Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании проблематики экономического роста. Задачами курсовой работы являются: определение сущности экономического роста, его основных показателей и типов; изучение теорий экономического роста; исследование проблемы и современного состояния экономического роста как в мире в целом, так и в Российской Федерации.
1.3 Темпы экономического роста
Наличие системы показателей для измерения экономического роста позволяет рассчитывать его темпы. В зависимости от того, каковы темпы экономического роста, различают:
1. Равномерный экономический рост – через равные промежутки времени наблюдается один и тот же темп (в процентах).
При этом выделяют три разновидности:
а) Экономический рост по арифметической прогрессии, когда через один и тот же промежуток времени прирост происходит на одну и ту же величину или в одно и то же число раз по сравнению с базовым периодом.
б) Экономический рост по геометрической прогрессии, когда через определенный промежуток времени прирост происходит в определенное число раз по скользящему базовому периоду (одинаковый прирост в каждом последующем периоде относительно предыдущего).
в). Экспоненциальный экономический рост, когда прирост происходит в квадрате или в кубе через каждые 25 лет.
2. Недифференцированный экономический рост – имеет место, когда развивающиеся страны воспроизводят темпы экономического роста промышленно развитых стран и повторяют историю применительно к себе.
3. Комбинированный рост имеет место на начальном этапе индустриального развития: сначала наблюдаются большие темпы экономического роста, затем рост становится плавным (без рывков).
4. Органический рост предполагает необходимость дифференцированного экономического роста разных стран. Немецкий экономист Эдуард Пестель, автор концепции органического экономического роста, предполагал, что должны соблюдаться следующие принципы:
а) Одни страны (промышленно развитые) должны замедлить темпы своего роста, а другие (развивающиеся), наоборот, увеличить.
б) Ни одна группа стран не должна обеспечивать свой экономический рост за счет других стран.
в) Прогрессивные сдвиги в одних странах должны сопровождаться такими же сдвигами во всем мире.
г) Сохраняется динамическое равновесие во всей мировой экономике.
5. Циклический экономический рост является отражением общей закономерности, состоящей в том, что периоды быстрого темпа экономического роста сменяются периодами медленного роста или падения объемов национального производства.
6. Долгосрочный экономический рост определяется путем усреднения темпов экономического роста. Для определения долгосрочного экономического роста рассчитывают средний темп прироста ВНП для всей страны в целом и прирост на душу населения. Он не является общемировым явлением.
Существуют значительные различия в темпах экономического роста. Если бы все страны мира развивались одновременно и одними и теми же темпами, то в каждый данный момент мировая экономика была бы однородной по своему составу. Но в действительности не так. В действительности одни страны раньше перешли к индустриальному экономическому росту, другие – позже. Одни имеют высокие темпы индустриального экономического роста, другие – медленные. В результате в каждый данный момент мировая экономика является пестрой по своему составу.
1.4 Факторы экономического роста
Процесс экономического роста включает в себя взаимодействие его факторов. Выделяют три группы факторов экономического роста:
факторы предложения (наличие людских ресурсов, природных ресурсов, основного капитала, уровень технологии);
факторы спроса (уровень цен, потребительские расходы, чистый объем экспорта);
факторы распределения (рациональность и полнота вовлечения ресурсов в процессе производства, эффективность использования вовлекаемых в экономический оборот ресурсов).
Решающее значение в экономическом росте имеют факторы предложения. Общее представление о взаимодействии названных трех групп факторов экономического роста иллюстрирует кривая производственных возможностей.
Она отражает совмещение разновидностей производства различных благ, которые могут быть выпущены при данном количестве и качестве людских, природных ресурсов, основного капитала и существующей технологии (рис. 1).
Рис. 1. Кривая производственных возможностей
На рис. 1 показано, что любая точка на кривой производственных возможностей означает максимальный объем выпуска двух товаров. Когда объемы производства в стране соответствуют точке на кривой производственных возможностей, факторы применяются в процессе производства эффективно. Каждая точка внутри кривой показывает, что факторы применяются не оптимально. Все точки расположенные за кривой, свидетельствуют о недостаточном уровне производства в результате ограниченности ресурсов. Экономический рост осуществляется в том случае, когда прежде не применяемые факторы производства начинают использоваться и экономика передвигается из внутренней точки на кривой производственных возможностей. Рост наблюдается и тогда, когда кривая производственных сдвигается вправо.
В качестве ключевых факторов, влияющих на предложение, и, соответственно, на темпы экономического роста, можно выделить следующие.
1) Уровень квалификации трудовых ресурсов, образованность занятого населения, качество здравоохранения, характер и национальные особенности менеджмента (управленческий фактор), половозрастная структура общества – эту группу факторов в дальнейшем будем называть человеческим ресурсом.
2) Наличие запасов минерально-сырьевых ресурсов, степень их освоенности, уровень трудоемкости их освоения, уровень качества ресурсов (к примеру, глубина переработки нефти обусловливается ее природными свойствами). Все данные факторы можно обозначить как сырьевой ресурс.
3) Уровень технологического развития общества, возможность использования достижений НТП, капиталовооруженость, фактор разделения труда, в том числе международного, степень развития коммуникаций, связи. Такую группу факторов в дальнейшем будем называть технологическим ресурсом
4) Социально-экономическое устройство общества, степень развития общественных институтов, направленность государственной политики (на консервацию существующего уровня развития, на экономический рост, на сдерживание темпов роста), наличие социально-экономической стабильности в обществе и, как следствие этого, уровень гражданской ответственности населения, доверие его к институтам государственной власти, склонность к развитию и апатии. Данная группа факторов является социальным (или институциональным) ресурсом и может быть в наибольшей степени относительно других факторов подвержена субъективному моменту.
2. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
2.1 Докейнсианский период
На начальном этапе развития экономической мысли экономический рост связывали с богатством. При этом важным было не только само определение богатства, но и поиск его источника. Под богатством понималось количество драгоценного металла в стране (на стадии раннего меркантилизма), и достижением этой цели служила система «полицейских» мер, направленных на приток в страну полновесной иностранной монеты и недопущение вывоза ее из страны. На этапе позднего меркантилизма приоритеты меняются, главным становится обеспечение протекционистская политика государства, поддержка экспортно-ориентированных отраслей, законодательные меры в области ограничения заработной платы, что должно было обеспечить преимущества в ценовой конкуренции на мировых рынках.
А. Смит связывал рост богатства того или иного народа с улучшением отдачи от факторов производства (земли, труда и капитала), что выражается в росте производительности труда и увеличении размеров функционирующего капитала.
В качестве основных движущих сил увеличения производительности труда по Смиту были разделение труда и усовершенствование техники. Разделение труда Смит связывал с естественной склонностью людей к обмену, а следствием разделения труда является увеличение производительности за счет трех факторов:
– увеличение ловкости, мастерства работника;
– сокращение времени перехода от одного производственного процесса к другому;
– возможность применения машин, поскольку узкая специализация заставляет работать эффект масштаба.
Крайне пессимистичными оказались взгляды на экономический рост Томаса Мальтуса, описывающего рост населения и рост производства. С точки зрения Мальтуса, в случае сохранения прежних пропорций между темпами роста населения и средств существования, когда население растет в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической, земле грозит скорое истощение и, следовательно, ожесточение борьбы за ограниченные ресурсы, рост войн, эпидемий, голод, массовые болезни и т. д. В качестве выхода из этой проблемы Мальтус предлагал сдерживать рост населения путем «призыва к благоразумию» прежде всего наиболее бедных слоев населения и рождения детей лишь при условии обеспечения их средствами существования для достойной жизни.
Давид Рикардо, другой яркий представитель классической школы, развил идею Мальтуса об убывающем плодородии почвы, введя ограничение экономического роста, с одной стороны, за счет снижения прибыли капиталистов из-за удорожания земли, а с другой – за счет роста цен на сельскохозяйственную продукцию, а соответственно, необходимой более высокой номинальной заработной платы для рабочих. Но при этом Рикардо утверждал, что даже в этом случае рост можно контролировать за счет технологических усовершенствований оборудования и специализации торговли, однако он тоже подразумевал исключительно стабильное состояние.
Наиболее радикально пересмотрел классическую теорию роста Карл Маркс. Он ввел несколько ограничений. Во-первых, по его мнению, заработная плата определялась сделкой между капиталистами и рабочими – процессом, который был не в пользу последних, прежде всего за счет существования «резервной армии труда». Во-вторых, Маркс рассматривал прибыль и «сырьевой инстинкт» как определяющие факторы сбережений и накопления капитала, но при этом, в отличие от Смита, Маркс говорил, что уменьшение коэффициента прибыли не приводит к стабильному состоянию, а является стимулом для капиталистов еще больше сокращать заработную плату рабочим и увеличивать безработицу.
Заслуга Джона Стюарта Милля заключается в систематизации классической школы, он во многом подвел черту под предыдущими исследованиями в рамках «классики». В частности, он завершил классическую теорию экономической динамики, рассматривающей долговременную тенденцию развития экономики. В основе этой концепции лежит идея о непрерывном накоплении капитала.
Существенный вклад в теории роста был внесен Йозефом Алоизом Шумпетером, прежде всего благодаря работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1939 году. Именно Шумпетер ввел в экономическую науку понятие «инновации» и абсолютно по-новому рассмотрел значение предпринимателя с точки зрения экономического роста.
Джон фон Нейман следовал классической идее о том, что «избыток» есть определенный фактор роста, но, в отличие от классиков, его интересовали падающие коэффициенты прибыли. По мнению Джона фон Неймана, важно создание роста в стабильном состоянии, что было сделано классиками, но без учета ограничений, которые могли бы привести экономику к стабильному состоянию без роста. В большей мере это обусловливается специальностью фон Неймана, который был математиком, а соответственно прогнозировал многое из «социальных соображений». Таким образом, он не придавал значения возможным ограничениям, связанным с землей и плодородием, предпринимательским поведением, или другим аспектам.
2.2 Кейнсианская и неокейнсианская теории
Кейнсианская теория роста имеет более солидный список персоналий, к которым следует отнести самого Дж.М. Кейнса, Р. Харрода, Е. Домара, Дж. Робинсон, Н. Калдора, Л. Пазинетти, Дж. Мида. Джон Мейнард Кейнс не расширял свою теорию равновесия в теорию роста, но именно его «Общая теория занятости, процента и денег» легла в основу всех последующих теорий.
Ключевым фактором кейнсианской модели является эффективный спрос, и именно расширение совокупного эффективного спроса должно способствовать экономическому росту. Фактически Кейнс делает упор не на факторы предложения, свойственные классическому подходу, а на факторы спроса.
Дж.М. Кейнс обратился к проблеме реализации и в связи с этим сосредоточился на изучении основных составных частей совокупного спроса. Определяющим является основной психологический закон, согласно которому по мере роста дохода возрастает предельная склонность к сбережениям, тогда как предельная склонность к потреблению сокращается. Действие основного психологического закона в обществе приводит к тому, что люди (домашние хозяйства) предпочитают делать больше сбережений, меньше потреблять, что приводит к снижению спроса и, как следствие, падению производства, торможению экономического роста («парадокс бережливости»).