Концепция развития национальной экономики и появление новых отраслей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:25, реферат

Описание работы

Многообразные проявления экономики как особой и во многом центральной сферы общественной жизнедеятельности людей, дают чёткое понимание о необходимости ведения правильной, прогрессивной политики государства, для повышения благосостояния своих граждан. Через теорию развития национального хозяйства как единого целостного организма формируется экономическая политика государства, строятся прогнозы темпов развития экономики страны и изменений ее структуры, что оказывает активное влияние на состояние экономики и уровень жизни населения. Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.

Содержание работы

Введение
1. Концепция развития национальной экономики……………………….
1.1 Понятие национальной экономики……………………………………
1.2 Рыночно - ориентированная и банковско - ориентированная
концепция развития экономики …………………………………………..
1.3 Этапы жизненного цикла отрасли …………………………………….
2. Появление новых отраслей………………………………………………
2.1 Понятие «отрасль экономики»…………………………………………
2.2 Классификация отраслей экономики …………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач бикмуллин.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Циклические отрасли (автомобилестроение, авиастроение, приборостроение, бытовая техника, финансовый сектор) наиболее зависимы от состояния экономики в целом. Они в большей степени, чем рынок, реагируют на подъем и спад.

Концепция отраслевого жизненного цикла является попыткой отразить совокупное воздействие  на денежные потоки компаний отрасли таких факторов, как: принятая на данный момент технология производства и используемые активы, структура издержек (например, превалирование затрат на электроэнергию или труд); концентрация компаний в отрасли и степень конкуренции; инновационная активность; принятые меры государственного регулирования (лицензирование, требования согласования отдельных решений и т.п.); доступность используемых ресурсов и т.п.

Попадание на ту или иную стадию отраслевого  цикла позволяет построить для  компании прогнозы спроса на выпускаемую продукцию или услуги, необходимых капитальных вложений как в материальные активы, так и в исследования и разработки; динамику затрат и прибыли, денежных потоков. В результате каждому этапу отраслевого жизненного цикла соответствует свой уровень прибыльности (рентабельности) и возврата на инвестиции. Обычно выделяют четыре стадии жизненного цикла отрасли: 1) зарождение (start-up); 2) рост и консолидация (consolidation); 3) зрелость (maturity) и 4) упадок (decline).

На  стадии 1 (зарождение) на рынке формируется спрос на товары (услуги) отрасли. Появляются новые продукты, технологии или бизнес- модели. Типичный пример — DFD-проигрыватели (плееры). Как правило, этот процесс является результатом технологических или технических прорывов, подвижек в формировании инфраструктуры рынка, возникновении новых потребностей. В анализируемой отрасли происходит процесс образования большого числа компаний. Совершенно невозможно заранее предугадать, какая компания станет лидером отрасли, часто в течение двухтрех лет занимаемые различными компаниями доли рынка резко меняются. Поэтому отбор компании как объекта инвестирования является очень сложной задачей. С точки зрения денежных потоков компаний отрасли, можно сказать, что только к концу стадии 1 компании выходят на безубыточный уровень, однако высокая потребность в капитальных вложениях приводит к отрицательному свободному денежному потоку. Если спрос на продукцию оказывается устойчивым и на рынке не появляются товары — заменители потребностей, то отрасль переходит в стадию 2.

Главная характеристика стадии 2 (рост) — появление лидеров отрасли, четкое разделение отрасли между  игроками рынка. Типичный пример —  занятие лидирующих позиций компанией  «Евросеть» не только в Российской Федерации, но и в Европе. На этой стадии темпы роста выручки могут доходить до 60—200% в год, в отрасли формируется структура издержек, позволяющая наращивать также доходность инвестирования. Отрасли, находящиеся на стадиях 1 и 2, представляют наибольший интерес для инвесторов, ориентирующихся не на текущий доход, а на рост стоимости.

Когда отрасль входит в стадию 3 (зрелость), на рынке уже остается ограниченное количество крупных игроков. Главная  характеристика данной стадии — жесткая  ценовая конкуренция. Типичный пример отрасли в этой стадии — производство бытовой техники (холодильники, телевизоры и т.п.). Темпы роста выручки снижаются (обычно с 30—50% в год до 5—10%), а также из-за конкуренции снижаются рентабельность и отдача на капитал. Обычно компании начинают уделять повышенное внимание программам снижения издержек. Типичная ситуация, возникающая на стадии 3, — рост зависимости от делового цикла. Так как инвестиционные программы развития уже реализованы, у компаний остается большой положительный свободный денежный поток, который часто направляется на выплаты собственникам (в виде денежных дивидендов или выкупа акций). На стадии 3 дивидендный выход часто фиксируется на уровне 25—40% (доля выплат собственникам в чистой прибыли).

Характеристика  стадии 4 (упадок) — темп роста ниже среднего по рынку. На этой стадии объемы продаж в натуральном выражении, выручка и денежные потоки часто сокращаются, дивидендный выход начинает расти при снижении значения дивиденда на акцию (DPS). Продолжение функционирования компании на рынке, как правило, зависит от возможностей выхода на новые рынки (географические или отраслевые) или от продвижения новой продукции в рамках существующей отрасли. Выбор компаний для инвестирования на этой стадии становится такой же сложной задачей, как и на этапе зарождения.

Кроме вышеназванных ключевых факторов учитываются  дополнительные факторы, часть из которых  влияет на характеристики отдельных  стадий жизненного цикла отрасли (например, власть контрагентов существенно усиливается  на стадии консолидации), а часть  может влиять на всех стадиях, и поэтому аналитики рассматривают их отдельно.

1.                          Наличие барьеров на вход в отрасль. Чем более защищен вход в отрасль, тем менее рискованны прогнозируемые денежные потоки. Барьерами могут являться как законодательно установленные преграды, например лицензии на разработку месторождений, так и патенты и торговые марки. В общем виде можно констатировать, что производство физических товаров более защищено барьерами, чем сфера услуг.

2.                          Давление со стороны существующих или потенциальных товаров-заменителей. Чем больше товаров-заменителей, тем более рискованна данная сфера деятельности.

3.                          Степень унифицированности продукта (услуги). Обычно в отраслях с унифицированным продуктом более жесткая конкуренция, прибыльность продаж ограничена.

4.                          Возможности транспортирования продукта (услуги). Чем более транспортабелен продукт (услуга), тем жестче конкуренция и более рискованна сфера деятельности. Так, интернет-услуги более рискованны, чем здравоохранение, образование. Соответственно, рентабельность продаж находится под давлением поставщиков легко транспортабельных продуктов (услуг).

5.                          Власть контрагентов (покупателей). Большое число мелких потребителей характерно для менее рискованных сфер деятельности. Важную роль в анализе играют каналы распределения товара (услуги). Компании, которые диверсифицируют продажи по странам (регионам) и используют различные каналы распределения, обычно менее рискованны. Следует заметить, что такая диверсификация

часто не обеспечивает высокую рентабельность продаж из-за высоких накладных расходов.

6.                           Власть поставщиков. Отрасли с большим количеством мелких поставщиков при прочих равных характеристиках менее рискованны. Конкуренция между поставщиками снижает цены на покупаемую продукцию (например, комплектующие) и одновременно дает возможность экономить на капитале через использование отсрочки платежа (позволяет работать на кредиторской задолженности). Как правило, компании в таких отраслях более рентабельны, отдача на капитал у них выше.

7.                           Степень регулирования отрасли со стороны государства. Наличие разнообразных регулирующих требований может существенно усложнить жизнь компаний в отрасли, поэтому аналитики рассматривают их как более рискованные. В зависимости от того, как гибко регулируемые цены будут отражать макроэкономическую ситуацию, можно говорить о рентабельности деятельности. В большинстве случаев компании регулируемых отраслей показывают более высокую рентабельность, однако финансовые результаты очень неустойчивы и зависят от возможностей отдельных компаний получить преференции (например, при наличии участия государства в капитале).

8.                           Власть работников. Наличие сильных профсоюзов и других объединений работающих часто рассматривается как существенный фактор риска (например, профсоюзы в автомобильной промышленности США в отличие от японских компаний) и свидетельство более низкой рентабельности. Огромное значение имеют требования к квалификации работников. Чем выше требования к компетенциям работников, тем более рискованна рассматриваемая деятельность.

9.                                                                                                                                                                                                                                                                                          Лояльность инвесторов (собственников и кредиторов). Существующие акционеры и кредиторы менее рискованны и более дешевы для компании, чем новые. Поэтому волатильность инвесторов рассматривается как фактор риска, повышающий стоимость денег для компании. Особенно трудно становится растущим отраслям, которые нуждаются в привлечении денег для роста. Но и для зрелых отраслей волатильность собственников также оказывает негативное влияние. Повышение требуемой доходности со стороны акционерного капитала может достигаться через падение цен акций. Как результат, опционные программы мотивации менеджеров, широко используемые публичными компаниями в зрелых отраслях, перестают достигать стимулирующего эффекта. Соответственно, возрастает нагрузка на текущие выплаты по статье «заработная плата», что приводит к снижению прибыли.

10.                                                                                                                                                                                                                                                                                      Лояльность нефинансовых стейкхолдеров (заинтересованных

групп лиц). Отрасли — производители  продукции, опасной для здоровья людей или губящей живую природу (например, химическое, целлюлозно-бумажное производство)

рассматриваются аналитиками как более рискованные. При потенциальной возможности  загрязнения воздуха, воды или земли  компании этих отраслей оказываются  под большим давлением со стороны  как государства, так и общественных организаций.

Одним из примеров описания факторов, влияющих на темпы роста компаний и формирование уровня доходности в отрасли является пятифакторная модель М. Портера (рис. 9.4)[27].


Информация о работе Концепция развития национальной экономики и появление новых отраслей