Экономика античной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Такое деление связано с тем, что возникновение и расцвет каждой из этих цивилизаций имеют свои особенности, характерные черты, которые отличают их друг от друга, и делают их особыми явлениями в мировой истории. Вместе с тем следует отметить, что между эллинской и древнеримской средиземноморской цивилизацией имеется большое сходство, которое позволяет говорить о греко-римской античной цивилизации, об античной истории и культуре, которая как целое отличается от древневосточной истории или древневосточной цивилизации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Экономика античной цивилизации (Древняя Греция)……………………….4
Переодизация истории Древней Греции……………………………………...5
2.1. Эгейский мир и гомеровская Греция………………………………………..5
2.2. Ранняя Греция………………………………………………………………...8
Классическая Греция……………………………………………………...14
Эллинизм…………………………………………………………………..19
Античный способ производства……………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Экономика античной цивилизации.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Началась опустошительная  война: спартанцы разоряли Аттику, а  афинский флот - побережье Спарты. В  Афинах началась чума. Война шла  с переменным успехом, обе стороны  были истощены, в 421г. был заключен мир («Никиев мир»), которым закончился первый этап войны.

В 415 г. война  возобновилась. Афиняне потерпели  поражение в Сицилии, а затем  и в Аттике (декелейская война). Рабы разбежались. Затем распался Афинский морской союз. В Афинах произошел  олигархический переворот в 411 г. Верх взяла умеренная олигархическая группа Ферамена (правление 5 тыс. полноправных граждан). Но в 410 г. она была свергнута, был возвращен прежний демократический порядок, конституция, оплаты и раздачи бедным. Сверх того, по инициативе демократического вождя Клеофонта была введена диобелия, т.е. выдача бедным гражданам по 2 обола в день. Но в 404 г. после многих поражений афиняне капитулировали, заключив мир со Спартой. В Афинах установилась тирания тридцати во главе с Критием, учеником Сократа. В одном из сражений Критий был убит. В 403 г. демократия вновь была реставрирована.

Хотя великодержавная  политика Афин потерпела крах, античный способ производства развивался. Происходила  концентрация земельной собственности  и античного капитала. Были мастерские, в которых насчитывалось до 120 рабов, но преобладали небольшие мастерские.

 

    1. Эллинизм

 

Персидскую  державу суждено было сокрушить  Александру Македонскому. Пелопоннесская война ослабила Афины и Спарту, а Македония, напротив, возвысилась. Этнически македоняне были близки к  грекам. В IV в. экономический и социальный строй Македонии был близок к общественному строю гомеровской Греции, т.е. к тому времени был уже достаточно отсталым. Но он имел внутренние потенции, особенно духовные, поскольку македонский дух не угнетался рабовладельческой несвободой. Во главе стоял царь и его окружение (гетайры - спутники царя). Основу населения составляли пастухи и хлебопашцы, частью свободные, частью зависимые. Экономический рост Македонии начался при царе Архелае (419-399). При его дворе жил писатель Эврипид. Продолжателем дела Архелая был Филипп II (359-336), который провел военную и денежную реформы. Военная реформа заключалась в изобретении фаланги, а денежная - во введении биметаллизма. Греки предпочитали серебро, персы - золото. Золото было необходимо для международной торговли в качестве компактных денег. Особенность была в том, что Филипп уравнял золото и серебро. Тем самым ценность золота (персидской валюты) была принижена. Это был акт объявления Персии валютной войны.

Фаланга представляла собой важное изобретение, в варианте Александра Македонского ее единицей был строй 16 на 16 воинов, главным оружием было длинное копье. Но суть фаланги была в том, что вся масса солдат действовала как монолит, как один человек. Солдат-фалангист обучался несколько лет и был закаленным атлетом. Главная фаланга Александра Македонского состояла из 18 тыс. человек, развертывалась фронтом и «пробивала» любое количество неорганизованных персидских войск, абсолютно без потерь. Фаланга была прикрыта со всех сторон щитами.

Филипп, прежде всего, захватил золотоносные горы Пангеи, что обеспечило золотом его денежную реформу. Потом он легко завоевал и всю Грецию. Еще в 387 г. под  давлением Персии в г. Сузы был  заключен позорный и тяжелый для  Греции мир, известный как «Анталкидов мир». Персию представлял царь Артаксеркс, а Грецию - спартанский уполномоченный при персидском дворе Анталкид. Почти все Эгейское море оказывалось в руках Персии. После заключения этого мира Греция переживала чувство глубокого национального унижения.

Новым идеологом  выступил афинский писатель Исократ, сочинивший «Панегирик», «Ареопагитик», «Письма  к Филиппу». Его идея заключалась  в организации панэллинской войны  против Персии. Для этого был нужен  лидер в лице Македонии. Победоносная война против Персии должна была открыть дорогу свободному предпринимательству, дать греческому бездомному люду занятия и пропитание. Поэтому войны Филиппа против Греции были на деле «игрой в поддавки». Исократа поддерживали Эвбул, Эсхин, Фокион и др. Два первых - финансист и адвокат, третий - афинский стратег.

Но была и  антимакедонская партия. Во главе  ее стоял оратор Демосфен (384-322), а  также афинский финансист Ликург (конкурент Эвбула), адвокат Гиперид  и др. В битве при Хероне (338 г.) греческая коалиция была разбита. Но и Филиппу II осталось жить недолго: в 336 г. он был убит, как предполагают, разведенной женой, матерью Александра. В 336 г. Александр был провозглашен царем. Его воспитателем был Аристотель. Александру была присуща самостоятельность, уже в 16 лет он отказался от обучения у Аристотеля.

В 334 г. до н.э. Александр  выступил против миллионной армии персов всего 30 тыс. пехоты и 4 тыс. всадников. В составе сил персидского  царя, кроме того, было и 30 тыс. наемных  греческих воинов. И, тем не менее, Александр почти без потерь выиграл более 10 крупных сражений, дошел до Средней Азии и Индии, завоевал Ближний Восток (Тир, Газа) и Египет.

Это была победа государства с античным способом производства над государством с  азиатским способом производства.

После смерти (323 г. до н.э.) Александра Македонского его  огромная империя распалась. Начались междоусобные войны его полководцев (диадохов) и длились вплоть до 301 г. (битва при Ипсе). На смену диадохам пришли их наследники - эпигоны.

Из державы  Александра выделилось 3 крупных государства - Египет (династия Птолемеев), Сирия (династия Селевкидов) и собственно Македония (потомки Антигона Одноглазого). Они образовали эллинистический мир, т.е. мир во главе с греками. Расцвет античной экономики нашел отражение в памятниках эллинистической культуры.

Войны не смогли ничего изменить в экономике. Азиатский  способ производства по-прежнему остался  в Египте и Сирии, а параллельно с ним продолжал развиваться античный способ производства (Македония и Греция).

 

  1. Античный способ производства

 

Античное производство базировалось на основе железной техники, которая была доступна и Египту, и Персии, равно как и постройка кораблей. Но импорт технологии и техники не менял существа экономики Египта, Сирии и Персии.

Применение  рабского труда не было определяющим фактором в античной экономике. В  Персии рабов было не меньше. В Египте положение половины крестьян ничем  не отличалось от положения рабов. Поэтому неправильно видеть в использовании рабов суть античного способа производства. И тем более неверно называть античный способ производства рабовладельческим.

Для античного  способа производства характерны две  особенности: во-первых, рыночный (и даже международный) характер производства; во-вторых, свобода человека-производителя, предпринимателя. Потребности свободного человека в таком обществе были иными, нежели в цивилизациях азиатского способа производства, где положение человека было даже хуже рабского (хотя он не был рабом): если над рабом довлела только сила, то египетский или иной крестьянин имел обязательства перед семьей, детьми, которых он должен был кормить. При азиатском способе производства все население находится в зависимости рабского типа. Даже царь и тот не свободен, ибо должен выполнять определенные функции. Афинский же демагог (вождь народа) или стратег выполнял свои обязанности по убеждению и только время от времени. Их в любое время могли заменить другие, отчего оставшиеся не у дел не терпели особенных неудобств, так как общественные функции выполнялись бесплатно. Отставка же восточного владыки сопровождалась его гибелью, добровольно он не мог уйти, т.е. и он был не свободен.

Международное общественное разделение труда и торговый обмен в Средиземноморском бассейне складывались в процессе тысячелетнего развития. Море обеспечивало дешевый и высокоэффективный транспорт, без чего торговля и общественное разделение труда бессмысленны. Где не было такого транспорта, там оставался на тысячелетия азиатский способ производства.

Рабство же лишь дополняло на определенных ступенях развития уже сложившийся античный способ производства. Рабы выступали  средством производства в те моменты, когда рынок предъявлял повышенный спрос на те или иные товары.

При античном способе  производства создавались также  и духовные блага, которые тоже продавались  и покупались,- образование и наука. Если наука азиатского способа производства носила рецептурный характер (на основе опыта), то античный строй дал доказательную, выводную науку (такую, как геометрия), основой которой была логика Аристотеля и стоиков.

Способ производства имеет не только материальные, но и  духовные составляющие, включая интеллектуальный элемент. Произведенная база не сводится только к материальным факторам, скажем, к людям и машинам или к людям и земле. Например, конституирующим фактором капиталистического производства была протестантская религия как духовный элемент. Когда же капитализм сложился, его перенимали и иные конфессии. Аналогично было и в античности, когда ведущей идеей было создание гражданского общества (в то время как в азиатском строе господствовала деспотия).

Первые шаги античный строй делал на началах  генократии, но характер нового строя  требовал иного принципа, который был назван тимократией. Каждый греческий полис состоял из свободных граждан. Полноправными гражданами были только те, чьи отец и мать были полноправными гражданами. С течением времени полисы заключали соглашения о гарантиях для своих граждан при их пребывании на территории чужого полиса. Это были вначале институты проксении, а затем исополития. Проксения предполагала лишь предоставление гостеприимства, а исополития - предоставление в чужом городе полных гражданских прав (на основе взаимности). В Спарте же, где был азиатский способ производства, развился институт ксенеласии - организации преследования иностранцев.

Таким был античный способ производства в Древней Греции. Рабы здесь были фактором расширения производства при возникновении  повышенного рыночного спроса. Во времена господства Рима положение усложнилось: возросло количество рабов, их труд потерял эффективность, их отпускали на свободу и превращали в колонов и т.д. Это уже была эпоха кризиса и разложения античной цивилизации, не охватывающей большинства территорий Европы и Ближней Азии, куда доходили не только железные изделия, но и античные технологии по производству оружия. С ростом количества рабов свободные все меньше занимались производительным трудом, противоречие между свободой и рабством выдвинулось на первый план и привело Римскую империю (античный способ производства) к гибели, но это уже история экономики Древнего Рима.

 

Заключение

Античные цивилизации  развивались в рамках истории  «вечного Рима» - государства, прошедшее  путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы - владыки всего мира. Наивысшего расцвета цивилизация достигает во времена Римской цивилизации.

Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская империя, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы.

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические  территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской эпох, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Под Древним  Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и  все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития.

 

Список используемой литературы

 

1. Богомолов  А.С. Античная философия. М.:Изд-во  МГУ, 2005.

2. Варнеке Б.В.  История античного театра. М.: Искусство, 2010.

3. Геродот. История.  Л.: Наука, 2002.

4. Горохов В.Ф.  Культурология. М.: МИФИ, 2001.

5. Зелинский  Ф.Ф. История античной культуры. СПб.: Марс, 2005.

6. Измайлов Г.В.  История древних миров. Минск.  «Эра». 2006.

7. История Рима. Под ред. Иванова А.Г. М. 2007.

8. Культура древнего  мира. Учебное пособие. 2001.

9. Культура Древнего Рима. В 2-х т. М.: Наука, 2005.

10. Куманецкий К. История  культуры Древней Греции и  Рима.: Высшая школа, 2010.

11. Ливий Тит. История  Рима от основания города. В  3-х т. М.: 2004.

12. Лосев А.Ф. Мифология  греков и римлян. М.: Мысль, 2006.

13. Павсаний. Описание Эллады. В 2-х т. М.: Ладомир, 2004.

14. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: 2004.

15. Ривкин Б.И. Античное  искусство. М.: 2002.

16. Рожанский И.Д. Античная  наука. М.: 2010.

 

 


Информация о работе Экономика античной цивилизации