Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:51, реферат
Среди многообразных желаний и устремлений человека, представляющих отражение его экономической природы, достойное место занимает интерес к обладанию богатством, имуществом. Этот веками выработанный, вошедший в плоть и кровь людей интерес находит свое проявление в зарождении и существовании особого ощущения – чувства хозяина, собственника.
Собственность порождает уверенность в непосредственной причастности человека к вещам и тем самым привязывает его к ним прочными нитями, побуждает постоянно действовать ради сохранения и рационального использования предметов и объектов окружающего мира.
1. Собственность как экономическая категория
2. Отношения собственности
План.
1. Собственность как экономическая категория
2. Отношения собственности
1. Среди многообразных желаний и устремлений человека, представляющих отражение его экономической природы, достойное место занимает интерес к обладанию богатством, имуществом. Этот веками выработанный, вошедший в плоть и кровь людей интерес находит свое проявление в зарождении и существовании особого ощущения – чувства хозяина, собственника.
Собственность порождает уверенность в непосредственной причастности человека к вещам и тем самым привязывает его к ним прочными нитями, побуждает постоянно действовать ради сохранения и рационального использования предметов и объектов окружающего мира.
Виды и формы собственности, характер отношений собственности служат определяющими признаками экономической системы.
Долгое время
собственность как особое общественное
отношение являлась предметом юриспруденции,
прежде всего гражданского права. Однако
с дальнейшим развитием общественного
производства и появлением новых
форм предпринимательской
Собственность
– сложное явление, которое с
разных сторон изучается общественными
науками и характеризуется
Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
Объект собственности
– пассивная сторона отношений
собственности в виде предметов
природа, вещества, энергии, информации,
имущества, духовных, интеллектуальных
ценностей, целиком или в какой-то
степени принадлежащих
2. В понятие
«отношения собственности»
Экономическое содержание отношений собственности заключается, во-первых, в том, что лицо присваивает некие материальные блага (имущество, вещи), которые тем самым отчуждаются от других лиц. Очевидная суть присвоения заключается в отношении к присвоенному имуществу как к своему собственному. При этом присвоение какого-то имущества (вещи) одним лицом неизбежно влечет отчуждение этого имущества от всех других лиц, иначе присвоение теряет всякий смысл. Поэтому, например, провозглашавшиеся у нас попытки "ликвидации всеобщего отчуждения от средств производства" или еще от какого-либо имущества - бессмыслица, ибо конкретные вещи не могут быть одновременно присвоены всеми. С этой точки зрения любая собственность (присвоение) является частной, ибо оформляет принадлежность конкретных вещей конкретным лицам (субъектам), в том числе, например, государству, поскольку последнее как самостоятельный субъект в этом смысле противостоит всем другим субъектам.
Во-вторых, присвоение
имущества связано с
В-третьих, лицо, присвоившее имущество, получает не только приятное "благо" обладания им как следствие своего хозяйственного господства над имуществом. Одновременно на него возлагается и бремя содержания собственных вещей:
необходимость
осуществления ремонта и
несение риска случайной гибели или порчи от причин, за которые никто не отвечает, а также риска возможных потерь от неумелого или нерационального ведения своих дел (вплоть до разорения и банкротства).
В этом смысле
наличие бремени собственности
действительно обязывает
Таким образом, экономические отношения собственности представляют собой отношения присвоения конкретными лицами определенного имущества (материальных благ), влекущие его отчуждение от всех иных лиц и предоставляющие возможность хозяйственного господства над присвоенным имуществом, соединенную с необходимостью несения бремени его содержания.
2. Монополия и ее виды.
План:
1. Определение понятия «
2. Виды монополий
а) Естественные
б) Государственные
в) Чистые
1. В действующем российском законодательстве отсутствует общее определение понятия "монополия". Термин "монополия" используется в нормативных актах и юридической литературе для характеристики:
доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке,
особых полномочий
(привилегий, прав) субъектов предпринимательства
на осуществление какого-либо вида
предпринимательской
Несмотря на подобную неоднозначность характеристик монополии, ее правовая сущность заключается именно в определенном исключительном положении субъекта предпринимательства (или нескольких таковых) на рынке, дающем ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на данном рынке (в основном, на их цену).
Монополия (монопольное положение) - это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.
Следует различать основные типы монополий:
1) создаваемые
в результате
2) образуемые
вследствие самостоятельных
3) возникающие
в результате обладания
Указанные типы
монополий можно также
Остальные монополии
не могут быть защищены от конкуренции,
а должны подчиняться экономическим
законам конкурентного рынка (взаимодействия
спроса и предложения), что является
основополагающим правилом (принципом)
рыночной экономики и
Монополии первого
типа (монополии, непосредственно регулируемые
государством) создаются по воле государства
с целью обеспечения
2. Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Чистая монополия — существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей..
Конгломерат
(Концерн, в юридической практике
— группа лиц) — несколько разнородных,
но финансово взаимно
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
3. Фондовые индексы
План:
1. Определение фондового индекса
2. Основные виды фондовых индексов
1. Фондовый индекс - показатель состояния и динамики рынка ценных бумаг. Через сопоставление текущего значения индекса с его предыдущими значениями можно оценить поведение рынка, его реакцию на те или иные изменения макроэкономической ситуации, различные корпоративные события (слияния, поглощения, дробления акций, отставки и назначения ведущих менеджеров), спекулятивные процессы.
В зависимости от того, какие ценные бумаги составляют выборку, используемую при расчете индекса, он может характеризовать рынок в целом, рынок определенного класса ценных бумаг (государственные обязательства, корпоративные облигации, акции и т. п.), отраслевой рынок (ценные бумаги компаний одной отрасли: телекоммуникации, транспорт, страхование, Интернет-сектор и т. п.). Сравнение динамики различных индексов может показать, какие сектора экономики развиваются самыми быстрыми темпами. Индекс может представлять национальный фондовый рынок в целом или определенную торговую площадку на этом рынке (например, индекс фондовой биржи). Фондовые индексы рассчитываются и публикуются различными организациями, чаще всего информационными или рейтинговыми агентствами и фондовыми биржами.
Методика определения фондовых индексов
Чтобы фондовый индекс адекватно отражал процессы, происходящие на рынке ценных бумаг, и как можно меньше зависел от субъективных факторов, таких, как манипулирование ценами отдельных финансовых инструментов, корпоративная политика компаний-эмитентов, включающая новые эмиссии, дробление или консолидацию акций, выпуск варрантов и т.п., необходимо применять правильные и обоснованные методики расчета фондовых индексов. Кроме того, понимание методики расчета индекса необходимо для правильной интерпретации его изменений.
При определении методики вычисления фондовых индексов необходимо рассмотреть следующие вопросы:
• формулы вычисления фондовых индексов;
• достоверность и полнота информации, используемой при расчете фондовых индексов;
• порядок
корректировки расчетной
2. Основные виды фондовых индексов
США
Индексы Доу-Джонса. Наибольшей известностью в данном семействе индексов пользуется Dow Jones Industrial Average (средний промышленный индекс Доу-Джонса). Этот индекс был впервые опубликован в 1884 г. Чарльзом Доу, основателем компании, которая была издателем известной финансовой газеты "Wall Street Journal". Этот индекс сначала рассчитывался по акциям 11 железнодорожных компаний. В 1897 г. список был увеличен до 20 железнодорожных компаний. Первый промышленный индекс Доу-Джонса был рассчитан в 1896г. по акциям 12 компаний. В 1916 г. размер выборки был увеличен до 20 компаний, а в 1928г. - до 30. Последнее изменение в составе индекса было произведено 1 ноября 1999г., когда вместо компаний Union Carbide, Goodyear Tire & Rubber, Sears и Chevron в индекс были включены компании Home Depot, Intel, Microsoft и SBC Communications.
Информация о работе Экономическое содержание отношений собственности