Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:01, реферат
Классическая политическая экономия – экономическое течение конца XVIII – начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства.
Характерными особенностями классической политической экономии являются следующие:
Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Цель работы………………………………………………………………………. 3
Основная часть работы………………………………………………………... …4
1.А. Смит - центральная фигура классической политической экономии…...…4
2. История развития……………………………….……………….………………4
3. Причины появления классической политической экономии …………….…. 5
4. Этапы развития…………………………….…………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………………8
Список использованной литературы……………………………………………. 8
«Армавирская государственная педагогическая академия»
Кафедра технологии, экономики и дизайна
РЕФЕРАТ
по дисциплине: « Экономика »
на тему: «Классическая политическая экономика »
Выполнила:
студентка 1 курса, гр. ВТ-ДП-1-1
Авдеева Дарья
Проверил:
__________________________
г. Армавир, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Цель работы…………………………………………………
Основная часть работы………………………
1.А. Смит - центральная фигура классической политической экономии…...…4
2. История развития……………………………….……………….……
4. Этапы развития…………………………….…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………. 8
Введение
Классическая политическая экономия – экономическое течение конца XVIII – начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства.
Характерными особенностями классической политической экономии являются следующие:
Цель: целью данного реферата является изучение классической политической экономики.
1. А. Смит - центральная фигура классической политической экономии
Адам Смит (1723-1790гг.) - величайший английский ученый-экономист второй половины 18 века, центральная фигура классической политической экономии. По мнению М. Блауга А. Смит - автор «первого в экономической науке полноценного труда, излагающего общую основу науки».
Главный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.), обессмертил имя автора, переиздавался при его жизни четырежды и три раза до конца века. Под влиянием идей А. Смита премьер-министр Англии У. Питт-младший объявил себя его учеником и в 1786г. подписал с Францией первый Либеральный торговый договор (договор Эдена), существенно изменивший таможенные тарифы.
Центральной проблемой и предметом изучения экономической науки А. Смит считал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.
А. Смит доказывает, что богатство народов не в деньгах, а в материальных (физических) ресурсах, которые предоставляет «годичный труд каждого народа». «Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукта».
Эту мысль он развивает концепцией роста разделения общественного труда, которая стала доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».
Основателем направления является А. Смит. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления..
Трудовая теория стоимости привела к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Т. Годскина, Уильяма Томпсона (ок.1785 — 1833), Чарльза Холла (1745—1825), Джона Грэя (1799—1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809—1895).
Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе (Continental Classicals) являлись француз Ж. Б. Сэй, швейцарец Ж.Симо де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн.
Завершающий этап эволюции
школы представлен творчеством
В классической экономической теории
В ходе формирования основ рыночных экономических отношений в Западной Европе и Америке становилось все более очевидным, что государственное вмешательство в экономику - не единственное средство в формировании богатства государства и достижении согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешнем рынках.
Вытеснение «доиндустриальных условий» системой «свободного частного предпринимательства», способствуя разложению меркантилизма, стало одновременно исходным пунктом наступления условий «полного laissez faire». Это означает требование полного невмешательства государства в экономику, в деловую жизнь - экономический либерализм.
С конца 17 - начала 18 века эта
идея стала девизом рыночной либерализации
экономической политики. Именно с
этого времени зарождается
По существу «классики» заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.
В качестве метода изучения и экономического анализа были внедрены новейшие методологические приемы, которые обеспечили достаточно глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности, описательности, поверхностности в осмыслении хозяйственной жизни.
Во времена древнегреческих философов термин «экономика» переводился как «дом-хозяйство» - в смысле процесс домоводства, управления семьей, личным хозяйством. В период меркантилистов экономика, получившая благодаря А. Монкретьену название «Политическая экономия», стала наукой о государственном хозяйстве, управляемом монархом. В период классической школы экономика приобрела черты научной дисциплины, изучающей проблемы экономики свободной конкуренции. Термин «классическая политическая экономия» ввел К. Маркс, исходя из того, что «классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала производственные отношения буржуазного общества».
Общие признаки и особенности эволюции классической политической экономии характеризуются этапами ее развития.
Условно выделяют четыре этапа:
Первый этап: середина 17 - начало 18 века - появление трудов У. Петти в Англии и П. Буагильбера во Франции, в которых формируются признаки нового учения, впоследствии названного классической политической экономией.
В первой половине первого этапа авторы:
Вторая половина первого этапа приходится на середину - начало второй половины 18 века, характеризуется появлением специфического течения «классической школы» - физиократизма.
Физиократы (Ф.Кене (1694-1774), А. Тюрго (1727 - 1781) и др.) значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономиечских категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения.
На первом этапе ни один представитель классической политической экономии, не являясь профессиональным экономистом, не смог создать целостную теорию развития производства - промышленного и сельскохозяйственного.
Второй этап - полностью связан с именем великого ученого-экономиста Адама Смита.(1723 -1774). Наиболее значительное достижение экономической науки последней трети 18 века - его гениальное творение «Богатство народов» (1776г.). Его «экономический человек», «невидимая рука» на столетия убедили в естественном порядке и объективности действующих экономических законов вне зависимости от воли и сознания людей. Законы, открытые Смитом - разделения труда и роста производительности труда - классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций.
Третий этап - вся первая половина 19 века. Он связан с промышленным переворотом - переходом от мануфактурного производства к машинному, к заводам и фабрикам, к индустриальному производству, прежде всего в Англии и во Франции. Ученики и последователи А. Смита - Д. Рикардо(1772 –1790), Т. Мальтус(1766-1834), Ж.Б. Сэй(1767 -1832), и др. внесли огромный вклад в сокровищницу «классической школы». Каждый из них оставил заметный след в истории экономической мысли.
«Закон Сэя» объясняет равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением: при гибкой заработной плате и подвижных ценах процентная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости.
Д. Рикардо впервые выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерность изменения стоимости денег в зависимости от их количества в обращении.
Т. Мальтус - вопреки господствующей тогда точке зрения об участии «классов» в хозяйственной жизни - вопреки Марксу выдвинул теоретическое положение о «третьих лицах», в соответствии с которым в создании и распределении совокупного общественного продукта обязательно участвуют не только непосредственные производители, но и «непроизводительные слои» общества. Именно он обосновал идею влияния на благосостояние общества численности и темпов прироста населения - создал первую в истории экономической мысли теорию народонаселения.
Четвертый этап - завершающий этап во второй половине 19 века, на котором доминировали труды Дж.С. Милля и К. Маркса. Они обобщили лучшие достижения «классической школы». В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории», но последние лидеры классической школы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность и вульгарную апологетику в экономической мысли, словами П. Самуэльсона «симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму и реформам».
Заключение
Классическая школа
Список литературы: