Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:51, доклад
Разгосударствление и приватизация государственной собственности – одно из важнейших условий структурной перестройки экономики и привлечения инвестиций в производственный комплекс республики.
В 1991 году в Республике Беларусь начался процесс приватизации, который вызвал множество споров и дискуссий. Приватизация рассматривалась как способ выхода из экономического кризиса, сложившегося после распада СССР, путем продажи государственных предприятий в частные руки.
Конференция: Реформирование собственности в РБ.
Приватизация.
Разгосударствление
и приватизация государственной
собственности – одно из важнейших
условий структурной
В 1991 году в Республике Беларусь начался процесс приватизации, который вызвал множество споров и дискуссий. Приватизация рассматривалась как способ выхода из экономического кризиса, сложившегося после распада СССР, путем продажи государственных предприятий в частные руки.
Приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности.
Согласно ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ N2103-XII от 19 января 1993 года О РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Непосредственными целями приватизации являются:
- перераспределение экономических основ власти;
- сокращение доли имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности;
-
формирование слоя
мелких и средних
собственников.
Достижение социальной справедливости,
повышение экономической
эффективности производства,
рост доходов государственного
бюджета не выступают
Основными критериями выбора
способа приватизации являются
отраслевая принадлежность и
размер предприятия, учет
Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации:
- акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);
- продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе);
-
выкуп арендованного
имущества; банкротство.
Чековая
приватизация в Республике Беларусь.
Началом процесса приватизации предприятий
в Беларуси стало принятие в 1991 году Советом
Министров БССР Постановления №360 "О
разгосударствлении экономики и приватизации
государственной собственности Республики
Беларусь в 1991 году". В 1993 году, уже в
новом государстве, были приняты законы,
заложившие правовую основу процессов
приватизации в Беларуси: "О разгосударствлении
и приватизации государственной собственности
в Республике Беларусь" и "Об именных
приватизационных чеках". Беларусь,
как и многие страны, первоначально сделала
ставку на чековую приватизацию: 50% государственной
собственности предполагалось передать
в частные руки путем оплаты приватизационными
чеками. Законодательство так же установило
льготы членам трудовых коллективов при
приобретении акций своих предприятий.
Нельзя сказать, что чековая приватизация
в Беларуси имела только положительные
результаты, были и недостатки, которые
особенно остро видны сейчас, спустя некоторое
время. Особенностями начального этапа
приватизации в Беларуси (1991-1994 гг.) являются:
приоритет политических целей процесса,
введение системы приватизационных чеков;
сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно
формальный характер приватизации при
акционировании крупных предприятий;
аукционная продажа малых объектов; низкая
доходность приватизации.
Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение чеков (ваучеров) не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков. В целом почва для реализации программы приватизации была благоприятная, тем более государство шло на некоторые уступки, не получая налогов в бюджет от обращения чеков.
Не смотря на определенные сложности, в экономике страны наблюдались некоторые сдвиги в лучшую сторону. За период с 1996 года по 1997год объем ВВП увеличился на 13,5%, за 1998г. - на 7%. Прирост ВВП обеспечивался преимущественно за счет опережающих темпов роста промышленности, который происходил преимущественно на старой технологической основе благодаря более полному использованию имеющегося оборудования, модернизации которого в небольших масштабах способствовал рост инвестиций в 1997-1998гг.
Всего за годы приватизации было реформировано 3190 предприятий республиканской и коммунальной собственности.
Объявленная в Беларуси чековая приватизация породила серьезные проблемы для белорусской экономики и рыночных реформ в стране. На 1 января 2001 года на руках у населения оставалось 222 млн. чеков, которые были обеспечены приватизируемым государственным имуществом всего на 60%. Сложилась ситуация, при которой не все смогут воспользоваться правом на часть государственного имущества. Ведь количество эмитированных чеков значительно выше количества акций приватизируемых предприятий.
Выход был найден в продлении срока обращения чеков, что повторялось не один раз.
Завершение
начального этапа приватизации в Беларуси
- «чековой приватизации» - требует оценки
его итогов, выявления особенностей и
недостатков, допущенных при его проведении.
С уверенностью можно говорить, что это
был тяжелый и в то же время переломный
период в новейшей истории Беларуси, насыщенный
и политическими, и экономическими переменами,
заложивший основу для дальнейшего реформирования
экономики. Однако можно отметить, что
основной чертой приватизации в нашей
стране является принцип социальной справедливости
Процесс
акционирования предприятий.
Малая приватизация.
Параллельно эмиссии чеков в стране
проводилась приватизация государственных
предприятий. Преобразование предприятий
в акционерные общества стало набирать
темпы со второй половины 1992 года и стало
в Беларуси наиболее распространенной
формой перехода к приватизации предприятий.
Акционерным
обществом признается
хозяйственное общество,
уставный фонд которого
разделен на определенное
число акций.
Акция является бессрочной
эмиссионной ценной
бумагой, свидетельствующей
о вкладе в уставный
фонд акционерного общества
и удостоверяющей в
соответствии с Законом
и уставом акционерного
общества права ее владельца
на участие в управлении
этим обществом, получение
части его прибыли в
виде дивидендов и части
имущества, оставшегося
после расчета с кредиторами,
или его стоимости в
случае ликвидации акционерного
общества [3, гл.8, ст.65, ст.70].
В Беларуси благодаря приватизации на
новый качественный
уровень перешло производство
акционерных обществ,
налаживались международные
контакты, расширялись
рынки сбыта предприятий
машино- и станкостроения,
легкой и пищевой промышленности. Полученная
выручка направлялась на модернизацию.
Размер реальной заработной
платы увеличился на 11,9%. Окрепла
банковская система
страны, что позволяло производить финансирование
коммерческих организаций за счет долгосрочных
банковских кредитов. Тяжелым оставалась
ситуация в сельском хозяйстве, где большинство
предприятий были не платежеспособны.
На поддержку сельского
хозяйства государством
из бюджета выделялись
большие средства, в том числе заработанные
на приватизации. Но процесс этот имел
и некоторые негативные черты.
В
ходе приватизации было создано 520 открытых
акционерных общества. Лишь в 84 из них
доля государства отсутствует. В 81 акционерном
обществе доля государства составляет
менее 25%. Таким образом, действительно
частными в ходе акционирования стали
менее трети предприятий. В 48,4% акционерных
обществ доля государства превышает 50%+1
акция, т.е. эти предприятия фактически
остались государственными.
Анализ организации приватизационного процесса в белорусской
экономике
показывает ряд присущих ей черт, носящих
как позитивный, так инегативный
характер.
Основными негативными чертами являются следующие:
1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы
приватизационных чеков на предъявителя.
4.
Административное
установление высоких
«заданий»
по срокам и
объемам приватизации.
Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в
Беларуси показывает:
1) использование в качестве инструмента перехода к рынку
коммерциализации и акционирования государственных предприятий;
2) введение чековой (или купонной) системы;
3)низкая доходность приватизации;
4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизация в развитых
Проведение приватизационных мероприятий в Беларуси сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах.
Практически отсутствовала
предприятий. Наблюдалась
Подходы
Сложившийся механизм приватизационного процесса в Беларуси
соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.
В концепции приватизации соединились два разнонаправленных
подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых
коллективов приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).
Массовое преобразование
общества создало возможность развития фондового рынка в Беларуси. Были
сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов.
Согласно законодательству в настоящее время в Беларуси используются следующие методы приватизации:
В основе политики приватизации и трансформации государственной собственности в Республики Беларусь лежат два основных принципа:
Информация о работе Конференция: Реформирование собственности в РБ