Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:52, доклад
Стоимость товара представляет собой сложную экономическую категорию, отражающую, единство факторных затрат на производство конкретного товара и оценки этих затрат потребителем на отраслевом рынке, являющемся отдельным элементом целостной системы рынков, функционирующей в национальной экономике. Для понимания определения стоимости, следует глубоко исследовать эволюцию теорий стоимости, с целью акцентирования внимания на стоимостеобразующих факторах, выделяемых авторами определенных концепций в качестве основных.
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ СТОИМОСТИ
Стоимость товара представляет собой сложную экономическую категорию, отражающую, единство факторных затрат на производство конкретного товара и оценки этих затрат потребителем на отраслевом рынке, являющемся отдельным элементом целостной системы рынков, функционирующей в национальной экономике. Для понимания определения стоимости, следует глубоко исследовать эволюцию теорий стоимости, с целью акцентирования внимания на стоимостеобразующих факторах, выделяемых авторами определенных концепций в качестве основных.
Мыслителями античности и средневековья было установлено, что цены товаров на рынке зависят от двух факторов: спрос на эти товары, определяемый потребностями и денежными средствами покупателей, и предложение товаров, определяемое трудом и расходами производителя.
Представителей классической школы политической экономии – А.Смита, Д. Рикардо – объединяет то, что они признают стоимость исходной категорией сущностного анализа, а сферу производства – первичной по отношению к сфере обращения. У Смита мы находим два метода исследования экономических явлений, процессов понятия стоимости. Первый метод исследования: метод абстрактно-логический (аналитический) - с помощью него изучается сущность, содержательная характеристика явления или процесса (с точки зрения соотношения формы и содержания дается характеристика). Второй метод: описательный метод, он описывал свои действия и явления для формирования характеристик понятия стоимости. А. Смит пытается совместить то, что на поверхности, с тем, что внутри. Он выделяет два свойства товара: с точки зрения полезности (потребительная стоимость) и обмена на другую вещь (меновая стоимость).
В последней трети XIX в. на смену классической политэкономии, господствующей более 200 лет, пришла маржиналистская экономическая теория. Самыми известными представителями маржинализма являются А.Маршалл, Дж.Б.Кларк и В.Парето. Они соединили сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив на них (и сферы распределения и обмена) методы изучения предельных экономических величин, а также заменив сущностный подход к анализу, которого придерживались «классики», функциональным подходом. Так, А.Маршалл в работе «Принципы политической экономии» размышляет о равноправии спроса и предложения как ценообразующих факторов и утверждает, что равновесие между ними соответствует нормальной стоимости блага.
Таким образом, маржиналисты (ноклассики), опираясь на достижения «классиков», объединили трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности, синтезировали их, сформировав тенденцию объединения уже существующих концепций при создании новых теорий. Что и явилось первым этапом синтеза.
Начало второго этапа синтеза связано с включением в анализ (в рамках теорий несовершенной конкуренции) такого фактора формирования цены и стоимости, как внешняя рыночная среда. Теория Чемберлина, по существу, является первой теорией ценообразования в условиях монополистической конкуренции. В качестве фактора стоимости он выделяет дифференциацию продукции (гетерогенность блага) и вызванные ею неизбежные издержки сбыта, включающие в себя и издержки на рекламу. Чемберлин характеризует собственную теорию стоимости как «более общую» в сравнении с теориями конкуренции и монополии, даже вместе взятыми, так как она охватывает проблемы статики и динамики, микро- и макроанализа.
Начало третьего этапа совпадает с выделением макроэкономики в самостоятельный раздел экономической теории, что сопровождается переходом с микроэкономического на макроэкономический уровень анализа посредством метода агрегирования, примененного Дж. Кейнсом. Проблема государственного регулирования экономики становится краеугольным камнем макроэкономического подхода Дж.М.Кейнса к исследованию национальной экономики («Общая теория занятости, процента и денег»). Он приходит к выводу, что объем общественного производства и уровень занятости определяются не факторами предложения, а факторами спроса как платежеспособной потребности, обеспечивающего реализацию ресурсов. Поскольку спрос обусловлен потребительскими доходами, постольку процесс их распределения должен находиться под контролем государства.
Началом четвертого этапа, следует считать попытку объединения параметров моделей кейнсианцев и неоклассиков («неоклассический синтез») в единую макроэкономическую модель. Соединение различных концепций происходило путем создания динамических моделей, учитывающих инфляционные ожидания, то есть в направлении включения в модель все большего числа параметров, позволяющих описать характер взаимодействия совокупных спроса и предложения.
Таким образом, в концепциях 1930-х гг. раскрывается значимость рыночной среды и изучается происходящее в ней взаимодействие спроса и предложения. В теориях несовершенной конкуренции этот анализ осуществляется на микроэкономическом уровне, а в концепциях кейнсианцев, неолибералов и неоклассического синтеза – на макроэкономическом уровне.
В целом, выводы, сделанные экономистами разных школ в отношении основных стоимостеобразующих факторов, на первый взгляд, могут показаться противоречивыми и даже несовместимыми. Однако очевидно, что каждая теория актуальна для своего времени, в контексте конкретной исторической ситуации. По мере развития общества, обусловливающего создание новых экономических учений, эволюционировали и взгляды на проблему стоимости. Поэтому различия во взглядах на стоимость свидетельствуют о многообразии используемых подходов к решению данной проблемы и о возможности ее анализа с различных точек зрения, а не о несовместимости и противоречивости теорий стоимости.