Конференция: Реформирование собственности в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:51, доклад

Описание работы

Разгосударствление и приватизация государственной собственности – одно из важнейших условий структурной перестройки экономики и привлечения инвестиций в производственный комплекс республики.
В 1991 году в Республике Беларусь начался процесс приватизации, который вызвал множество споров и дискуссий. Приватизация рассматривалась как способ выхода из экономического кризиса, сложившегося после распада СССР, путем продажи государственных предприятий в частные руки.

Файлы: 1 файл

собств в рб.docx

— 27.57 Кб (Скачать файл)

    Конференция: Реформирование собственности в РБ.

    Приватизация.

    Разгосударствление  и приватизация государственной  собственности – одно из важнейших  условий структурной перестройки  экономики и привлечения инвестиций в производственный комплекс республики.

    В 1991 году в Республике Беларусь начался процесс приватизации, который вызвал множество споров и дискуссий. Приватизация рассматривалась как способ выхода из экономического кризиса, сложившегося после распада СССР, путем продажи государственных предприятий в частные руки.

    Приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

    Приватизация  – процесс передачи права собственности  на предприятия, имущественные  комплексы и иное имущество, ранее  принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или  частным лицам, ведущим  производство на принципах  негосударственных  форм собственности.

     Согласно ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ N2103-XII от 19 января 1993 года О РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

      Непосредственными целями приватизации являются:

    - перераспределение  экономических основ  власти;

    - сокращение  доли  имущества,  находящегося   в   государственной   и

      муниципальной собственности;

    - формирование слоя  мелких и средних  собственников. 

      Достижение  социальной  справедливости,  повышение  экономической   эффективности  производства,  рост  доходов  государственного  бюджета  не выступают  собственными  целями  приватизации.  Она   может способствовать  развитию  данных процессов только в  долгосрочном периоде. 

      Основными  критериями  выбора   способа   приватизации   являются   отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов   социальной  справедливости  и   приоритета   трудового   коллектива,   демонополизация,   необходимость   сохранения  профиля  предприятия   и  его  производственного  потенциала, рентабельность предприятия,  привлечение инвестиций. 

      Названные  критерии   обусловили   следующие   основные   способы   приватизации:   

    - акционирование  (с   закрытой  подпиской   или  продажей   акций); 

    - продажа предприятий  и имущества по  коммерческому   или инвестиционному  конкурсу (на аукционе);

    - выкуп арендованного  имущества; банкротство. 

    Чековая приватизация в Республике Беларусь.  
Началом процесса приватизации предприятий в Беларуси стало принятие в 1991 году Советом Министров БССР Постановления №360 "О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь в 1991 году". В 1993 году, уже в новом государстве, были приняты законы, заложившие правовую основу процессов приватизации в Беларуси: "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и "Об именных приватизационных чеках". Беларусь, как и многие страны, первоначально сделала ставку на чековую приватизацию: 50% государственной собственности предполагалось передать в частные руки путем оплаты приватизационными чеками. Законодательство так же установило льготы членам трудовых коллективов при приобретении акций своих предприятий.  
Нельзя сказать, что чековая приватизация в Беларуси имела только положительные результаты, были и недостатки, которые особенно остро видны сейчас, спустя некоторое время. Особенностями начального этапа приватизации в Беларуси (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.  

    Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение чеков (ваучеров) не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков. В целом почва для реализации программы приватизации была благоприятная, тем более государство шло на некоторые уступки, не получая налогов в бюджет от обращения чеков. 

    Не  смотря на определенные сложности, в экономике страны наблюдались некоторые сдвиги в лучшую сторону. За период с 1996 года по 1997год объем ВВП увеличился на 13,5%, за 1998г. - на 7%. Прирост ВВП обеспечивался преимущественно за счет опережающих темпов роста промышленности, который происходил преимущественно на старой технологической основе благодаря более полному использованию имеющегося оборудования, модернизации которого в небольших масштабах способствовал рост инвестиций в 1997-1998гг.

    Всего за годы приватизации было реформировано 3190 предприятий республиканской и коммунальной собственности.

    Объявленная в Беларуси чековая приватизация породила серьезные проблемы для белорусской экономики и рыночных реформ в стране. На 1 января 2001 года на руках у населения оставалось 222 млн. чеков, которые были обеспечены приватизируемым государственным имуществом всего на 60%. Сложилась ситуация, при которой не все смогут воспользоваться правом на часть государственного имущества. Ведь количество эмитированных чеков значительно выше количества акций приватизируемых предприятий.

    Выход был найден в продлении срока обращения чеков, что повторялось не один раз.

    Завершение начального этапа приватизации в Беларуси - «чековой приватизации» - требует оценки его итогов, выявления особенностей и недостатков, допущенных при его проведении. С уверенностью можно говорить, что это был тяжелый и в то же время переломный период в новейшей истории Беларуси, насыщенный и политическими, и экономическими переменами, заложивший основу для дальнейшего реформирования экономики. Однако можно отметить, что основной чертой приватизации в нашей стране является принцип социальной справедливости 

    Процесс акционирования предприятий. Малая приватизация.  
Параллельно эмиссии чеков в стране проводилась приватизация государственных предприятий. Преобразование предприятий в акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 года и стало в Беларуси наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий.

    Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций.  
Акция является бессрочной эмиссионной ценной бумагой, свидетельствующей о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющей в соответствии с Законом и уставом акционерного общества права ее владельца на участие в управлении этим обществом, получение части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества
[3, гл.8, ст.65, ст.70].  
В Беларуси благодаря приватизации на новый качественный уровень перешло производство акционерных обществ, налаживались международные контакты, расширялись рынки сбыта предприятий машино- и станкостроения, легкой и пищевой промышленности. Полученная выручка направлялась на модернизацию. Размер реальной заработной платы увеличился на 11,9%. Окрепла банковская система страны, что позволяло производить финансирование коммерческих организаций за счет долгосрочных банковских кредитов. Тяжелым оставалась ситуация в сельском хозяйстве, где большинство предприятий были не платежеспособны. На поддержку сельского хозяйства государством из бюджета выделялись большие средства, в том числе заработанные на приватизации. Но процесс этот имел и некоторые негативные черты.

    В ходе приватизации было создано 520 открытых акционерных общества. Лишь в 84 из них доля государства отсутствует. В 81 акционерном обществе доля государства составляет менее 25%. Таким образом, действительно частными в ходе акционирования стали менее трети предприятий. В 48,4% акционерных обществ доля государства превышает 50%+1 акция, т.е. эти предприятия фактически остались государственными. 

    Анализ  организации  приватизационного  процесса  в   белорусской

    экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих  как позитивный,  так  инегативный характер.  

    Основными негативными чертами являются следующие:

    1. Единообразие способов приватизации для  предприятий  различных  отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности  трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были  сведены  к  порядку согласования   планов   приватизации    предприятий    с    министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования  первым  вариантом  с  выпуском «золотой акции».

    2. Игнорирование региональных  особенностей приватизации. Различия  в   темпах и способах  приватизации  в  регионах  были  обусловлены  скорее  действиями местных  властей, выходящих  за рамки своей  компетентности.

    3. Преимущественно  бесплатный (или за  символическую   плату)  способ  передачи собственности.   Его   организационная    форма    –    введение    системы

      приватизационных  чеков на предъявителя.

    4. Административное  установление  высоких   «заданий»   по  срокам  и   объемам приватизации. 

    Сравнительный анализ основных черт приватизационного  процесса  в

    Беларуси  показывает: 

     1)  использование в качестве инструмента перехода к рынку

       коммерциализации  и акционирования  государственных   предприятий; 

     2)  введение  чековой  (или купонной) системы;

     3)низкая доходность  приватизации;

     4) аукционная продажа  малых объектов.

      Приватизация в развитых странах   имеет  ряд  существенных  отличий:  многообразие  форм   приватизации,   индивидуализация   и   низкие   темпы  приватизационного  процесса, использование в качестве  постоянного  элемента  государственного  регулирования  экономики. 

    Проведение  приватизационных мероприятий  в Беларуси сталкивается  с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего,  масштаб предполагаемых  преобразований несопоставим с аналогичными процессами  в других  странах.

      Практически отсутствовала  инфраструктура  рынка  капиталов.  Резкий  спад  производства  значительно  усложнил  оценку  потенциала  низкорентабельных

      предприятий. Наблюдалась нехватка  финансовых  средств  у  населения.  Эти условия объясняют неизбежную  неэквивалентность  продажи государственного  имущества  и  необходимость   привилегий  для  различных   групп   населения (трудовых  коллективов, безработных и т.п.).

    Подходы

    Сложившийся  механизм  приватизационного  процесса   в   Беларуси

    соответствует балансу интересов различных  групп и слоев населения.

    В   концепции  приватизации  соединились  два   разнонаправленных

    подхода. Первый подход во главу  угла ставит интересы трудовых  

    коллективов приватизируемых  предприятий,  второй  –  задачи  народной   приватизации  и  соблюдение   принципа   социальной   справедливости   при    распределении  государственной  собственности. Занявший ведущее место на  начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

      Массовое преобразование государственных  предприятий в  акционерные

    общества  создало возможность развития фондового  рынка  в  Беларуси.  Были

    сняты ограничения на продажу акций, приобретенных  работниками  предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена  трехлетнего  моратория  на  продажу акций  способствовала выбору второго варианта  акционирования  большинством трудовых  коллективов. 

    Согласно  законодательству в настоящее время  в Беларуси используются следующие  методы приватизации:

  • преобразование предприятий в ОАО;
  • продажа по конкурсу;
  • продажа на аукционе.
 

    В основе политики приватизации и трансформации  государственной собственности  в Республики Беларусь лежат два  основных принципа:

Информация о работе Конференция: Реформирование собственности в РБ