Конкуренция в современной экономике: сущность, значение и типы конкурентного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...2

Сущность конкуренции в современной экономике……………………..3

Значение конкуренции в современной экономике…………………………………………………………………………5

Типы конкурентного поведения в современной экономике………………………………………………………………………....8

Заключение…………………………………………………………………9

Список используемой литературы………………………………………10

Файлы: 1 файл

контрольная работа домашняя №2.docx

— 36.97 Кб (Скачать файл)

 

Совершенная конкуренция. К данному типу рынка относятся многие рынки сельскохозяйственной продукции, рынки валют и т.д. Чистая конкуренция служит отправной точкой для изучения остальных типов рынков, своеобразный стандарт оценки с которым можно сравнивать функционирование экономики. Характерными чертами чистой конкуренции являются следующие признаки.

 

a.                 большое число фирм,

 

b.                стандартизированный продукт,

 

c.                 невозможность влиять на цену,

 

d.                свободное вступление в отрасль и выход из нее.

 

Несовершенная конкуренция. Это рынки, на которых либо покупатель, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену. Тремя основными типами рынков несовершенной конкуренции являются:

 

  1. Монополия. Этот тип характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке.

 

b.     Монополистическая конкуренция. Данный тип рынка характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

 

  1. Олигополия. Это ситуация на рынке при которой при которой большая часть выпускаемой продукции производиться горсткой крупных фирм.

 

2. Значение конкуренции в современной экономике.

 

       Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе.

       Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

      Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

       В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

       В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

       Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

 

3. Типы конкурентного  поведения в современной экономике. 

 

       Различают три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий.

      

       При креативном поведении действия конкурентов направлены на создание новых компонентов рынка, которые обеспечили бы превосходство над соперниками.

     

      Приспособленческое конкурентное поведение по сути своей представляет собой быстрое копирование ярких достижений конкурентов, а также попытки упреждения действий соперников,  связанных с модернизацией производства.

 

       Обеспечивающее конкурентное поведение заключается в сохранении и стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке в условиях невозможности предприятия эффективно менять свою производственно-коммерческую программу развития при слабом инновационном потенциале.

 

       Отмеченные типы конкурентного поведения применяются в зависимости от используемых методов конкурентного соперничества. Существуют две группы таких методов: ценовая и неценовая конкуренция.

 

а) Ценовая конкуренция – это соперничество за извлечение дополнительной прибыли на основе:

 

-       уменьшения  издержек производства и реализации  продукции;

 

-       изменения  цен на ту же продукцию с  сохранением ее ассортимента  и качества в соответствии  с допустимыми нормами.

 

б) Неценовая конкуренция – это блок методов конкурентного соперничества, основанных на изменении свойств товара, придания товару качественно новых свойств,  создание новой продукции для удовлетворения уже существующих новых потребностей покупателей, совершенствование услуг сопутствующих товаров.

 

       Разработка стратегии конкуренции предприятия осуществляется в зависимости от его ролевой и содержательной функций в процессе конкурентного взаимодействия. В соответствии с ролевой функцией могут выделяться следующие типы конкурентов:

 

-       лидеры  – 40% доли рынка; 

 

-       претенденты  – 30% доли рынка;

 

-       ведомые  – 20% доли рынка;

 

-       новички  (окопавшиеся)  в рыночных нишах  – 10% доли рынка.

 

4. Заключение

 

   Конкуренция является  необходимым и определяющим условием  нормального функционирования рыночной  экономики. Но как любое явление  имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно  отнести: активизацию инновационного  процесса, гибкое приспособление  к спросу, высокое качество продукции,  высокую производительность труда,  минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству  труда, возможность регулировки  со стороны государства. К негативным  последствиям - "победа" одних  и "поражение" других, различие  в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

 

                Конкуренция - определяющее условие  поддержания динамизма в экономике,  и в условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

 

1.   Гасанов Р.М Промышленный  шпионаж на службе монополий.  М.: Международные отношения. 1986

 

2.   Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994

 

3.   Львов. Ю.А Основы  экономики и организации бизнеса.  С-П. Формика. 1992

 

4.   Маконнелл. К., Брю. С. Экономикс : принципы, проблемы и политика.        М.: Республика. 1992. Т. 1

 

5. Портер. М Международная  конкуренция. М.:1994

 

6. Робинсон. Дж. Экономическая  теория несовершенной конкуренции.  М. 1986

 

7. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

02.04.2012 г. 


Информация о работе Конкуренция в современной экономике: сущность, значение и типы конкурентного поведения