Качественный аспект предложения рабочей силы (1945-1980 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:00, реферат

Описание работы

В середине 1920-х годов русский экономист Николай Кондратьев выдвинул теорию циклов экономической конъюнктуры длительностью 40-60 лет. Во время своих исследований он проанализировал некоторые макроэкономические показатели стран Западной Европы и США с 1790 по 1920 годы. Построив и сгладив графики, устранив краткосрочные колебания, он обнаружил, что значения этих показателей синхронно движутся в долгосрочном периоде. Максимумы достигались примерно в 1815 и 1873, а минимумы – в 1845 и 1896 гг. Кроме того, во время подъема длинной волны возрастало количество войн и восстаний и происходило вовлечение новых стран и регионов в мировую торговлю и в мировое разделение труда.

Содержание работы

Введение3
1.Циклы Кондратьева 4
2.Качественный аспект предложения рабочей силы (1945-1980 гг) 8
Заключение13
Список литературы14

Файлы: 1 файл

первый реферат. 2 вопроса..docx

— 109.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение3

1.Циклы Кондратьева 4

2.Качественный аспект  предложения рабочей силы (1945-1980 гг) 8

Заключение13

Список литературы14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В середине 1920-х годов русский экономист Николай Кондратьев выдвинул теорию циклов экономической конъюнктуры длительностью 40-60 лет. Во время своих исследований он проанализировал некоторые макроэкономические показатели стран Западной Европы и США с 1790 по 1920 годы. Построив и сгладив графики, устранив краткосрочные колебания, он обнаружил, что значения этих показателей синхронно движутся в долгосрочном периоде. Максимумы достигались примерно в 1815 и 1873, а минимумы – в 1845 и 1896 гг. Кроме того, во время подъема длинной волны возрастало количество войн и восстаний и происходило вовлечение новых стран и регионов в мировую торговлю и в мировое разделение труда. На основании этих наблюдений Кондратьев сделал долгосрочный прогноз до 2010 года, предсказав, в частности, Великую депрессию 1930 годов.

Обеспечение народного хозяйства квалифицированными кадрами являлось неотъемлемой частью социалистической системы, которая включала как управление трудовыми ресурсами в целом (на основе составления балансов трудовых ресурсов и жесткой системы планов по труду, охватывающей все народное хозяйство), так и управление количественными и качественными показателями деятельности учебных заведений государственной системы профессионального образования (на основе тотального планирования объемов и профилей приема в учебные заведения и системы распределения выпускников).

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Циклы Кондратьева

Циклы Кондратьева (К-циклы или К-волны) - периодическиe циклы современной мировой экономики продолжительностью 40-60 лет.

Открыты русским экономистом Николаем Кондратьевым (1892-1938). Характерный период - 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет). Циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Многие экономисты не признают существования таких волн.

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических  показателей различных стран  на довольно длительных промежутках  времени, охватывавших 100 - 150 лет. Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т.д.

Оппонент Кондратьева Д. И. Опарин указывал на то, что временные ряды исследованных экономических показателей, хотя и дают большие или меньшие отклонения от средней величины в ту или иную сторону в разные периоды экономической жизни, но характер этих отклонений как по отдельному показателю, так и по корреляции показателей, не позволяют выделить строгой цикличности. Прочие оппоненты указывали на отступления Н. Д. Кондратьева от марксизма, в частности использование им для объяснения циклов «количественной теории денег». Л. Д. Троцкий, напр., в работе «О кривой капиталистического развития», утверждал, что периоды упадка и подъёма капиталистического хозяйства в долгосрочной перспективе обусловлены большей или меньшей напряжённостью классовой борьбы.

 

 

 

 

Датировки кондратьевских волн

Для периода после промышленной революции обычно выделяются следующие  кондратьевские циклы/волны:

  • 1 цикл - с 1803 до 1841-43 гг. (отмечены моменты минимумов экономических показателей мировой экономики)
  • 2 цикл - с 1844-51 до 1890-96 гг.
  • 3 цикл - с 1891-96 до 1945-47 гг.
  • 4 цикл - с 1945-47 до 1981-83 гг.
  • 5 цикл - с 1981-83 до ~2018 г. (прогноз)
  • 6 цикл - с ~2018 до ~ 2060 (прогноз)

Однако имеются различия в датировке «посткондратьевских» циклов. Анализируя ряд источников, Гринин Л.Е. и Коротаев А. В. приводят следующие границы начала и конца «посткондратьевских» волн:

  • 3 цикл: 1890-1896 - 1939-1950
  • 4 цикл: 1939-1950 - 1984-1991
  • 5 цикл: 1984-1991 - ?

Соотношение между  кондратьевскими волнами и технологическими укладами

1-й цикл - текстильные  фабрики, промышленное использование  каменного угля.                                                                                                      

2-й цикл - угледобыча и  черная металлургия, железнодорожное  строительство, паровой двигатель.

3-й цикл - тяжелое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая  химия, производство стали и  электрических двигателей.

4-й цикл - производство  автомобилей и других машин,  химической промышленности, нефтепереработки  и двигателей внутреннего сгорания, массовое производство.

5-й цикл - развитие электроники,  робототехники, вычислительной, лазерной  и телекоммуникационной техники.

6-й цикл - возможно, NBIC-конвергенция (конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий). После 2030-х (2050-х по другим данным) возможно наступление технологической сингулярности, которая не поддается на данный момент анализу и прогнозу. Если эта гипотеза верна, то циклы Кондратьева могут оборваться ближе к 2030 году. [1]

Ограничения модели Кондратьева

Необходимо отметить, что, несмотря на всю важность вскрытой Н. Д. Кондратьевым цикличности развития социума для задач прогнозирования, его модель (как впрочем, и любая  стохастическая модель) всего лишь изучает поведение системы в  зафиксированной (замкнутой) среде. Такие  модели не всегда дают ответ на вопросы, связанные с природой самой системы, поведение которой изучается. При  этом хорошо известно, что поведение  системы является важным аспектом в  её изучении. Однако не менее важны, а быть может даже наиболее важны аспекты системы, связанные с её генезисом, структурные (гештальтные) аспекты, аспекты взаимодополнения логики системы с её предметом и т. д. Именно они позволяют корректно ставить вопрос о причинах того или иного типа поведения системы в зависимости, например, от внешней среды, в которой она функционирует. Циклы Кондратьева в этом смысле всего лишь последствие (результат) реакции системы на сложившуюся внешнюю среду. Вопрос вскрытия природы процесса такого реагирования сегодня и вскрытия факторов, которые влияют на поведение систем, является актуальным. Особенно, когда многие, опираясь на результаты Н. Д. Кондратьева и С. П. Капицы об уплотнении времени, прогнозируют более или менее быстрый переход социума к переходу перманентного кризиса. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Качественный  аспект предложения рабочей силы (1945-1980 гг)

Под воздействием теории Теодора  Шульца (Theodore W. Schuhz) многие экономисты очень внимательно отслеживали усилия, предпринимаемые правительствами западных стран, по улучшению качества рабочей силы. Проведенные в этой области исследования показывают, что вложенные Соединенными Штатами в «образовательный капитал» общественные инвестиции оказали результативное влияние на экономическое развитие этой страны. Европейские государства также добились успеха в деле экономического роста после войны во многом за счет улучшения своего «человеческого капитала».

Этот феномен не нов. По результатам исследований, очевидный  эффект от состояния образования  и обучения начал проявляться  в результатах экономического развития уже с начала 20-х годов. По подсчетам  Денисона, при общих ежегодных темпах экономического роста в США за 1929-1948 гг. в 2,49 процентных пункта вклад образования составил 0,41 проц. пункта. Статистические данные, опубликованные исследователем об уровне образования активного населения тринадцати стран ОЭСР, неопровержимо свидетельствуют о резких переменах, произошедших в период первой мировой войны. В 1870 г. средняя продолжительность обучения не превышала 4 лет и многие работники не умели читать и писать. К 1950 г. она достигла уже 8,2 лет. [3]

Значение инвестиций в  обучение и образование для темпов экономического роста возросло после  второй мировой войны. Вклад «образовательного фактора» в темпы экономического роста США составил 0,36 пункта в 1948-1953 гг., 0,4 - в 1953-1964 гг., 0,37 - в 1964-1969 гг., 0,5 - в 1969-1973 гг. и 0,67 пункта в 1973-1976 гг. Несмотря на общее улучшение обучения и образования, определившееся уже после первой мировой войны и продолжавшееся после второй мировой войны, различия в качестве «человеческого капитала» разных стран сохранились. Считается, что именно по этой причине после второй мировой войны производительность экономики Европы и Японии оставала от североамериканской. Каким был реальный размер этой «образовательной пропасти», и мог ли здесь иметь место «наверстывающий процесс»?

Необходимо подчеркнуть, что производительность в промышленности во всех странах ОЭСР оставалась выше, чем в других секторах экономики. Отставание в доходах не проявилось ощутимо лишь в Канаде.

В 50-х и 60-х годах расходы на образование возросли во всех западных государствах, как в абсолютных, так и в относительных цифрах в том смысле, что расходы на образование росли быстрее ВНП. Последнее обстоятельство тем более примечательно, что ВНП западных стран в то время развивался более чем внушительными темпами.

В течение двух рассматриваемых  десятилетий США продолжали инвестировать  в образование большую часть  своего ВНП, чем какое бы ни было государство-член ОЭСР. Поэтому им удалось  сохранить свое лидерство, несмотря на то, что другие страны ОЭСР увеличивали  свои расходы на образование в  процентном соответствии с увеличением  своего ВНП. Государства Западной Европы и Япония улучшили качество среднего образования, которое имело приоритетное значение для вложения средств. Таким  образом, была создана открытая для  всех система образования. США уже  прошли этот этап, и поэтому здесь  основное внимание было уделено совершенствованию  системы высшего образования, на котором Западная Европа и Япония сконцентрировали внимание с начала 70-х годов. В 1976 г. американцы в возрасте от 25 до 64 лет в среднем имели  за плечами гораздо более долгий срок обучения по сравнению со своими европейскими и японскими сверстниками. Этот срок перешагнул 10,5 лет в 1960-1962 гг. и 11,6 лет - в 1976 г. В это время другие страны имели следующие показатели: 10,42 года в Японии, 10,41 в Великобритании, 9,87 во Франции, 9,36 в ФРГ, 9,33 года в Швеции.

Другие статистические данные свидетельствуют о превосходстве  США в области высшего образования  в период после второй мировой войны. В 1963 г. 2,4% от общей численности американцев обладали высшим образованием. В Японии это соотношение равнялось 0,9%, во Франции - 0,8, в Западной Германии и Швеции-0,7, а в Италии составило - 0,5%. К 1976 г. этот разрыв еще не был устранен. Население США в возрасте от 25 до 64 лет имело в среднем по 1,05 года обучения в высшей школе. Сравнительные данные для других стран намного ниже: 0,65 года в Швеции, 0,62 - в Бельгии, 0,56 - во Франции, 0,44 - в Италии и 0,23 - в ФРГ. Если этот вопрос рассматривать в другой плоскости, то следует привести следующие данные: в начале 60-х годов академические круги и персонал составляли примерно 17% всего активного населения США, в «Европе шести» - 10%, в Великобритании - 11%. Доля выпускников университетов, в числе американских исследователей, была гораздо больше, чем в Западной Европе и Японии. Это же относится и к персоналу. Однако соотношение инженеров и техников в США было ниже, чем в «Европе шести» и Великобритании. Тем не менее, что касается фабричного производства, пропорциональное число специалистов с академическим образованием и менеджеров в США было намного больше, чем где бы там ни было, равно как и соответствующее число инженеров и высшего технического персонала. Относительно меньше были задействованы специалисты в сфере услуг Соединенных Штатов. Исследования подтверждают, таким образом, гипотезу о том, что, располагая большей, чем в США, численностью технического персонала, Европа использовала его менее эффективно. [5]

Следует также отметить два  других обстоятельства, касающихся высшего  образования. В 60-х годах около 12% американских студентов обучалось  в школах бизнеса. В это же время  обучение менеджменту в университетах  Западной Европы и Японии только начиналось, что частично объясняет отставание последних от США в сфере управления предприятиями. Помимо этого, западные государства проявляли неодинаковый интерес к различным областям естественной науки. Европа и в особенности Великобритания предпочитали прикладные науки, которые давали технологическую подготовку. Напротив, в США выпускалось больше специалистов в области «чистой науки». После войны западноевропейские государства начали сокращать отставание от США в области высшего технического образования, а в области науки преимущество Соединенных Штатов увеличилось. Эти обстоятельства подтверждают гипотезу о том, что в сфере промышленного развития по окончании второй мировой войны страны Западной Европы и Японии испытывали технологическое отставание от Соединенных Штатов и что источником экономического роста аутсайдеров стал собственно процесс «наверстывания». Тем не менее, технологические нововведения реализовывались не посредством принципиально новых и оригинальных разработок, для чего требовалось продвижение границы общего знания, а через усовершенствование уже существующих конкретных технологий.

Технологическое отставание также было вызвано процессом  «утечки мозгов» в США. Сколько же специалистов иммигрировало в США со всего мира? Согласно статистическим данным, в период с 1956 по 1966 г. в США в среднем прибывало около 135 тыс. иммигрантов, осуществляющих экономическую деятельность. В 1956 г. 13% среди них имели высшее образование. В 1963 г. эта цифра составила 20%, стабилизировавшись на этом уровне. В числе этих 20% четверть имела диплом фундаментальных или прикладных наук (4,6% в 1966 г.). Среди же собственно американского населения данное соотношение составляло 2%. Таким образом, иммиграционный процесс привел к повышению общего уровня квалификации активного населения США. Что особенно интересно, в 1963-1964 гг. 10% от общего числа дипломированных инженеров в США составляли специалисты, приехавшие из других стран. 40% высококвалифицированных иммигрантов составляли выходцы из Европы, преимущественно из Великобритании. Растущее число британских исследователей из наиболее компетентных покидали свою страну и переезжали в США. В 1956 г. не менее 5,2% британских обладателей научной степени эмигрировали в Соединенные Штаты, в 1964 г. - 10,4%. Данный феномен часто определяют как «бегство мозгов», и этот исход, несомненно, представлял реальную проблему для Великобритании и в меньшей степени для других государств. Конечно, иммиграция квалифицированных специалистов способствовала экономическому развитию США, однако не стоит слишком преувеличивать ее значение. Справедливо также вслед за Гарри Джонсоном (Налу Johnson) отметить, что интеграция в мировом масштабе специалистов и инженеров высшей квалификации значительно улучшила эффективность исследований в фундаментальных и прикладных науках. В действительности США сыграли главную роль в мировом прогрессе образования и исследований.

Информация о работе Качественный аспект предложения рабочей силы (1945-1980 гг)