Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа
Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществом российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста. В этой связи профилирующей и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны.
Введение……………………………………………………………………..…3
1. Экономическая характеристика экспортного потенциала России………4
1.1. Содержание и сущность экспортного потенциала России……………..4
1.2. Место и роль государства в формировании экспортного потенциала...6
1.3. Нормативно-правовое регулирование экспорта………………………...9
2. Особенности формирования и развития экспортного потенциала России…………………………………………………………………………15
2.1. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала……………………………………………………………………15
2.2. Несырьевой комплекс и его участие в экспортном потенциале……...25
Библиографический список…........................................................................32
Нормативно-правовое регулирование
внешнеэкономической
Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ.
Содержание данного Закона
определяет основные принципы валютных
операций в стране, полномочия и
функции органов валютного
Ст. 5 п.1. Закона устанавливает, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ определяет и устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям. В его компетенцию входит также установление порядка и сроков их представления. Наконец, в его функции входит подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям.
В ФЗ РФ «О валютном регулировании
и валютном контроле» определены
принципы осуществления валютных операций
в стране, полномочия и функции
органов валютного
Нормативно-правовое регулирование
внешнеэкономической
Резиденты представлены как
физическими, так и юридическими
лицами. Состав резидентов физических
лиц представлен гражданами РФ, кроме
тех из них, которые постоянно
проживают за рубежом в соответствии
с законодательством
В законе впервые более четко определены компетенции Правительства РФ и ЦБ России в области валютного регулирования.
В декабре 1995 г. подписано Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ. Оно представляет собой договоренность его сторон на предмет поставок товаров, предоставления услуг в рамках совместной производственной кооперации и специализации производства и целых отраслей.
В соответствии со ст. 5 данного Соглашения стороны приняли на себя обязательства не применять ввозные и вывозные таможенные пошлины, налоги, акции и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации.
Развитию взаимовыгодного
внешнеэкономического сотрудничества
между государствами-членами
Подтверждением подлинности сертификата о происхождении товара из данного государства являются:
Отсутствие надлежаще оформленного сертификата или сведений о происхождении не является основанием для непропуска товара. Таким основанием могут служить только вытекающие из международного соглашения условия, распространенные на данное государство-импортер и (или) причины, связанные с его национальным законодательством.
Товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам страны ввоза. Другими словами, такие товары приравниваются к товарам из стран, не пользующихся в государстве-участнике СНГ преференциональным режимом или режимом наиболее благоприятствуемой нации
Указанные режимы восстанавливаются для таких товаров, если в течение года с момента поставки (выпуска) таможенным органом импортера будет получено надлежаще оформленное удостоверение (сертификат), подтверждающее страну происхождения товара. Таким образом, импортер получает возможность избежать дополнительных расходов, связанных с оформлением таможенных платежей. Представляется разумным распространение системы сертификации на более широкий круг импортируемых товаров, в том числе вывозимых не только из государств СНГ.
Основополагающими законодательными актами, регулирующими экспорт, являются Закон РФ «О таможенном тарифе» (ТТ) и Таможенный кодекс РФ (ТК РФ)[16].
Закон РФ «О таможенном тарифе» признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.
Таможенный кодекс РФ впервые четко регламентировал правовую основу внешнеэкономических отношений в стране, установил механизм и порядок таможенного контроля.
На базе вышеназванных законов органами исполнительной власти различного уровня – от Правительства РФ до Федеральной таможенной службы РФ, Минфина РФ, Федеральной налоговой службы, а также других органов – формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.
Особо следует отметить, что принятием постановления правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 « О министерстве экономического развития РФ». Министерство экономического развития получило статус уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области внешнеэкономической деятельности.
Учет участников внешнеторговой
деятельности в системе таможенного
регулирования ведется в целях
идентификации юридических лиц
и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую
деятельность, связанную с перемещением
товаров и транспортных средств
через таможенную границу РФ, а
также создания базы данных «Участник
ВЭД» для оперативного получения
объективной информации и дальнейшего
ее обобщения в таможенных органах.
Кроме того ведение учета данных
участников создает основу для последующего
использования в целях
Кроме того, из программных документов, отдельной программы развития экспорта в РФ на данный момент не принято. Но вопросы развития экспорта рассматриваются в рамках других программ. Например, в программе « Развитие экспорта транспортных услуг» (2010-2015 годы), разработана подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг». Целями данной подпрограммы являются:
Задачами подпрограммы являются:
Также разрабатываются программы развития экспорта в рамках развития отдельных областей. Например, программы развития Калининградской, Нижегородской областей.
В Нижегородской области
– это «Концепция развития малого
и среднего предпринимательства
на территории Нижегородской области
до 2020 года», утвержденная Губернатором
Нижегородской области В.П.
Либо же направления развития экспортного потенциала предусмотрены в программах развития отдельных отраслей. Примером такой программы может служить Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. N 119 « Об утверждении стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года».
Постановлением Правительства
РФ от 19 февраля 2008 г. N 100 « О порядке
осуществления государственной
корпорацией «Банк развития и
внешнеэкономической
Отдельные аспекты повышения
экспортного потенциала освещены в
«Концепции внешней политики РФ», утверждена
12.07.2008 № ПР-1440 и « Концепции
долгосрочного социально-
Топливно-сырьевой комплекс
составляет основу российского экспорта,
что свидетельствует о его
высокой конкурентоспособности
на мировом рынке. В настоящее
время состояние ведущих
Таким образом, ТЭР — это
богатство России. Топливно-энергетическая
промышленность РФ тесно связана
со всеми отраслями народного
хозяйства, имеет огромное значение
для российской экономики. Спрос
на ТЭР всегда опережает предложение,
поэтому в успешном развитии нашей
топливно-энергетической промышленности
заинтересованы практически все
развитые государства мира. Природа
щедро наделила нашу страну энергетическим
сырьем. Она располагает примерно
четвертью всех энергоресурсов планеты:
27% мировых запасов газа, 13% нефти,
30% угля, 14% урана. Для российской территории
характерна невысокая степень
О товарной структуре экспорта можно судить по таблице №1.
Таблица №1 — Товарная структура экспорта российской федерации (в фактически действовавших ценах)
1995 |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Миллиардов долларов США | ||||||||
Экспорт — всего |
78,2 |
103 |
182 |
241 |
301 |
352 |
468 |
302 |
в том числе: |
||||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
1,4 |
1,6 |
3,3 |
4,5 |
5,5 |
9,1 |
9,3 |
10,0 |
минеральные продукты |
33,3 |
55,5 |
105 |
156 |
199 |
228 |
326 |
203 |
продукция химической промышленности, каучук |
7,8 |
7,4 |
12,0 |
14,4 |
16,7 |
20,8 |
30,2 |
18,7 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
4,4 |
4,5 |
7,0 |
8,3 |
9,5 |
12,3 |
11,6 |
8,4 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
1,1 |
0,8 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,7 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
20,9 |
22,4 |
36,7 |
40,6 |
48,9 |
56,0 |
61,8 |
38,7 |
машины, оборудование и транспортные средства |
8,0 |
9,1 |
14,1 |
13,5 |
17,4 |
19,7 |
22,8 |
17,9 |
прочие |
1,0 |
1,6 |
2,1 |
2,5 |
3,1 |
4,4 |
4,5 |
3,8 |
В процентах к итогу | ||||||||
Экспорт — всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
1,8 |
1,6 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
2,6 |
2,0 |
3,3 |
минеральные продукты |
42,5 |
53,8 |
57,8 |
64,8 |
65,9 |
64,9 |
69,8 |
67,4 |
продукция химической промышленности, каучук |
10,0 |
7,2 |
6,6 |
6,0 |
5,6 |
5,9 |
6,4 |
6,2 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
5,6 |
4,3 |
3,9 |
3,4 |
3,2 |
3,5 |
2,5 |
2,8 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
1,5 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
26,7 |
21,7 |
20,2 |
16,8 |
16,3 |
15,9 |
13,2 |
12,9 |
машины, оборудование и транспортные средства |
10,2 |
8,8 |
7,8 |
5,6 |
5,8 |
5,6 |
4,9 |
5,9 |
прочие |
1,3 |
1,5 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
0,9 |
1,2 |
Информация о работе Экспортный потенциал российских предприятий