Кейнсианская теория и практика государственного регулирования во второй половине XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Вследствие Кейнсианской революции в экономической теории образовался гигантский разрыв между неоклассической микроэкономикой и кейнсианской макроэкономикой, построенных на различных методологических предпосылках, содержавших разные и несопоставимые объекты исследования и теории, дававшие почти противоположные оценки характеру функционирования рыночной экономики и приводившие к разным выводам относительно желательности вмешательства государства в экономику. В результате дальнейшее развитие «макроэкономики после Дж. М. Кейнса» пошло двумя путями.

Содержание работы

1 Экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883 - 1946)………
1.1 Общая концепция теории………………………………………………
1.2 Основные положения "Общей теории занятости, процента и денег".
1.2.1 Идея «денежной экономики»…………………………………………
1.2.2 Принцип эффективного спроса………………………………………
1.2.3 Теория потребления Введение………………………………………
1.2.4 Концепция мультипликатора инвестиций………………………….
1.2.5 Теория инвестиций…………………………………………………..
1.2.6 Теория процентая и денег…………………………………………..
1.2.7 Основы теории деловых циклов…………………………………….
1.2.8 Взгляд Дж. М. Кейнса на проблему инфляции……………………..
1.2.9 Причины безработицы по Кейнсу…………………………………..
2 Становление кейнсианства как теоретической доктрины…..
3 Особенности развития нео- и посткейнсианской теории…….
3.1 Неокейнсианство………………………………………………………..
3.2 Посткейнсианство………………………………………………………
4 Кейнсианская теория и практика государственного регулирования во второй половине XX века………………………………………………….
5 Заключение……………………………………………………………….
6 Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

кейнцианство.docx

— 87.65 Кб (Скачать файл)

В результате в 70-х гг. кейнсианская модель вошла в кризисное состояние, породив принципиально новые  экономические проблемы и не найдя  адекватных способов их решения. Этот кризис был связан также с появлением новых важных факторов экономического развития: страны стояли перед необходимостью осуществления глубоких структурных  преобразований экономики, связанных  с овладением достижениями НТР, переходом  к постиндустриальным вариантам  развития; необходимо было также учесть растущую интернационализацию экономики, повышение ее роли в социально-экономическом  прогрессе общества. Кейнсианство не смогло найти адекватных ответов на изменившуюся ситуацию. С неизбежностью встал вопрос о смене моделей экономического развития. Он не мог не быть связан с новыми подходами к роли государства в экономике: большинство проблем 70-х гг. так или иначе ассоциировались с "прогосударственной" экономической политикой в рамках кейнсианства. Произошел переход к новой неоконсервативной модели государственного регулирования, подготовленной альтернативной школой экономической мысли, долгое время наблюдавшей за развитием реформистских тенденций в экономике и дававшей критическую оценку используемых в рамках кейнсианства подходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Заключение

Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую  практику трудно переоценить. В теоретическом  аспекте идеи Дж.М.Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории - макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит его целям. За прошедший период в сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующих воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских идей.

В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Дж.М.Кейнса, когда соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Данная модель позволила ослабить циклические колебания в экономике в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако, в последствии проявилось ее несовершенство. Примерно с начала 70-х гг. 20-го века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста.

К тому же кейнсианская концепция  явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства  в рыночной экономике. В отличие  от классической идеи о нейтральности  государства в ней доказана необходимость  координирующего вмешательства  государства. Идея о необходимости  государства в рыночную экономику  для достижения "полной занятости  без инфляции" утвердилась в  общественном сознании и государственной  экономической политике в послевоенный период.

Для истории становления  и развития рыночной экономики характерно постоянное чередование периодов расширения роли государства в экономике  и периодов ее относительного сужения. Как вполне очевидно, государству  удается добиться того, что недоступно рынку, — максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но не менее ясно и другое. Государственное регулирование может упускать преимущество рыночного воздействия на производство — подъема его экономической эффективности. Государство пытается решать социальные проблемы наиболее доступным для него способом: увеличивать налоги и перераспределять доходы субъектов рынка. Однако если такое перераспределение достигнет очень больших масштабов, то это отрицательно скажется на материальном стимулировании товаропроизводителей и подорвет экономические источники социального прогресса. На решение вопросов о границах и направлениях государственного воздействия на экономику большое влияние оказывают политические и социальные предпочтения правящих партий. Обычно в период господства консервативных и либеральных партий сфера деятельности государства в экономике сокращается. С приходом к власти партий левых направлений функции государства в экономике начинают трактоваться более «расширительно».

Однако важно подчеркнуть, что вне зависимости от изменения  теоретических представлений или  политических ситуаций на протяжении всего послевоенного периода  шел поиск путей, при которых  макроэкономическая роль государства  обеспечивала бы условия нормального  функционирования рынка как основы рационального хозяйствования.

Отдельной проблемой является модель государственного регулирования  в странах с переходной экономикой (постсоциалистических). Следует признать, что она осмыслена в наименьшей степени. Отсутствие стройной теории переходной экономики обрекает правительства  стран опираться в основном на метод проб и ошибок, чреватый большими издержками для общества. Применение неоконсервативных рецептов постсоциалистических стран, в том числе и для Украины в современных условиях бывает столь же неоправданным, как и кейнсианских подходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список использованной литературы.

1.Кейнс Дж. М. Общая  теория занятости, процента и  денег. М., 1978

2. Малкин М.Ю. Дж. М. Кейнс и эволюция кейнсианства. Н. Новгород, 1998

3.Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Пер. с англ. 11-го изд. – К., Хагар-Демос, 1993

4.Статья «A Monetary Theory of Production»  включена в один из томов Собрания Сочинений Дж. М. Кейнса:  The Collected Writings of John Maynard Keynes London, 1973. Vol.XIII

5. Ревенков А. Планирование  в системе государственного регулирования  экономики. - М. 2001

            6. Ядгаров Я. С. История экономических учений. М. : Экономика, 1996


Информация о работе Кейнсианская теория и практика государственного регулирования во второй половине XX века