Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Эластичность спроса – одно из самых важных понятий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 147.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

       Данная курсовая работа посвящена эластичности спроса. Главная цель работы – это  подробное изучение ценовой эластичности спроса, а также понимание значения применения эластичности спроса на практике.

       Эластичность спроса – одно из самых важных понятий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

В работе указаны различные  факторы,  помимо цены, которые также  необходимо учитывать при изучении эластичности спроса. Величина спроса зависит от цены товара, доходов  потенциальных потребителей, а также  цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми– товары комплименты (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми- товары субституты (например, масло и маргарин, отдельные  сорта мяса и т. п.).

Принимая решения по увеличению или уменьшению предложения, предприниматель должен уметь давать оценку результатам, то есть заранее предугадывать поведение потребителей, а ,следовательно, применять эластичность спроса.

В курсовой работе рассматривается  эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет  оценить влияние перечисленных  показателей на спрос.

 

 

 

 

 

              ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

                             1.1.Спрос и эластичность спроса

      Спрос - это фундаментальное понятие  экономической теории, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение потребителей приобрести данный товар. Он характеризуется величиной. Величина спроса – это количество товаров и услуг, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали Законом спроса. Данную зависимость можно проследить с помощью кривой спроса в соответствии  с рисунком 1.

        Рисунок. 1- кривая спроса (Р - цена,Q- количество спроса)

       Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена.      Однако кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает на некоторую величину вправо или влево кривую спроса. К важнейшим из этих факторов можно отнести:

- потребительские вкусы,  благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает, и наоборот, неблагоприятные перемены вызовут уменьшение спроса;                                                   

- число покупателей, увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса и наоборот, уменьшение числа покупателей ведет к сокращению спроса;

-уровень доходов потребителей, в отношении большинства товаров повышение доходов приводит к повышению спроса на них;

-потребительские ожидания, как правило, связанные с ориентацией людей на повышение цен и доходов в будущем;

- цены на сопряженные товары, если два товара являются взаимозаменяемы, то увеличение цены на один товар приведет к увеличению спроса на другой.

      Для каждой  фирмы и предприятия важно  знать, как изменится спрос  на их товары под воздействием  тех или иных факторов, поэтому  в экономике существует такое  понятие как эластичность спроса.

      Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены или дохода на один процент.

Эластичность характеризуется  коэффициентом эластичности, который  рассчитывается по формуле:                                                                                                                                                                                                   

                                           ,                                                                  (1)

       где Е – коэффициент ценовой эластичности;

       ∆Q – изменение величины спроса (предложения) (%);

       ∆P – изменение цены (%).

     Вместе с тем было замечено, что увеличение или уменьшение величины спроса и цены на одну и ту же величину (в физических и денежных единицах соответственно) приводит к разному их изменению в процентном соотношении. А поскольку эластичность спроса определяется как раз процентным изменением объема спроса и цены, то неизбежно возникают разночтения при определении ее действительной величины. Чтобы избежать неопределенности, экономисты стали использовать средние арифметические значения от исходных и конечных значений объема спроса и величины цены. Поэтому формула для определения эластичности спроса стала выглядеть следующим образом:

,                              (2)

где Е – коэффициент ценовой эластичности;

       Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены;

             Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена.

     Показатель  ценовой эластичности спроса  для всех товаров является  отрицательной величиной. Действительно,  если цена товара снижается,  то  величина спроса растет, и  наоборот. Поэтому величина коэффициента  эластичности всегда берется  по модулю.

Различают три вида эластичности спроса: эластичный спрос(показывает как  однопроцентное изменение цены вызывает более чем однопроцентное изменение  объемов продаж, в этом случае коэффициент  эластичности больше единицы), неэластичный(рыночная ситуация при которой однопроцентное изменение цены вызывает менее чем  однопроцентное изменение объемов  продаж, коэффициент эластичности меньше единицы) и спрос с единичной  эластичностью(показывает как однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение объемов продаж, коэффициент  эластичности равен единице). Все  три случая представлены на рисунке 1.

Рисунок. 2 - Графики эластичности спроса

     Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью (эластичностью, стремящейся к бесконечности) графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия в соответствии с рисунком 1.

Рисунок. 3 - График абсолютно эластичного (а) и абсолютно неэластичного (б) спроса

                  1.2.Виды эластичности спроса и их измерение

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной. Эластичность спроса по цене - это способность объема спроса реагировать на изменение цены товара. Как уже было указано, эластичность спроса по цене рассчитывается по формуле (1) или по формуле (2).       

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого. Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения спроса на i-тый товар к относительному изменению цены j-того товара. В отличие от коэффициента прямой эластичности Ei- коэффициент перекрестной эластичности обозначается E ij и измеряется по формуле:

                                                 ,                                                     (3)  

где Е-коэффициент перекрестной эластичности по цене;

      ∆Q- изменение спроса на товар i;

       ∆P- изменение цены на товар j;

Также перекрестную эластичность спроса можно вычислить по формуле (4).

  ,

 где  Eij – коэффициент перекрестной эластичности по цене;

       Q0 и Q1- изменение спроса на товар i ;

         P0 и P1 – изменение цены на товар j .

Эластичность спроса по доходу - мера чувствительности спроса к изменению дохода потребителей.Ее измеряют по следующей формуле:

 

Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма  эластичности спроса по доходу относится  к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;

отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением  дохода, т. е. существование обратного  соотношения между доходом и  объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;

нулевая, означающая, что  объем спроса нечувствителен к изменению  дохода. Это блага, потребление которых  нечувствительно к доходам. К  ним, в частности, относятся товары первой необходимости.Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

-от значимости того или иного блага для бюджета семьи, чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;

-является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости, для первого блага эластичность выше, чем для последнего;

-от консерватизма спроса, при увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

      Необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.Графики зависимости спроса от дохода изображены на рисунке  4.

 

Рисунок. 4- Эластичность спроса по доходу:качественные неэластичные блага (а) качественные эластичные блага(б); некачественные блага(в)                                                                                    

 
 

 

 

 

 

 


 


Информация о работе Эластичность спроса