Эволюция экономических законов в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:38, реферат

Описание работы

В работе предстоит выявить основные экономические условия, которые способствовали изменению характера экономических законов, их развитию (рассмотрим 4 общих экономических закона: спроса и предложения, конкуренции, закон возвышения экономических потребностей и закон стоимости). Познакомившись с определениями глобализации и ЭЗ, мы приступаем к анализу эволюции ОЭЗ во времени.

Содержание работы

Введение 3
1. Законы спроса и предложения 4
1.1. До XV века 4
1.2. Эпоха Великих географических открытий, мир в XV-XIX века 4
1.3. Новейшее время 5
2. Законы конкуренции 6
3. Закон возвышения экономических потребностей 6
4. Закон стоимости 7
Заключение 9
Список литературы: 10

Файлы: 1 файл

1КТ - Экономическая теория.docx

— 170.02 Кб (Скачать файл)

Кафедра Экономической  теории

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «экономическая теория»

на тему:

Эволюция  экономических законов в условиях глобализации

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы М-103 1 курса

Саакян Энри Григорьевич

Руководитель:

Гаврилова Россиния Анатольевна

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г. 

Содержание:

 

 

Введение 3

1. Законы спроса и предложения 4

1.1. До XV века 4

1.2. Эпоха Великих географических открытий, мир в XV-XIX века 4

1.3. Новейшее время 5

2. Законы конкуренции 6

3. Закон возвышения экономических потребностей 6

4. Закон стоимости 7

Заключение 9

Список литературы: 10

 

 

Введение

В современном мире каждый человек хоть раз слышал слово «глобализация», каждый человек ощущает на себе влияние глобализации, часто не замечая этого. Глобализация – это процесс всемирной интеграции и унификации. Это объективный процесс, который носит системный характер, значит охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государственных проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. 1

Если рассмотреть экономическую  глобализацию, то стоит отметить, что  процесс усиления экономической интеграции между странами приводит к слиянию отдельных национальных рынков в один всемирный рынок. А значит и экономические процессы, экономические законы  меняются (меняют свою направленность, характерные черты, развиваются). В моей работе мы рассмотрим влияние глобализации на общие экономические законы. Точнее эволюцию (изменение, развитие) экономических законов в условиях глобализации. А что такое «экономические законы» (далее ЭЗ)? ЭЗ – это устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами.

Общие экономические законы, свойственны не одному, а всем без исключения способам производства. Они выражают направленность поступательного развития общественного производства, объективные основы роста его эффективности, развитие организационно-экономических отношений.2 К основным (общим) экономическим законам относятся: закон спроса и предложения, макроэкономического и экономического равновесия, конкуренции, стоимости, денежного обращения, экономического роста, убывающей отдачи, эффективности производства, пропорциональности, накопления, возвышения экономических потребностей, тенденции падения нормы прибыли и другие.

Тема эволюции экономических  законов заинтересовала меня своей сложностью, историзмом и масштабом (т.к. экономические отношения существуют очень давно, касаются каждого человека). Мне предстоит выявить основные экономические условия, которые способствовали изменению характера экономических законов, их развитию (рассмотрим 4 общих экономических закона: спроса и предложения, конкуренции, закон возвышения экономических потребностей и закон стоимости). Познакомившись с определениями глобализации и ЭЗ, мы приступаем к анализу эволюции ОЭЗ во времени.

 

  1. Законы спроса и предложения

Закон спроса и предложения  заключается в том, что при прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Чаще всего цена устанавливается в точке равновесия между спросом и предложением. Это определение окончательно сформулировал Альфред Маршалл 1890 году.

    1. До XV века

До XV века люди серьезно не задумывались о зависимости цены товара от спроса и предложения. Да и в то время (время, когда одни и те же продукты, товары производились и потреблялись в одном поселении, области, когда не было развитой международной торговли) этот закон не имел свою силу. Истоки глобализации начали проявляться только в XII-XIII веках. В XIV-XV веках произошел небольшой спад этого процесса, но уже в XVI-XVII глобализация переживала более широкое распространение.

    1. Эпоха Великих географических открытий, мир в XV-XIX века

Период XV-XVII веков больше всего ценен тем, что именно в это время происходит такое значимое для экономики всего мира событие, как Великие географические открытия. Они способствовали активизации международной торговли, появились новые рынки сбыта и источники сырья. Все больше товаров и услуг, производственных сил мигрируют в разные части света. Происходит мировое разделение труда, организуется общемировой рынок товаров. Именно в этот период можно отметить начало зависимости цены товара от спроса и предложения на него. Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй половине XVI века. Его теория субъективной стоимости различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это стало основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов. Следующим толчком глобализации явилась начавшаяся индустриализация (конец XIX века). Фабрики производили на порядок больше продукции за единицу времени, чем мануфактуры и ремесленные мастерские, цеха. Массовое производство «кинуло» на рынок много товаров и на время весы спрос-предложение  склонились в сторону второго. В конце XIX века известны кризисы перепроизводства – превышение предложения над спросом. Кризис перепроизводства обычно являлся частью обычного экономического кризиса, сопровождал его. Долгая депрессия, известная как Великая депрессия, длилась с 1873 по 1896 год. Она захватила большую часть мира и происходила на фоне Второй промышленной революции.3 Здесь закон сыграл свою роль, происходило обесценивание товаров, но население не могло повлиять на спрос. На спрос влияет (кроме цены): уровень доходов в обществе, размеры рынка, мода, наличие товаров-субститутов, инфляционные ожидания. Во время кризисов безработица и низкие доходы – обычное явление, размеры ранка были не огромными, но достаточными, что бы кризис в одной области континента повлиял на другую, наличием товаров-заменителей нельзя было похвастаться, продукция была однотипной по цене и качеству. Упомянем и о факторах, влияющих на предложение: наличие товаров-заменителей и товаров-комплементов, уровень технологий, объём и доступность ресурсов, налоги и дотации, природные условия, ожидания (инфляционные, социально-политические), размеры рынка.

    1. Новейшее время

Растущая глобализация экономики  выражается в сильном увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, появлением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы заметно усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению. Все эти изменения характерны для этого периода, в особенности для порога XX-XXI веков. Так же все эти изменения повлияли на закон спроса и предложения, точнее на его работу. В информационном обществе реакция на изменение цен, производства и потребления, издержек мгновенно поступает в нужные центры и структуры (фирмы-посредники, производители и т.д.). Информационные технологии делают рынок еще более активным. Все это происходит благодаря информационным технологиям, и именно они обобщают, систематизируют и унифицируют экономические отношения. Вследствие всего этого закон спроса и предложения становится еще более значимым, так как он влияет уже на все экономику в целом одинаково. Суть явления остается той же, но в содержании все чаще появляются новые условия течения того или иного процесса.

В итоге мы выяснили, что  влияние спроса и предложения на цену приобретает характер общего закона еще в XVI веке, но наибольшую значимость обретает на пороге двух последних тысячелетий, то есть с развитием общества закон не только не сходит с исторической арены, не только сохраняется, но и играет все возрастающую роль.

 

  1. Законы конкуренции

Конкуренция – это соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров; это экономический закон рыночного хозяйства.

Конкуренция существовала еще  со средневековых времен. Несмотря на то, что тогда не было возможности  продавать свой товар, где это  было выгоднее, ремесленники у местных замков, поместий, имений ощущали давление со стороны своих коллег. Позднее, в эпоху Великих географических открытий, конкуренция постепенно усиливалась. В то ж время начали появляться монополии в некоторых отраслях товарного производства. Но уже в ХХ веке важной проблемой экономической теории являлась проблема соотношения конкуренции и монополизма. Экономисты XIX века опирались на концепцию свободного рынка, на котором конкурируют множество независимых продавцов и покупателей. В новых условиях такой подход выглядел нереалистичным, оторванным от жизни. Важным фактором стало функционирование монополистических объединений различного рода – картелей (форма монополистического объединения), синдикатов и трестов.4 Глобализация напрямую повлияла на масштабы конкуренции, а именно усилила ее. Этому способствовали открытые мировые рынки. Интересы компаний, производящих схожие товары, столкнулись на один и тех же рынках сбыта, производители были вынуждены принимать меры по продвижению именно своего товара, искать лучшие способы производства.

В настоящее время процесс  соперничества между производителями (в особенности) усиливается и  приобретает новые формы, появляются новые возможности подавления конкурентов  и выдвижения в первые ряды своей  продукции. Однако вместе с тем, растет риск тех или иных действий руководителей  предприятий и предпринимателей. Поэтому возрастает необходимость привлечения высококвалифицированных работников, ориентированных на новые тенденции в бизнесе и производстве.

  1. Закон возвышения экономических потребностей

Закон возвышения потребностей (ЗВП) - закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется.

  Преимущественно рассмотрим ЗВП в разных социально-экономических строях. ЗВП имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях ЗВП действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально-экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально-экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжёлый физический труд. В этих условиях ЗВП осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетённых. Капитализм в силу своего социально-экономического характера не создаёт условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы.

  Социализм не может  сразу ликвидировать социально-экономическое  неравенство, сложившееся во всех  сферах экономики, культуры, образования  и общественно-политической деятельности  за период многовекового развития  общества на основе частной  собственности. Однако он коренным  образом изменяет характер развития  членов общества, уничтожая частную  и утверждая общественную собственность  на средства производства. В этих  условиях ЗВП приобретает совершенно новые, присущие только социалистическому обществу, черты. Важнейшие из них следующие: всеобщность и всесторонность возвышения потребностей; постепенное социально-экономическое выравнивание их структуры; планомерность, непрерывность и быстрые темпы возвышения потребностей. Возможности для возвышения потребностей используются всеми членами общества на одних и тех же основаниях.

  1. Закон стоимости

Закон стоимости - объективный экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда, т. е. по их общественной стоимости.5 Закон стоимости носит исторический характер.

Закон стоимости:

  • Регулирует объемы производства и распределения средств производства и рабочей силы между различными отраслями и сферами производства.
  • обусловливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми затратами, стимулирует снижение индивидуальных затрат.
  • побуждает товаропроизводителей повышать производительность труда.
  • стимулирует развитие производства, способствует прогрессу производительных сил общества.
  • действует не изолированно, а в системе объективных экономических законов. Характер действия закона стоимости и его последствия определяются также господствующими производственными отношениями. Действие закона стоимости можно ограничить, но его нельзя отменить. Закон стоимости - объективный экономический закон товарного производства, который будет действовать до тех пор, пока будет существовать товарное производство.6

Возникновение закона стоимости  относится к тому времени, когда  продукты человеческого труда начали принимать форму товаров. Так, Ф. Энгельс отмечал, что начало обмена товаров уходит вглубь веков. В Египте это было, по меньшей мере за три, а, возможно, и за пять тысяч лет до нашего летоисчисления, в Вавилонии – за четыре-шесть тысяч лет.

Появившись вместе с возникновением товарного производства и существуя  на протяжении тысячелетий, закон стоимости  получает наиболее широкую сферу  действия лишь в условиях капитализма, когда товарное производство принимает  всеобщий характер. Возникая на базе товарного  производства, он действует в любом  обществе, где имеют место товарные отношения.

При зарождении товарно-денежных отношений имели место простая  или случайная форма стоимости, затем развернутая, всеобщая и, наконец, денежная. С превращением простого товарного производства в капиталистическое стоимость модифицируется в цену производства, а закон стоимости - в закон цен производства. Однако и здесь взаимные отклонения рыночных цен от цены производства, вызываемые конкуренцией, погашаются, и в конечном итоге сумма цен совпадает с суммой цен производства. В условиях господства монополий отклонение цен от стоимости усиливается. Монопольные цены обеспечивают перераспределение национального дохода в пользу монополий. Однако и монопольные цены не могут ликвидировать эквивалентность обмена: то, что получают монополии, то теряют трудящиеся массы и немонополизированные предприятия.

Информация о работе Эволюция экономических законов в условиях глобализации