Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:25, контрольная работа
чЭластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагае
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
P |
0 |
Q |
B |
A |
C |
B |
A |
C |
|
Ценовая
эластичность предложения выступает
как прямая линейная зависимость
между экономическими переменными,
показывающими процентное изменение
цен и объема предлагаемых к продаже
товаров. Эти зависимости обусловливают
положение кривых эластичности предложения,
изображенных на графике (рисунок 3).
Рисунок 3. Варианты эластичности предложения: кривая А — единичная эластичность; кривая В — эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение.
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.
Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении
Рассмотрим различные типы эластичности спроса, встречающиеся на практике. Как можно убедиться на примере, приведенном выше, эластичность стремится к бесконечности при максимальной цене и нулевом выпуске продукции и она же стремится к нулю при максимальном выпуске и нулевой цене. Эти предельные случаи графически представлены на рис. 4.
Еще раз отметим свойство единичной эластичности |ED|=1: в ее зоне обеспечивается максимальная выручка (но не прибыль!) фирмы и объем продаж изменяется обратно пропорционально цене.
При неэластичном спросе |ED|<1 (слабая чувствительность покупателей к цене) фирма должна повышать цену, т.к. падение объема продаж оказывается меньшим, чем рост цены и доход растет.
При эластичном спросе |ED|>1 (высокая чувствительность покупателей к цене) фирма должна снижать цену, т.к. рост объема продаж оказывается большим, чем снижение цены и доход также растет.
Приведенные выше рассуждения после их некоторого развития можно свести в табл. 2.
Поведение потребителей при изменении цены
Характер спроса |
Поведение покупателей при снижении цены |
Поведение покупателей при возрастании цены |
Эластичный |
Эластично возрастает объем покупок (спрос растет быстрее, чем снижается цена). Выручка предприятия растет |
Значительно снижается объем покупок
(спрос снижается более |
Единичная эластичность |
Спрос растет теми же темпами, что падает цена. Выручка предприятия остается без изменения. |
Спрос снижается теми же темпами, что растет цена. Выручка остается без изменения. |
Неэластичный спрос |
Темпы роста спроса меньше темпов снижения цены. Выручка падает. |
Темпы снижения спроса меньше темпов роста цены. Выручка Растет. |
Заключение
Изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую
эластичность спроса можно определить,
наблюдая за характером воздействия
изменения цены на величину общей
выручки от продажи продукции. Если
цена и общая выручка изменяются
в противоположных
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.