Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:34, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Введение________________________________________________________________________3
Глава 1. Конкуренция и её виды_____________________________________________________5
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции_____________¬¬¬______________________5
1.2. Функции конкуренции_________________________________________________________6
1.3. Виды конкуренции_______________________________________ _____________________8
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции___________________14
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция_____________________________________________14
2.2. Монополистическая конкуренция_______________________________________________15
2.3. Олигополия_________________________________________________________________16
2.4. Чистая монополия____________________________________________________________17
Глава3.Конкуренция в экономике России ___________________________________________20
Заключение_____________________________________________________________________26
Список использованной литературы________________________________________________30
Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
Принудительная
реструктуризация предприятий не была
использована должным образом, хотя
могла бы облегчить массовое образование
новых конкурентоспособных
Малый
бизнес так и не получил должного
развития. Во многих странах именно
малый бизнес является естественной
основой формирования конкурентной
среды, полигоном для испытания
технологических и
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:
Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей); Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.
Процессы монополизма
Насаждение монополизма в
Сейчас в России парадоксальная
ситуация: по мере расширения прав предприятий
и ограничение властных полномочий
органов управления все острей проявляется
монополизм, который выражается в
нарушении договорных обязательств
и участившемся натуральном обмене.
Одним из факторов, тормозящих развитие
экономики на пути ее демократизации,
является государственная монополия
на предпринимательскую
Этот вид государственной
Монопольная цена - это не основное
негативное последствие монополизма.
Это лежит как бы на поверхности
явления. Гораздо глубже лежит другое
последствие: монополист формирует
удобную и выгодную для себя структуру
потребления своей продукции, гарантируя
себе тем самым рынок сбыта, получение
прибыли в дальнейшем. Хотя такой
рынок деформирован, а прибыль
носит инфляционный характер - монополиста
это мало интересует. Деформированный
рынок товаров и услуг
Отечественные экономисты даже считают,
что уровень удовлетворения потребности
обратно пропорционален уровню монополизации
в производстве данного вида продукции.
Однако, монополизм и конкуренция -
это не взаимно исключающие
Если иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представляется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия при таком взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.
Уже более пяти лет в нашей
стране действует Государственная
программа демонополизации
Государственная программа демонополизации
экономики и развития конкуренции
на рынках РФ устанавливает цели, приоритеты
и место демонополизации
Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.
В настоящее время в Российской
Федерации действует целый
К особенностям конкуренции в России можно отнести:
Заключение
В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической категории.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции,
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.
Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.
Монополия (греч.: monos – один, poleo – продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.
Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные ФОРМЫ:
Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат – объединения, основанные
на проникновении крупных
Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
1. При монополистической
Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.
2. Олигополистическая
Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.
Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.