Конкуренция: сущность, виды и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение конкуренции в целом, а так же ее сущность, виды и методы , определение ее роли в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность конкуренции, условия ее существования…………………..5
2. Виды конкуренции……………………………………………………….7
3. Методы конкуренции…………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………11
Список использованной литературы……………………………………..13

Файлы: 1 файл

Контрольная эконом история.docx

— 35.03 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

 

ФИЛИАЛ 

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. НОЯБРЬСКЕ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По Экономической  теории

Тема: Конкуренция: сущность, виды и методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент,

Специальность:

Выполнила:

Проверил: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

1. Сущность конкуренции, условия ее существования…………………..5

 

2. Виды конкуренции……………………………………………………….7

 

3. Методы конкуренции…………………………………………………….9

 

Заключение…………………………………………………………………11

 

Список использованной литературы……………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.1

Конкуренция в экономике всегда возникает  там, где количество благ ограниченно. Если много человек пьют из полноводного источника, конкуренции между ними нет. Но если источник находится в пустыне и не может вдоволь напоить все обитающие там племена с их верблюдами и овцами конкуренция неизбежна. Во все времена столкновения интересов обычно разрешались с помощью войн побеждал тот, кто сильнее. В экономике же конкуренция принимает более мирные формы. 

В рыночной экономике конкурируют друг с  другом покупатели и продавцы (одни стараются купить дешевле, другие продать  дороже). Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям. В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности.      Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.

Наибольшее  внимание экономисты уделяют конкуренции  между продавцами-фирмами: каждая из них хочет продать свой товар, но спрос потребителей не бесконечен. Чтобы привлечь покупателя, фирма  может, например, предложить более низкую цену, чем ее соперники. Это называется ценовой конкуренцией. 

Бывает  и неценовая конкуренция. Она  возникает, когда фирма предлагает товар более высокого, чем у  других фирм, качества, организует систему  послепродажного обслуживания, если речь идет о товарах длительного  пользования (автомобилях, холодильниках  и т. д.), или широко рекламирует  свой продукт. 

Невидимая рука, о которой писал А.Смит, выполняет свою задачу в рыночной экономике только тогда, когда в ней обеспечена свобода конкуренции.2 Кроме того, покупатели конкурируют между собой: кто предложит более высокую цену, тот и получит искомый товар. 

Все вышеизложенное является актуальной проблемой на протяжении всего существования конкуренции в экономике.

Целью данной работы является изучение конкуренции в целом, а так же ее сущность, виды и методы , определение ее роли в рыночной экономике.

  1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ, УСЛОВИЯ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Среда коммерческих отношений – это среда конкуренции, где последняя является одним из основных факторов мотивации деятельности продавцов и покупателей. Регулирование ситуации, которая определяет состояние рыночной среды, осуществляется в процессе конкурентной борьбы при помощи экономических средств и в результате экономических закономерностей развития рынка. По мнению Людвига Эрхарда, рынок вообще не может существовать вне конкуренции, а конкуренция служит основным средством роста богатства нации. Роль государства в качестве гаранта общественного благосостояния он определял как необходимость поддержания механизма конкуренции.3

Недопустимо вмешательство государства  в процесс ценообразования на рынке, так как это практически  сводит “на нет” конкуренцию, что, в конечном счете, уничтожает рынок  как таковой. Исключение составляет чистая монополия, когда государство вынуждено осуществлять жесткий контроль над состоянием цен на отдельные товары. В таких обстоятельствах применяется административное вмешательство. Арбитраж, антимонопольные государственные структуры, органы государства по защите социально-экономических интересов данной страны используют различные законодательные акты и, таким образом, обеспечивают правовое регулирование рыночных отношений.

Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за “кошелек” потребителя.4 Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является “невидимой рукой”, которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.5 Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Рассматривая конкуренцию, необходимо показать  как ее положительные стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

1. конкуренция заставляет постоянно  искать и использовать в производстве  новые возможности;

2. конкуренция требует совершенствовать  технику и технологии;

3. конкуренция стимулирует повышение  качества товара;

4. конкуренция заставляет снижать  затраты (и цены);

5. конкуренция требует от поставщиков  товаров (продавцов) снижать цены  на предлагаемый товар;

6. конкуренция ориентирует на  ассортимент товаров повышенного  спроса;

7. конкуренция повышает качество  продукции (клиент всегда прав);

8. конкуренция вводит новые формы  управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

1. при конкуренции наблюдается  беспощадность и жестокость по  отношению к неудачнику;

          2. многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

      Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособны.

 

  1. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

Классификация видов конкурентной борьбы зависит  от количества производителей и их доли влияния, объема продаж или покупок  на рынке, соответственно различают  совершенную (свободную, чистую) и несовершенную (монополистическую) конкуренцию.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.6

Совершенная конкуренция характеризует такое состояние ситуации на рынке, когда влияние каждого участника экономического процесса чрезвычайно мало. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:  
- наличие большого количества продавцов и покупателей, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него;

- товар однороден  у всех производителей. Отсутствуют  торговые марки и другие индивидуальные  характеристики качества товара;

- покупатель  вправе выбрать любого продавца, исключены все формы дискриминации  потребителей;

- отсутствие  возможности у покупателей и  продавцов влиять на цены, потому  как их количество велико, а  доля влияния каждого в отдельности  на спрос и предложение ничтожна; 

- абсолютная  мобильность производственных ресурсов. Каждый участник конкуренции  вкладывает свои средства с  целью получения дохода и может  на это рассчитывать только  в том случае, если при перемещении  его капитала происходит расширение  производства и продаж. Для этого  привлекаются дополнительные ресурсы,  осваиваются передовые технологии  и т. д.;  
- полное знание предпринимателями состояния рынка о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т. д. Роль маркетинговых исследований, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна. 

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.7

Рынок несовершенной конкуренции предполагает функционирование одной или нескольких крупных предпринимательских структур, занимающих доминирующее положение и контролирующих рынок какого-либо товара. Определяющим признаком при этом являются не размеры предприятия, а его доля в общем объеме рынка. Возникла из совершенной конкуренции как его антипод. Различают несколько моделей несовершенной (монополистической) конкуренции. Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

-значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;

-неоднородность продукта;

-наличие барьеров для входа в отрасль;

-несовершенство информации;

-участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное

влияние на решение другого неэкономическими методами;

-производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;

-присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

 

  1. МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ

Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром  и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически  лишаются возможности продавать  свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически  неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом  начале реформ в России, когда небольшое  количество начавших поступать с  Запада товаров сталкивалось с практически  ненасытным внутренним спросом.

Рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы  облегчить давление на себя конкурентного  пресса, состоит в уходе на недоступные  для других сегменты рынка. Все это  средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

В экономической литературе принято  разделять конкуренцию на:

-ценовую (конкуренцию на основе  цены);

-неценовую (конкуренцию на основе  качества потребительной стоимости).8

Ценовая конкуренция восходит к  временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам.

Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что  на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы  снижения себестоимости товара. В  целом, ценовая конкуренция в  открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового  состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в  открытой форме. Применяется она  в настоящее время обычно в  следующих случаях:

-фирмами-аутсайдерами в их борьбе  с монополиями,  для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

-для проникновения на рынки  с новыми товарами;

-для укрепления позиций в  случае внезапного обострения  проблемы сбыта.9

При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало.

Неценовая конкуренция выдвигает  на первый план более высокую, чем  у конкурентов, потребительную стоимость  товара (фирмы выпускают товар  более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

К числу неценовых методов относятся  все маркетинговые методы управления фирмой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

Информация о работе Конкуренция: сущность, виды и методы