало (2003-2004 гг.) увеличением банковских депозитов в национальной валюте.

Возникла ситуация, когда одновременно с ростом реальных доходов домашних хозяйств, средней заработной платы и увеличения банковских депозитов населения произошло снижение эффективности национального производства. Оказалось, что не машины вытесняют рабочих, а напротив дешевая рабочая сила зачастую вытесняет технику, пришедшую в негодность. Сфера высокоэффективного автоматизированного труда сужается, а примитивного ручного труда расширяется [15, стр.19].

Но надо видеть и то, что механическое сдерживание ставшей привычной кредитной эмиссии в условиях не реформированной экономики в состоянии породить новые проблемы (кризис неплатежей, недоимки перед бюджетом, и т. д.). Четче обозначился круг хронически убыточных предприятий. Снижение темпов инфляции ужало номинальную налогооблагаемую базу и затруднило исполнение бюджета 2003 года.

Уменьшение инфляции усиливает кризисное состояние банковской системы, так как теряется значительная часть ставшей уже привычной инфляционной прибыли, снижается доходность денежных спекуляций. В итоге возникает вопрос о перемещении центра тяжести банковской деятельности в реальный сектор экономики. В целом следует признать, что наиболее конструктивным выглядит такой путь, когда поэтапное ограничение кредитной эмиссии будет тесно увязано с проведением в национальной экономике последовательных преобразований.

Обратим внимание и на то, что сохраняется целевое кредитование предприятий государственного сектора. Банковскому сектору доводится норматив долгосрочного кредитования, но высокотехнологичные проекты не оказываются в центре внимания банкиров. К тому же в реализации таких проектов не заинтересованы и сами предприятия госсектора. Снизилась прозрачность и эффективность управления бюджетом. Расширение практики доведения до предприятий разных форм собственности административных заданий по объему выпуска отодвигает на второй план финансовые показатели. Административный экономический рост часто сопровождается работой на склад, где также есть свои пределы.

Информация о работе Экономический рост и основные факторы его развития. Проблемы экономического роста в РБ