Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Как обеспечить экономический рост; какие факторы его обусловливают; почему одни страны развиваются быстрее, а другие медленнее; что необходимо предпринять, чтобы поддерживать высокий уровень благосостояния, если он уже достигнут, и какие меры следует использовать слаборазвитым странам, чтобы достичь этого уровня, каковы издержки экономического роста - таков далеко не полный перечень вопросов, которые я хотела изложить в своем докладе.

Содержание работы

Введение
Глава1. Теоретические основы и основные характеристики экономического роста
1.1. Сущность, понятие и типы экономического роста
1.2.
Глава 2.
2.1.
2.2.
Глава 3.
3.1.
3.2.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экон. рост.docx

— 129.51 Кб (Скачать файл)

Yt=Y0(1+ga)t,

из чего следует, что среднегодовой  темп прироста ВВП равен:

 
Итак, среднегодовой темп прироста ВВП представляет собой среднюю  геометрическую темпов прироста за определенное количество лет. 
Для облегчения расчетов обычно используется «правило 70», которое утверждает, что если какая-то переменная растет темпом х % а год, то ее величина удвоится приблизительно через 70/х лет. Если ВНП на душу населения ежегодно растет на 1% , то его величина удвоится через 70 лет (70/1). Если ВВП на душу населения растет на 4% в год, то его величина удвоится примерно через 17,5 лет (70/4). Так, каждое поколение американцев считает своей целью оставить после себя удвоенный ВВП для будущего поколения. Для этого экономика должна иметь средние темпы роста, примерно равные 3% в год. 
Однако из «правила 70» следует, что по прошествии ряда лет быстро растущая экономика применяет процентную величину темпа экономического роста к большей первоначальной величине ВВП, и общий выпуск увеличивается быстрее в более медленно растущих экономиках. Как мы видели, экономика, которая растет с темпом 1% удвоит свой ВВП через примерно 70 лет, а в экономике с 4%-ным темпом роста, удвоение ВВП будет происходить каждые 17.5 лет. Через 70 лет экономика с 4%-ным ростом увеличит свой ВВП в 16 раз по сравнению с исходным уровнем (24), в то время как экономика с 1%-ным ростом только удвоит исходную величину ВВП (21). Если обе экономики первоначально имеют одинаковый уровень ВВП, то экономика с 4%-ным темпом роста через 70 лет будет иметь ВВП в 8 раз больший, благодаря кумулятивному эффекту, чем экономика с 1%-ным ростом. Это явление, когда более бедная страна начинает развиваться более быстрыми темпами, чем более богатая страна, поскольку она имеет первоначально более низкий производственный потенциал и уровень ВВП, получило название эффекта «быстрого старта» («catch-up effect»).

Государственная политика и экономический рост

 




На рост производительности труда и уровня жизни населения  существенное воздействие оказывает  экономическая политика государства. Прежде всего с помощью экономической  политики государство может влиять на величину физического и человеческого  капитала. Если растет запас капитала в экономике, то увеличивается экономический  потенциал страны, и экономика  может производить в будущем  большее количество товаров и  услуг. Поэтому, если правительство  хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую  политику:  
• Стимулировать внутренние инвестиции и сбережения. Рост запаса капитала в экономике происходит с помощью инвестиций. Чем выше доля инвестиций в экономику (например, в Японии, Южной Корее), тем выше темпы экономического роста. Поскольку рост запаса капитала непосредственно влияет на рост производительности труда, то основное условие экономического роста - увеличение инвестиций. Основу инвестиций составляют сбережения. Если общество потребляет меньше, а сберегает больше, оно имеет больше ресурсов для инвестирования. 
• Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны. Очевидно, что увеличение капитала может происходить не только за счет внутренних, но и за счет иностранных инвестиций. Различают два вида иностранных инвестиций: прямые и портфельные. Прямые иностранные инвестиции - это инвестиции в капитал, которыми владеют и распоряжаются (управляют) иностранцы. Портфельные иностранные инвестиции - это инвестиции в капитал, которые финансируются с помощью иностранцев, например, доход от продажи иностранцам акций и облигаций фирм данной страны, но которые находятся под управлением производителей (резидентов) данной страны. Иностранные инвестиции обеспечивают рост экономики страны. Несмотря на то, что часть доходов фирм, созданных при участии иностранного капитала, уходит за границу (прибыль иностранных фирм от прямых инвестиций и полученные дивиденды и проценты по ценным бумагам от портфельных инвестиций), зарубежные источники финансирования увеличивают экономический потенциал страны, повышают уровень производительности и оплаты труда. Кроме того, иностранные инвестиции позволяют развивающимся странам освоить самые передовые технологии, разрабатываемые и используемые в развитых странах. 
• Стимулировать образование. Образование - это инвестиции в человеческий капитал. В США, по данным статистики, каждый год, затраченный на учебу, повышает зарплату работника в среднем на 10%. Образование не только повышает производительность реципиента (т.е. человека, который его получил), оно может обеспечить положительный внешний эффект (экстерналию). Внешний эффект происходит тогда, когда действие одного человека сказывается на благосостоянии другого человека или других людей. Образованный человек может выдвигать идеи, которые становятся полезными для других, всеобщим достоянием, ими имеет возможность пользоваться каждый, попавший в сферу действия положительного внешнего эффекта образования. Это аргумент в пользу государственного образования. В этой связи особенно негативными последствиями обладает явление, получившее название “утечки умов”, то есть эмиграции наиболее образованных и квалифицированных специалистов из бедных стран и стран с переходной экономикой в богатые страны, имеющие высокий уровень жизни.  
• Стимулировать исследования и разработки. Большая часть роста уровня жизни происходит благодаря росту технологических знаний, которые идут из исследований и разработок. Со временем знания становятся общественным благом, так, что мы все можем использовать их одновременно, не уменьшая выигрыша (благосостояния) других. Исследования и разработки могут быть простимулированы грантами, снижением налогов и патентами для установления временных прав собственности на изобретения.

 

• Защищать права собственности  и обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться  принадлежащими им ресурсами. Чтобы  люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда  и принадлежащая им собственность  не будут украдены, и что все  соглашения будут выполнены. Даже малейшая возможность политической нестабильности создает неопределенность в отношении  прав собственности, потому что революционное  правительство может конфисковать собственность, особенно капитал. Это  направление политики важно:

  • как институциональная основа для увеличения внутренних инвестиций и особенно для привлечения иностранных инвестиций;
  • для защиты интеллектуальной собственности, что является стимулом роста технологического прогресса.

• Стимулировать свободную  торговлю. Свободная торговля подобна  технологическому достижению. Она позволяет  стране не производить всю продукцию  самой, а покупать у других стран  те виды продукции, которые они производят более эффективно. Часто для развивающихся стран звучит аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности от иностранной конкуренции и проведении поэтому протекционистской политики, ограничивающей или даже запрещающей международную торговлю. Этот аргумент несостоятелен, поскольку расширение торговли с развитыми странами не только позволяет развивающимся странам экономить на издержках и не выпускать продукцию, производство которой неэффективно, но и пользоваться новейшими мировыми техническими и технологическими достижениями. 
• Контролировать рост населения. Для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Между тем, высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства “более тонкими” (т.е. в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает капиталовооруженность, т.е. количество капитала, приходящегося на одного рабочего, что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния. Особенно остро проблема темпов роста населения проявляется при анализе изменений человеческого капитала. Высокие темпы роста населения, то есть увеличение доли детей и молодежи, создают серьезные трудности для системы образования, особенно в развивающихся странах.

По материалам книги Матвеевой  Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для  экономистов", 2001 год 

 

главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск

Салов А.И. Экономика. Конспект лекций

Поделиться…

Экономический рост и развитие

Понятие экономического роста

Под экономическим ростом понимается стабильное увеличение производительной силы экономики в течение длительного периода времени.

Экономический рост измеряется двумя взаимосвязанными способами:

  1. Увеличением реального валового национального продукта (ВНП) за определенный период (год).
  2. Увеличением реального ВНП на душу населения за определенный период (год).

Для определения  темпов изменения экономического роста  применяются показатели:

(57.1)


Высокие темпы экономического роста не всегда оправданы, если они  достигаются в ущерб качеству продукции. В этих случаях экономический  рост осуществляется на не здоровой основе и рано или поздно подрывает экономический  потенциал страны.

Цели, эффективность  и качество экономического роста

Обеспечивая экономический  рост, государство может достигнуть следующих целей:

  1. улучшить условия жизни населения;
  2. реализовать на практике достижения НТП;
  3. увеличить производственные возможности экономики;
  4. сгладить социальную дифференциацию доходов населения и стабилизировать экономическую систему.

Эффективность экономического роста выражается в улучшении  качества национальных товаров и  услуг и повышении их конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках, освоении новых производств, углублении специализации и кооперации производства, освоении новых технологий, а также  преодолении «Х-неэффективности» (т. е. излишних издержек) за счет улучшения  менеджмента.

Экономический рост имеет не только количественное выражение, но и качественное содержание, которое  выражается в социальной защищенности нетрудоспособных членов общества и  безработных; безопасных условиях труда  и жизни людей; росте инвестиций в человеческий капитал; поддержке  полной и эффективной занятости.

Факторы экономического роста

Факторы экономического роста – условия, обеспечивающие увеличение ВНП. Все факторы можно  разбить на две группы:

  • прямые – факторы, обеспечивающие физический рост экономики, создающие ее экономический потенциал;
  • косвенные – факторы, влияющие на прямые путем их замедления или ускорения (рис. 57.1).

 
Рис. 57.1. Основные факторы экономического роста и их взаимодействие

Способы обеспечения  экономического роста

Экономический рост в стране можно обеспечить путем  экстенсивного или интенсивного развития.

Сущность экстенсивного  пути сводится к развитию экономики  вширь за счет роста вовлечения в  производство большего количества работников, сырья, средств труда, земли и  т. д. С помощью экстенсивного  роста общество решает важные проблемы:

  • обеспечивает занятость и сокращает безработицу;
  • развивает новые отрасли, реструктурирует экономику в соответствии с потребностями рынка;
  • вовлекает новые территории и ресурсы в хозяйственный оборот;
  • устраняет территориальные диспропорции, позволяя подтягивать депрессивные и неразвитые регионы до среднего уровня по стране.

Сущность интенсивного пути выражается в развитии экономики  вглубь за счет качественного совершенствования  рабочей силы, применения прогрессивных  технологий, более высокой производительности труда. Интенсивное развитие экономики  позволяет:

  • экономно расходовать имеющиеся ресурсы;
  • повышать конкурентоспособность национальных товаров за счет улучшения качества, снижения издержек производства;
  • внедрять достижения НТП в производство.

Экстенсивные и  интенсивные факторы экономического роста всегда сосуществуют вместе, поэтому экономика страны может  развиваться лишь преимущественно  по какому-либо пути.

Булатов А.С. Экономика | Кушнир И.В. Экономика | Салов А.И. Экономика

Институт экономики и права  Ивана Кушнира

 

АСТАНА, 23 окт – ИА Новости-Казахстан.  Правительство Казахстана снизило прогноз ВВП на 2012 год с 6% до 5,2%, сообщил во вторник министр экономического развития и торговли Ерболат Досаев на заседании правительства в Астане.  

 

"Реальный рост  ВВП в 2012 году оценивается на  уровне 5,4%, что на 0,6 процентных пункта  ниже прогноза на начало года (6,0%)", - сказал Досаев на заседании правительства. 

 

При этом, уточнил  министр, «номинальное значения ВВП  ожидается выше ранее прогнозируемого  показателя на 146 миллиардов тенге, ввиду  увеличения отчетной базы прошлого года и увеличения прогнозной цены на нефть  с 90 до 100 долларов за баррель». 

 

«Объем промышленной продукции, по уточненной оценке, вырастет на 2,7%, что на 0,9 процентных пункта ниже ранее прогнозируемого значения», - отметил он. 

 

По оценкам министерства индустрии и новых технологий Казахстана, ожидается снижение темпов роста в металлургии на 6,3%, в  химической промышленности на 10,4%, фармацевтической на 0,6%, производства резиновых и  пластмассовых изделий на 2,2%, машиностроение на 0,3%. В результате рост в обрабатывающей промышленности в 2012 году снижается  с 7,2% до 3,9%. 

 

Кроме того, уточнен  в сторону увеличения прогноз  по росту объемов торговли до 14,3%, на 1,6 процентных пункта выше одобренного  прогноза. 

 

Экспорт товаров, по прогнозам Минэкономразвития, составит 96,2 миллиардов долларов, что на 8,3 миллиардов долларов выше по сравнению с ранее  одобренным прогнозом. Импорт товаров  составит 48,4 миллиардов долларов, на 0,3% миллиардов долларов превысив ранее  одобренный прогноз. 

 

«Параметры по инфляции сохраняются в ранее прогнозируемом коридоре 6-8% на конец года», - уточнил  Досаев. 

 

При этом министр  заверил, что «в принципе, стабильный рост экономики продолжается, несмотря на волатильность рынков и это основа нашей макроэкономической стабильности».  

 

«Но мы пересмотрели параметры в связи с теми данными, о которых доложил министр  финансов: о реальных поступлениях доходов наших, связанных с двумя  важными факторами  - это снижение объемов нашего экспорта в связи со снижением цен на основные экспортные позиции Казахстана, особенно по горнорудной промышленности, а также с  выполнением наших обязательств в рамках урегулирования вопросов по двум большим проектам  по Карачаганаку и по Кашагану», - пояснил Досаев журналистам в кулуарах заседания правительства в Астане.

Он отметил, что  Минэкономразвития, «реально оценивая возможности и рассмотрев новый  макроэкономический прогноз развития страны до конца этого года, дало прогноз по снижению роста реального  ВВП на 0,6% до 5,4%, увеличение дефицита бюджета с 2,5 до 3,1% на сумму 203 миллиарда  тенге». 

 

Снижение темпов роста промпроизводства  с 7,2% в обрабатывающей промышленности до 3,9%. Министр объяснил тем, что произошло «снижение цен и снижение объемов экспорта». 

 

Правительство и  Нацбанк Казахстана в своем совместном заявлении в феврале текущего года прогнозировали реальный рост ВВП республики на уровне 6-7%. По данным агентства по статистике, рост экономики Казахстана за январь-август 2012 года составил 5,6%. 

 

Официальный среднесрочный  прогноз уровня инфляции в Казахстане  6-8%. По состоянию на 1 октября размер инфляции в годовом выражении (сентябрь 2012 года к сентябрю 2011 года) составил 5%.

кономический рост Казахстана замедляется, однако, как ожидается, сохранится на устойчивом уровне в текущем году. Такие данные предоставлены в заключительном заявлении миссии МВФ, которая проходила в Алмате и Астане с 28 ноября по 5 декабря под руководством Хоссейна Самии.  
 
 
Замедление роста в стране обусловлено, прежде всего, пониженным внешним спросом и резким сокращением объема производства в сельском хозяйстве по сравнению с прошлым годом. Официальные органы ожидают, что прогноз по экономическому росту на 2012 год будет понижен с 5,5 до 5%. Отметим, что ожидается, что, по прогнозам аналитиков фонда, на конец 2012 года инфляция составит немногим более 6%. 
 
"Несмотря на то, что базовые экономические показатели сохраняются на относительно высоком уровне, что отражается в последних оценках рейтинговых агентств, риски в основном связаны с возможным ухудшением ситуации. Они отражают возможное дальнейшее ухудшение состояния мировой экономики, что может повлиять на цены на нефть и экономический рост в странах - основных торговых партнерах Казахстана, а также слабые места в банковском секторе страны", - говорится в отчете.  
 
Банковский сектор по-прежнему остается уязвимым, а рост кредитования - умеренным. Несмотря на высокий уровень ликвидности и капитализации, а также появление признаков улучшения показателей рентабельности, объем необслуживаемых кредитов (НОК), составляющий более 30% от общего объема ссуд, по-прежнему весьма высок, - отмечают эксперты. 
 
В перспективе чрезвычайно важно избегать повторного возникновения данной проблемы. В этой связи официальные органы ввели некоторые требования пруденциального регулирования и планируют принять отдельные элементы системы "Базель-III", а банки сообщают об укреплении своих систем управления рисками и практики кредитования. Тем не менее, существует настоятельная необходимость продолжить работу по укреплению банковского надзора (прежде всего, активизировать выездные проверки и обеспечить разработку банками жизнеспособных бизнес-планов).  
 
Главной долгосрочной целью остается сокращение зависимости экономики от нефти, считают эксперты. С этой целью официальные органы разрабатывают планы по диверсификации экономики с использованием части нефтяных доходов для инвестирования в ненефтяной сектор и в развитие инфраструктуры, в том числе, возможно, посредством частного и государственного партнерства.

Информация о работе Экономический рост