Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:56, курсовая работа
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Рынок—косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.
1. ВВЕДЕНИЕ 1
2. СПРОС 4
3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ 9
4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 13
4.1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 13
4.2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 17
5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФАКТОРАМ. 18
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Кафедра экономики и информатики
Курсовая работа
по дисциплине «МИКРОЭКОНОМИКА»
Тема: «ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Выполнил
студент I курса
Руководитель
МИНСК
2003
1.ВВЕДЕНИЕ
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Рынок—косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.
Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличаются личным контактом между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.
У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров.
Понятие предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяются рыночные цены. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спрос.
Инструменты, способствующие установлению равновесия на рынке:
Во-первых, это цены. Изменение
относительных цен послужило
ориентиром для производителя при
определении необходимости
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Наконец, в третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Наиболее эффективно рыночный
механизм действует в условиях свободной,
или совершенной конкуренции, т.е.
когда ситуация на рынке характеризуется
множеством покупателей и продавцов,
однородностью продаваемой
Но для того, чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:
Спрос;
И предложение.
Спрос и предложение - взаимозависимые
элементы рыночного механизма, где
спрос определяется платежеспособной
потребностью покупателей (потребителей),
а предложение — совокупностью
товаров, предложенных продавцами (производителями);
соотношение между ними складывается
в обратно пропорциональную зависимость,
определяя соответствующие
2.СПРОС
Экономический анализ предложения и спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.
Спрос – это обобщающий
термин, описывающий поведение
В зависимости от уровня экономики, на котором формируется спрос, выделяют:
1. Совокупный спрос.
Он
формируется на уровне
2. Отраслевой спрос.
Он формируется на мезоуровне и представляет собой спрос со стороны других отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли.
3. Рыночный спрос.
Это спрос на какой-либо определенный вид продукции.
4.
Спрос индивидуального
Зависит от размеров
денежных средств,
находящихся на руках
Как уже говорилось выше,
объем спроса зависит от многих факторов.
Одним из основных является цена на
данный товар. Устойчивая, повторяющаяся
взаимосвязь между объемом
Количество товаров, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике (рис.1)
Рис.1 Кривая спроса
Р
P2
P1
При цене Р1, которая является более низкой по сравнению с ценой Р2, спрос предъявлен на большее количество продукта Q1. Когда цена повышается до Р2, спрос снижается. Причина этого кроется в том, что при росте цены люди делают выбор, какие продукты им потреблять. Из закона спроса можно сделать вывод, что при равноценности других составных величин результатом повышения цены всегда будет уменьшение количества покупаемого товара.
Этот закон впервые
сформулировал французский
Формула закона падающего спроса А.Курно такова:
D = f(P),
где f(P)<0; D - спрос; f - функция; P - цена.
Данный закон выражает следующую зависимость:
цены имеют тенденцию к снижению;
при этом количество
товаров, на которое
но повышение количества
товаров, на которое
отсюда кривая спроса - убывающая.
Закон падающего спроса под воздействием многочисленных факторов действует как тенденция.
Точки А и В (рис.1).Точка А - это позиция на линии спроса, которая обозначает количество потребляемого продукта по данной цене. Точка В обозначает то же самое, определяя количество продукта, которое будет потребляться по более низкой цене. Когда мы имеем дело с изменением цены, линия спроса движется из точки А в точку В. Вот это движение по линии спроса и будет результатом смены цены.
Таким образом, под спросом следует понимать всю кривую спроса, а обозначение отдельной точки на кривой спроса означает «купленное количество товара» по определенной цене. Движение по данной кривой спроса представляет собой изменение объема покупок в результате сдвигов в ценах, но вовсе не означает изменения самой кривой спроса.
Линия справа, обозначенная как Qd2, отражает перемену спроса и свидетельствует о том, что на рынке появился новый фактор, который вызывает значительные перемены во взаимоотношениях между ценами и количеством продукта, пользующимся спросом. Перемена в спросе может быть вызвана увеличением дохода покупателей, внедрением экзогенного (внешнего) спроса в экономику или сменой цен на альтернативные продукты. Другими причинами изменения спроса могут быть перемены вкусов в пользу данного продукта, новый приток потребителей на рынке. Повышение или снижение цен на элементы производства продукта меняют себестоимость и цену всего продукта. Уменьшение количества продукта высокого спроса приводит к повышению цены на продукт-заменитель.
Линия спроса на рис.1 подразумевает только один продукт. Смена цен и наличие альтернативных продуктов по различным ценам, которые несут в себе такую же или подобную полезность, будут влиять на движение этой линии. Изобразив на рис.1 совокупную линию спроса, мы покажем совокупные производственные возможности страны в целом. Но такой рисунок обычно используется для выражения перемен в спросе на примере цены одного какого-либо товара или услуги. Перемена спроса обычно бывает вызвана значительным изменением в рыночной структуре, что находит свое выражение в реальном снижении или повышении цены. Повышение спроса может наступить в результате серьезного открытия в области технологии, что значительно снизит стоимость производительных затрат при выпуске продукта. В этом случае большее количество продукта становится доступным по более низким ценам и, следовательно, у людей повышается на него спрос.