Коммерческий банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Задание № 1.
Управление розничными операциями коммерческого банка.
Организация банковских услуг в сети Интернет.

Содержание работы

1. Первое задание.
Управление розничными операциями коммерческого банка.
Организация банковских услуг в сети Интернет.
Введение ………………………………………………………………………2
1. Розничные операции банка ………………………………………………..4
1.1 Финансовые операции ……………………………………………………8
2. Розничные валютные операции …………………………………………..10
3. Организация банковских услуг в сети Интернет ………………………...13
4. Заключение …………………………………………………………………20
Второе задание.
Валютный риск ………………………………………………………………..22
Список литературы ……………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

К Банковский менеджмент.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)


Содержание.

1.      Первое задание.

Управление розничными операциями коммерческого банка.

Организация банковских услуг в сети Интернет.

Введение ………………………………………………………………………2

1. Розничные операции банка ………………………………………………..4

1.1 Финансовые операции ……………………………………………………8

2. Розничные валютные операции …………………………………………..10

3. Организация банковских услуг в сети Интернет ………………………...13

4. Заключение …………………………………………………………………20

Второе задание.

Валютный риск ………………………………………………………………..22

Список литературы ……………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

Задание № 1.

Управление розничными операциями коммерческого банка.

Организация банковских услуг в сети Интернет.

Введение.
Коммерческий банк - юридическое лицо, которому на основании лицензии и действующего законодательства предоставлено право осуществлять на коммерческой основе банковские операции.
Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться:
- по способу формирования уставного капитала: с участием государства, с участием иностранного капитала и др.;
- по специализации: агробанки, инновационные банки и др.;
- по территории деятельности;
- по видам совершаемых операций и т.

Современные коммерческие банки — это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности привлечение во вклады средств юридических и физических лиц, проведение расчетов и размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.

Однако этим не ограничивается деятельность универсального коммерческого банка, насчитывающего в настоящее время до 300 видов операций.

Они проводят операции с ценными бумагами и валютой, оказывают различные консалтинговые услуги экономического характера, выполняют разнообразные финансовые услуги. Коммерческие банки стали основой как кредитной системы, так и экономики в целом.

Коммерческие банки не однородны в своей деятельности. Их можно классифицировать по следующим признакам.

По характеру экономической деятельности - эмиссионные, коммерческие, специализированные банковские учреждения.

Эмиссионный банк - это банк, осуществляющий выпуск денежных знаков, банкнот, являющийся центром и регулятором банковской системы. В настоящее время в роли эмиссионного банка выступает центральный банк страны. Такой банк занимает особое положение в экономике, так как по существу является «банком банков».

Коммерческие банки представляют собой кредитные организации, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий и организаций, а также населения. Свои денежные ресурсы они привлекают в виде вкладов, полученных кредитов, выпуска ценных бумаг.

Специализированные банковские учреждения (ипотечные, инвестиционные, сберегательные, отраслевые и прочие банки) могут заниматься кредитованием какого-либо определенного вида деятельности, например внешнеэкономической.

 

 

 

 

 

 

1.      Розничные операции банков.

Розничные операции банков - представление банковских услуг населению: прием депозитов, предоставление потребительских кредитов, расчеты, ипотеки, пенсионные счета, расчеты, кредитные карточки.

Деятельность банка по обслуживанию клиентов традиционно разделяется на коммерческий и розничный  секторы. Такое деление основывается на различных подходах к ведению дел в указанных областях. Более того, оба вида деятельности способны функционировать сами по себе и часто существуют параллельно в виде отдельных банков с общими собственниками. Термин «неторговый бизнес» чаще всего употребляют для обозначения деятельности по обслуживанию частных  лиц, хотя это не совсем корректно: неторговые операции имеют место и в корпоративном секторе.

Для того чтобы правильно классифицировать деятельность современного банка, проведем разграничение по линии розничные операции, корпоративные операции. Определим точнее круг рассматриваемых банковских операций.

Корпоративные операции, которые не являются предметом нашего рассмотрения. К этому виду операций мы относим следующее:

- все расчетные операции организаций, как местные, так и международные и связанные с основной деятельностью предприятий;

-    операции по инкассации торговой выручки;

-    конверсионные сделки, в которых участвует банк как контрагент или брокер;

-   сделки с ценными бумагами с банком или при его посредничестве;

-   кредитные операции;

-  депозитные операции;

-  операции по доверительному управлению денежными средствами;

-  аккредитивы, гарантийные операции.

Разделение на корпоративные и розничные операции, пожалуй, является наиболее традиционным и бесспорным. На наш взгляд корпоративные операции банка устроены несколько проще, чем розничные и поэтому, в частности, классифицировать их легче. Розница же является более обширной группой с менее четкими границами.

Вообще говоря, классификация - вещь условная. Разделение розничных банковских операций на какие-либо группы сильно зависит от целей классификации. Вот несколько различных подходов:

-     маркетинговый подход - классифицирует услуги с точки зрения технологии продаж и продвижения.

-      технологический подход - группирует услуги по операционным технологиям и возможностям автоматизации

-       организационный подход - выводит на первый план возможности объединить ведение операций в рамках той или иной внутрибанковской структуры.

Подчеркнем, что ни один из вышеуказанных подходов не является приоритетным или наиболее правильным.


Энциклопедия финансового риск-менеджмента / В. Е. Барбаумов; под ред. А. А. Лобанова, А. В. Чугунова. - 3-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 277 с.

Любая классификация – это, в конечном итоге, лишь форма представления информации, наиболее удобная для решения практических задач. При этом, классифицируя, мы даем определенные характеристики услугам и операциям, позволяющие на практике сориентироваться в текущем управлении бизнесом и эффективно решать управленческие задачи. Перейдем непосредственно к операциям розничным.

Розничные операции - это в первую очередь обслуживание физических лиц, но не только. Ведь любая организация также состоит из физических лиц и многие компании, так или иначе, ведут финансовые операции со своими клиентами - физическими лицами.                                                                     

В этой связи будем различать четыре группы розничных операций:

-операции по обслуживанию клиентов - физических лиц, не связанные с обслуживанием банком какой-либо организации. Например, это обмен валюты или открытие вклада для клиента, обратившего внимание на услуги банка из-за территориальной близости к месту жительства или работы. Возможно, внимание было привлечено рекламой услуг или тарифными ставками.

- корпоративно - розничные операции, т.е. обслуживание финансового взаимодействия физических лиц с компаниями, которые, например, являются клиентами банка, или имеют какие-либо отдельные договоренности с банком. -

-условно-розничные операции.

- розничные операции с VIP клиентурой (private banking). В более точном смысле термин private banking относится к доверительному управлению денежными средствами, ценными бумагами и прочими активами клиента, например, недвижимостью. В это понятие также входят консультационные услуги, услуги так называемого финансового инжиниринга и тому подобное.

Операции без счета. К этой группе относятся все операции, совершаемые между клиентом и банком   единовременно.

Операции со счетом. Характеризуются наличием долговременных отношений клиента и банка. При этом речь может идти как о совершении одной операции (срочный вклад), так и о разнообразных множественных операциях, совершаемых в течение длительного промежутка времени.

Обратимся теперь к маркетинговой стороне дела. Любая услуга, в том числе банковская удовлетворяет какие-то потребности клиентов, за которые они готовы платить. На самом деле потребности физических лиц в финансовых услугах не отличаются большим разнообразием. Скорее банки, являясь регуляторами денежного обращения и, одновременно, распределительной системой экономики, всеми силами пытаются внедрить новые инструменты привлечения средств частных клиентов. На поверку же почти все новшества сводятся к предоставлению старых как мир услуг на основе новых технологий.

Правда, передовые технологии иногда приводят к качественному прорыву и наполнению старых услуг особым содержанием. С одной стороны, расчет между частными лицами в электронных деньгах несет в себе явные признаки расчета наличными. С другой стороны есть ряд признаков безналичного перевода через банковскую систему. В третьих, есть признаки расчетов чеками. Вместе эти характеристики образуют, по сути, новую расчетную услугу, до эпохи интернета не осуществимую в принципе.

 

 

1.1 Финансовые операции.

Финансовые операции, предоставляемые потребителям - физическим лицам.

1. Сберегательный бизнес. Имеются в виду услуги по накоплению, сбережению и хранению денежных средств в различных валютах на счетах физических лиц. Либо операции с долговыми инструментами с физическими лицами, например, со сберегательными сертификатами. Конечно, депозитными услугами пользуются и юридические лица, но мотивация и отношение к размещаемым ресурсам совершенно иное, поэтому это другой бизнес.

Сберегательный бизнес при внимательном рассмотрении не является однородным. Можно выделить достаточно четко обособленные группы клиентского интереса к отдельным сторонам вклада денег под проценты. Во-первых, это потребности в средствах накопления. Клиент, накапливающий средства, например, на квартиру будет заинтересован во вкладе с возможностью пополнения и капитализацией процентов. Во-вторых, потребности в сохранении средств при отсутствии определенных целей по их использованию. Для таких клиентов важен размер процентной ставки, капитализация, они готовы размещать средства на длительный срок при условии повышения ставки. В-третьих, потребности в получении ренты. Такие потребности часто присущи пенсионерам, которых интересует регулярность выплат, ставка и особенно важно отношение сотрудников банка к ним, так как эта категория клиентов рассматривает банк как одно из неформальных мест общения.

В настоящей статье у нас нет достаточно места для детализированного описания маркетинга вкладных услуг, вкратце можно только отметить, что вкладные услуги пользуются по объективным причинам наибольшим спросом у клиентов старших возрастных групп.

2. Кредитование. Прежде всего, потребительское и ипотечное кредитование, а также нецелевое розничное кредитование физических лиц. Отметим, что ипотечное кредитование может осуществляться и для заемщиков – юридических лиц.

Выдача кредитов физическим лицам представляет из себя сложную маркетинговую и технологическую задачу. Самый удобный способ классификации кредитов заключается в группировке по целям предоставления. Такой подход годен для классификации схем предоставления, мониторинга рисков и способов истребования кредитов.

3. Расчеты и кассовые операции. Все виды расчетов для физических лиц, как с открытием, так и без открытия счетов. Продажа, выкуп и инкассо дорожных и коммерческих чеков, иных расчетных инструментов для физических и юридических лиц.

4. Валютный обмен. Услуги по наличным и безналичным конверсионным операциям для физических лиц. Часто этот вид бизнеса функционально и организационно совмещен с межбанковскими банкнотными операциями.

5. Хранение и перевозка ценностей. Предоставление в аренду сейфов, ответственное хранение ценностей и всевозможные сопутствующие услуги, например, пересчет и проверка банкнот, доставка наличности и т.д.

Мы сознательно воздержались пока от классификации услуг по выпуску и обслуживанию платежных карточек.

Итак, мы вкратце обрисовали подходы к рассмотрению розничных продуктов, сформировали своего рода методологию их описания.

 

 

 

2.      Розничные валютные операции.

Розничные валютные операции коммерческих банков
Валютные операции могут осуществляться только через уполномоченные банки на основании надлежащим образом оформленных документов, содержащих информацию о валютной операции, и подтверждающих их соответствие              действующему              законодательству.
Операции с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке РФ осуществляются через дополнительные банки.
Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту:
- от своего имени, по поручению предприятия и коммерческих банков;
-              от своего имени и за свой счет.
Совершать такие операции по поручению нерезидентов уполномоченные банки могут только с разрешения Центрального Банка России.
Если продажу и покупку иностранной валюты уполномоченный банк осуществляет от своего имени и за свой счет (за рубли), то он должен соблюдать лимит открытой валютной позиции (позиции валютного риска), устанавливаемой ЦБР на конец каждого рабочего дня уполномоченного банка.
Размер открытой валютной позиции определяется как разница между суммой иностранной валюты, купленной банком за свой счет, начиная с 1 января отчетного года, и суммой проданной банком за свой счет за тот же период времени              иностранной              валюты.
 

«В соответствии с Инструкцией ЦБР от от 15 июля 2005 г.. в целях расчета открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах чистые позиции определяются как разность между балансовыми активами и пассивами, внебалансовыми требованиями и обязательствами по каждой иностранной валюте и каждому драгоценному металлу (в физической форме и обезличенном виде).

Указанные балансовые активы и пассивы, внебалансовые требования и обязательства включаются в расчет чистых позиций в следующем порядке:

балансовые активы и пассивы, внебалансовые требования и обязательства в рублях пересчитываются в иностранную валюту или драгоценный металл, от которых зависит их величина, по соответствующему курсу иностранных валют или по соответствующей учетной цене на драгоценные металлы на дату расчета лимитов открытых валютных позиций;

полученная величина суммируется с балансовыми активами и пассивами, внебалансовыми требованиями и обязательствами, выраженными в той же иностранной валюте или в том же драгоценном металле, от изменения курса которой или учетной цены которого соответственно зависит величина балансовых активов и пассивов, внебалансовых требований и обязательств в рублях.(в ред. Указания ЦБ РФ от 01.06.2007 N 1832-У)»

Таким образом, объявление открытой валютной позиции и постоянный контроль за ее соблюдением способствуют ускорению оборачиваемости иностранной валюты на внутреннем рынке, удовлетворению спроса на иностранную валюту и повышению курса рубля.
Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций).
Резиденты РФ имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для осуществления текущих валютных операций и для погашения кредита, полученного в иностранной валюте. Купленная ими иностранная валюта зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.
Иностранную валюту можно покупать на внутреннем рынке через уполномоченные банки и местные органы власти Российской Федерации.
Органы власти покупают иностранную валюту за счет средств соответствующих              бюджетов.
По поручению предприятий уполномоченные банки могут осуществлять валютные операции, связанные с движением капитала. Однако для этого предприятие должно получить у ЦБР разрешение (лицензию) на проведение этой              операции.
Курс покупки и курс продажи наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также кросс - курс обмена (конверсии) наличной иностранной валюты устанавливаются приказом по банку либо отдельным распоряжением руководителя соответствующего подразделения банка, которому приказом по банку предоставлено право устанавливать указанные курсы покупки и продажи. Допускается установление приказом по банку либо вышеуказанным распоряжением руководителя соответствующего подразделения банка разных курсов покупки и курсов продажи наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также кросс - курсов обмена (конверсии) наличной иностранной валюты для разных обменных пунктов банка. В приказе по банку или в распоряжении руководителя соответствующего подразделения банка указываются адрес каждого обменного пункта и его регистрационный номер (если обменный пункт зарегистрирован в установленном порядке) и установленные для соответствующих обменных пунктов курсы покупки и продажи или кросс - курсы. Допускается изменение банком курса покупки и курса продажи наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также кросс - курса обмена (конверсии) наличной иностранной валюты в течение операционного дня с обязательным оформлением каждого нового курса покупки и курса продажи соответствующим приказом или распоряжением.

 

 

 

3. Организация банковских услуг в сети Интернет.

Основными функциями коммерческих банков являются: посредничество в платеже, финансовое посредничество первого типа  - кредит, депозит, покупка, продажа ценных бумаг и валюты, - и финансовое посредничество второго типа  - размещение ценных бумаг эмитента на рынке. От качества и разнообразия этих услуг зависит состояние экономики в целом, степень удовлетворенности клиента в частности и, как следствие, уровень дохода самого банка. Современные Интернет-технологии позволяют банкам часть своих услуг возвести на новый уровень, тем самым привлекая новых клиентов и снижая затраты по их обслуживанию.

Все платежи, которые проходят в Сети между продавцом и покупателем, так или иначе связаны с банковскими структурами. Собственно организация возможности перевода денежных средств от одних субъектов к другим и является первой функцией банков. Изначально в России для предоставления данной услуги в Интернет банками были созданы специальные системы, которые обслуживали такие платежные средства, как пластиковые карты. В последнее время для организации платежей между сторонами банки предоставляют клиентам возможность доступа к своим счетам напрямую через Интернет.

Но не только организацией платежных систем в Интернет и обеспечением прямого доступа к счету ограничивается деятельность банков к Сети. Некоторые из них оказывают брокерские услуги  и дают возможность получения кредита непосредственно через Интернет. А это уже относится ко второй функции банков - финансовому посредничеству первого типа. Что касается третьей функции банков, финансового посредничества второго типа, когда банковская организация выступает в роле эмиссионного платежного агента или андеррайтера, то и здесь теоретически возможно присутствие банков в Интернет.

Почему идея стала популярной? Одна из причин – существенная экономия средств: банк не тратится на аренду и содержание офисов, у него нет необходимости в большом штате сотрудников, соответственно, сокращаются расходы на заработную плату. За счет этого банк может предлагать более выгодные ставки и низкие комиссии по своим операциям.

Схемы              Интернет-банка.

- «Информационная»: предоставление информации о состоянии вашего счета. Входя в систему, вы имеете возможность увидеть остаток по счету, открытому в этом банке, когда и какие суммы были зачислены на счет, за что и когда вы платили. Управлять счетом – совершать платежи, переводить деньги со счета на счет, покупать валюту – вы не можете.

- «Управление счетами»: вы не только имеете доступ к информации о вашем счете, но и способны совершать платежи. Такая система – реальная возможность избавить себя от изнурительных очередей в конце рабочего дня или, например, поиска работающего отделения банка в выходные дни. Сотовая связь, кабельное телевидение, услуги Интернет-провайдера, услуги ЖКХ – эти и другие платежи вы можете совершать, не выходя из дома.

- «Управление финансами»: такие системы дают вам возможность в режиме on-line получать полный комплекс банковских услуг – совершать расчеты и переводы средств, получать кредиты, покупать и продавать ценные бумаги, т.е. комплексно управлять своими финансами.

Наиболее популярным является второй подход, а вот третий только-только начинает продвигаться в банковскую практику, особенно на постсоветском пространстве.              Первая схема является устаревшей.

Если попытаться дать общее определение Интернет-банк, то получится что-то вроде: Интернет-банк – это управление банковскими счетами посредством сети Интернет, которое охватывает практически весь спектр банковских услуг, доступных вам в банковском офисе, исключая лишь операции с наличными деньгами.

Рассмотрим такую услугу как Интернет – банк. Чаще всего, принято отождествлять понятие услуги Интернет-банка с предоставлением клиенту возможности прямого доступа к банковскому счету через Интернет с помощью обычного компьютера и с использованием стандартного браузера. Другими словами, Интернет-банк - это возможность совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением операций с наличными), через Интернет. Придерживаясь данного определения, можно сказать, что услуга Интернет-банк включает в себя следующие возможности :

- осуществлять все коммунальные платежи (электроэнергия, газ, телефон, квартплата, теплоснабжение);

- оплачивать счета за связь (IP-телефония, сотовая и пейджинговая связь, Интернет) и другие услуги (спутниковое телевидение, обучение, пр.);

- производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке;

- переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через Интернет-магазины;

- покупать и продавать иностранную валюту;

- пополнять/снимать денежные средства со счета пластиковой карты;

- открывать различные виды счетов (срочный, сберегательный, пенсионный) и переводить на них денежные средства;

- получать выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах;

- получать информацию о поступивших платежах в режиме реального времени;

- получать информацию об осуществленных платежах и при необходимости отказываться от неоплаченного платежа;

- другие дополнительные услуги: подписку на журналы и газеты, брокерское обслуживание.

Все перечисленные действия были доступны еще до появления сети Интернет, когда банки оказывали услугу PC-banking. При помощи компьютера и модема клиент мог соединиться со специальной банковской системой для управления своим счетом. В данном случае на компьютере клиента обязательно должно было быть установлено специальное программное обеспечение. Банки при переходе на оказание услуги Интернет-банка могут использовать свою старую систему PC-banking, что не должно привести к большим финансовым затратам. При этом банки должны будут учесть следующие особенности.

Во-первых, услуга будет осуществляться с использованием нового протокола связи.

Во-вторых, нужно будет повысить безопасность передачи информации. Несмотря на то, что современные браузеры обеспечивают хороший уровень безопасности связи, его недостаточно для ведения финансовой деятельности через Сеть, и многие банки предлагают клиентам установить дополнительные программные модули криптографической защиты передачи информации. Все они обычно основаны на использовании электронно-цифровой подписи.

И в третьих, система должна обеспечивать возможность проведения транзакций в условиях электронной коммерции, т.е. возможность оплаты товаров или услуг, купленных в Интернет.

Услуга имеет несколько преимуществ по сравнению с услугой PC-banking. Помимо того, что клиент получает новые возможности при работе со счетом через Интернет, а не прямое модемное соединение, эта деятельность становится для него намного проще и доступнее. Клиенту не нужно дозваниваться до модемного пула банка, достаточно иметь выход в Интернет. И самое главное: клиенту не нужно устанавливать специальное программное обеспечение на своем компьютере. Все необходимые операции и платежи он может осуществлять с помощью браузера при заполнении стандартных форм. В последнее время, по мере развития мобильного Интернет, все большее количество банков открывает своим клиентам возможность доступа к банковскому счету при помощи сотовых телефонов, поддерживающих протокол WAP. На данный момент большинство банков предоставляет лишь возможность доступа к информации о движении денежных средств по счетам, значительно реже - возможность осуществлять платежи по заданному списку корреспондентов, перечислять денежные средства на карточные счета, проводить платежи по счетам внутри банка. В заключается безопасность этой системы. Разработчики уделяют большое внимание безопасности систем Интернет-банка в силу того, что вся информация в данных системах от клиента к банку передается по открытой сети Интернет. Как правило, для повышения безопасности защита передаваемой информации обеспечивается на двух уровнях. Во-первых, для входа в любую систему от клиента требуется введение его идентификационных данных - логина и пароля. Возможность перехвата конфиденциальной информации во время ее передачи от клиента в систему предотвращается шифрованием пересылаемых данных.

Второй и наиболее существенный момент состоит в том, что при осуществлении любой транзакции система должна убедиться, что все распоряжения производятся зарегистрированным клиентом. Для этого вся передаваемая информация "подписывается" клиентом электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Именно по этой "подписи" система аутентифицирует пользователя и позволяет совершить необходимую операцию. ЭЦП - последовательность байтов, формируемая путем преобразования подписываемого электронного документа специальным программным средством по криптографическому алгоритму и предназначенная для проверки авторства электронного документа. ЭЦП является подтверждением подлинности, целостности и авторства электронного документа. В России нередко для передачи всех данных в системах Интернет-банка используются алгоритмы шифрования, отличные от SSL, которые позволяют повысить безопасность систем путем использования более длинных криптографических ключей.

Обычно первоначальный обмен ключами между клиентом и банком осуществляется на магнитных носителях без передачи ключей через открытые компьютерные сети. Секретный ключ клиента хранится на сервере сертификации банка и не имеет открытого доступа. Для осуществления всех операций с ЭЦП на компьютер клиента устанавливается программное обеспечение, которое предоставляет банк. А все необходимые данные для клиента - открытый, закрытый ключ, идентификационные данные и пр.- обычно хранятся на отдельной дискете или в специальном аппаратном устройстве, которое подключается к компьютеру клиента.

Российские банки, предоставляющие услуги Интернет – банка, все они, так или иначе, используют специальные системы, которые позволяют клиенту иметь доступ к своему счету. Данные системы могут быть разработаны как специалистами самого банка, так и другими компаниями. Обычно стоимость услуги Интернет-банкинг складывается из стоимости подключения и абонентской платы..

Возможности и принципы работы всех систем различные. При рассмотрении каждой системы в данном обзоре особое внимание будет уделено трем основным характеристикам:

        функциональным возможностям системы, то есть операциям, которые может осуществлять клиент;

        обеспечению безопасности системы;

        удобству пользования системой (пользовательский интерфейс) и условиям подключения.

Опросы пользователей и анализ, проведенный специалистами, показывают, что именно эти три фактора играют главную роль при выборе клиентом системы того или иного банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


.http://subscribe.ru/archive/law.russia.review.consweeklyrus

4. Заключение.

Коммерческие банки – основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета. Для этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, как правило, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.

Платежеспособность банка – это достаточность его собственных средств для защиты интересов вкладчиков или других кредиторов банка. Она определяется как соотношение между собственными средствами банка и его активами, умноженное на 10. Это соотношение не должно быть менее 8 %. Чтобы добиться высокой платежеспособности, банк должен постоянно следить за качеством своих активов. Для этого прежде всего следует добиваться ликвидации или уменьшения статей с высоким коэффициентом риска. Обычно банк считается платежеспособным до тех пор, пока не затронут его уставный фонд для покрытия убытков.

Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.

Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как "локомотивов" российской экономики. Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые, либо оригинальные и конкурентоспособные на мировом уровне производства.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2.

Валютный риск.

Валютный риск представляет собой риск потерь в связи с неблагоприятным для финансового института изменением курсов валют. Понятие "валютный риск" связано с тем, что обычно оценка итогов деятельности финансового института проводится в одной валюте, называемой "базовой". При этом структура инвестиционного портфеля может состоять из различных финансовых инструментов разных стран. В этом случае институциональный инвестор подвержен не только ценовому риску выбранного инструмента, но и валютному риску базовой валюты своей страны к валюте, в которой деноминирован инвестиционный инструмент.

Оценка валютных рисков с помощью методов "Франклин&Грант".
Как наиболее эффективным способом рассчитать количественную величину сумм резервирования, необходимых для управления валютным риском инвестиционного              портфеля?
Предположим, что инвестиционный портфель банка состоит из долларов США, евро и японской йены в процентном соотношении 60, 25 и 15%. Базовой валютой для расчета инвестиционного результата является российский рубль. Общая стоимость портфеля эквивалентна 100 млн. рублей. Исторический период: с 28.12.2001 по 29.05.2002.
Необходимо количественно оценить валютный риск данного портфеля за 10 дней (т.е. возможные потери от использования такой валютной структуры в течение данного периода) с вероятностью 95%.

Таким образом, валютный риск в российской экономике состоит в возможности ревальвации единицы аналитического учета — доллара, а значит, в возможности девальвации рубля. Предметом валютного риска служат собственные средства и прибыль экономического агента. В случае если привлечение и размещение средств происходит в долларах США, то прибыль, также выраженная в долларах, не подвергается валютному риску. Если привлечение и размещение средств осуществляется в рублях, то риску подвержена прибыль, выраженная в рублях. Если привлечение осуществляется в рублях, а размещение — в долларах, то риску недостаточной девальвации рубля подвержена вся сумма размещения. Если привлечение осуществляется в долларах, а размещение — в рублях, то возникает риск девальвации рубля на всю сумму займа. Если же происходит рублевое размещение собственных средств, то риску оказываются подвержены как рублевые средства, так и прибыль, получаемая от этого размещения.

Для упрощения задачи можно рекомендовать в качестве подобного актива избрать ценные бумаги, номинированные в долларах США. Однако даже в рамках данного подхода задача вычленения собственных средств и прибыли среди всех денежных потоков решается не полностью. Дело в том, что на каждую дату, возможно, определить денежный поток как сальдо между поступлениями рублевых средств и необходимыми платежами. В этом потоке можно лишь выделить поступления от того теоретического актива, в который инвестированы собственные средства банка, и которые, следовательно, можно защитить от риска. Однако ситуация не столь очевидна с рублевой прибылью банка, источником которой служит использование привлеченных средств.

Очевидно, настоящая задача должна быть разбита на два этапа: планирование операций и отслеживание операций. На первом этапе можно определить предполагаемую прибыль от планируемой операции и защитить ее путем создания хеджевых позиции. На втором же этапе позиции корректируются применительно к изменению конъюнктуры рынка, причем при необходимости хедж может быть ликвидирован.

Основными инструментами хеджирования являются фьючерс, форвард, опцион и своп,  каждый из них используется в зависимости от целей хеджирования.
Выбор класса инструмента, которым будет осуществляться хеджирование, является              первичным по отношению к выбору конкретного инструмента, определённой              серии                            или выпуска. Он определяется требованиями по сложности, гибкости и дороговизне,              предъявляемыми менеджером к инструменту хеджирования.

В общем случае существуют две основные стратегии хеджирования: через иммунизацию портфеля и через производные инструменты финансового рынка. Рассмотрим эти методы хеджирования.

Иммунизация портфеля упрощённо может быть представлена как хеджирование одного актива спот через другой спот-актив с высокой корреляцией ценовой чувствительности (или противоположной позицией по активу с отрицательной ценовой корреляцией). Положительно, хеджирование долговых обязательств или акций через ценные бумаги других компаний считается неотъемлемой частью инвестиционной
деятельности на любом уровне.

Производные инструменты - это биржевые и внебиржевые срочные
контракты, основанные на базовых финансовых контрактах или операциях. К ним относятся форвардные и фьючерсные контракты, биржевые              и внебиржевые              опционы, свопы и биржевые производные на свопы. Финансовых деривативов великое множество, и
необходимый инструмент можно подобрать практически для любой конкретной                            ситуации.
Во-первых, банки, оперирующие регулярно в нескольких валютах, неизменно будут иметь маленький риск, хеджировать который слишком дорого.

Во-вторых, даже очевидно хеджированные позиции могут, тем не менее, содержать некоторый риск.

В-третьих, в последние годы вырос спрос на валютные опционы со стороны части корпоративных клиентов. Предоставление таких опционов приносит доход в виде комиссии, однако оставляет в банках условные валютные обязательства, которые могут быть хеджированы через участие в торговле валютными опционами. На практике отношение к валютному риску значительно изменяется от банка к банку. Одни регулярно держат несбалансированные позиции с тем, чтобы получить прибыль от ожидаемых изменений валютных курсов, другие обращаются с валютным риском не так, как с процентным или риском ликвидности, а держат его в узких лимитах. Банк обычно имеет системы контроля, включающие различные лимиты: дневной лимит, овернайт-лимит, лимиты на каждую валюту, лимиты для индивидуальных сделок и лимиты для расчетов в различных временных зонах.

 

 

 

 

 

 


Дудка, А. Б. Риск-менеджмент и оптимизационное планирование в кредитных организациях  / А. Б. Дудка. - // Деньги и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2008. - № 11. - С. 34
 

Список литературы:

1. Дудка, А. Б. Риск-менеджмент и оптимизационное планирование в кредитных организациях  / А. Б. Дудка. - // Деньги и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2008. - № 11. - С. 62-64
2.Тихомиров, Е.Ф.Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия : учебник для вузов  / Е. Ф. Тихомиров. - М.: Академия, 2007. - 384 с.

3.Основы экономики и управления  : учеб. пособие для сред. проф. образования  / Т. Ф. Басова ; под ред. Н. Н. Кожевникова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 271 с. :

4.Энциклопедия финансового риск-менеджмента / В. Е. Барбаумов; под ред. А. А. Лобанова, А. В. Чугунова. - 3-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 877 с.

5.http://subscribe.ru/archive/law.russia.review.consweeklyrus

 

 

 

 

 

26

 



Информация о работе Коммерческий банк