Конкурентная фирма и отрасль, их равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах. Условие максимизации прибыли конкурентной фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:
Следует ли оставаться в деле или прекратить существование?
Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги?
Целью данной работы является изучение особенностей функционирования фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности рынка совершенной конкуренции. 4
2. Спрос на продукт в условиях совершенной конкуренции 6
3. Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Конкурентное равновесие для фирмы и отрасли в краткосрочном периоде………. 8
4. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде…………………………………………………………………………….. ….. 14
Заключение 18
Практическая часть 20
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «Пермский государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конкурентная  фирма и отрасль, их равновесие в краткосрочном  и долгосрочном периодах. Условие максимизации прибыли конкурентной фирмой.  «Парадокс  прибыли». 
 
 
 

                  Контрольная работа по дисциплине

                  «Экономическая  теория»

                  студентки 3 курса заочного отделения

                  экономического  факультета                                                                     специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 

                                                                                     Научный руководитель:  
                   
                   
                   

                                                                                                                                                                                                                                  
                   
                   

Пермь 2011 
 

    Содержание 

Введение 3

1. Особенности рынка совершенной конкуренции. 4

2. Спрос на продукт в условиях совершенной конкуренции 6

3. Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.      Конкурентное равновесие для фирмы и отрасли в краткосрочном периоде………. 8

4. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде…………………………………………………………………………….. ….. 14

Заключение 18

Практическая  часть 20

Список использованной литературы 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Рыночная  структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.

Рыночную  структуру определяют множество  факторов:  

    -Количество фирм в отрасли и их размеры;

    -Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);

    -Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

    -Количество покупателей.

    -Способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы.

Однако  основными являются 3 фактора:

    -Количество фирм в отрасли и их размеры;

    -Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);

    -Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:

    -рынок совершенной (чистой) конкуренции;

    -чистая монополия;

    -монополистическая конкуренция;

    -олигополия.

В какой  бы рыночной структуре не действовала  фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:

    Следует ли оставаться в деле или прекратить существование?

    Если  оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги?

Целью данной работы является изучение особенностей функционирования фирмы в условиях совершенной конкуренции. 
 
 
 
 

1.Особенности рынка совершенной конкуренции 

    Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.

    Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов  его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.

    Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки:

    1. Наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей данного блага. Это означает, что ни один продавец, ни один покупатель на таком рынке не способен оказать воздействие на рыночное равновесие, что свидетельствует об отсутствии у кого-либо из них рыночной власти. Субъекты рынка здесь полностью подчинены рыночной стихии.

    2. Торговля осуществляется стандартизированным продуктом (например, пшеницей, кукурузой). Это означает, что реализуемый в отрасли разными фирмами продукт настолько однороден, что у потребителей нет основания предпочитать продукцию одной фирмы продукции другого производителя.

    3. Отсутствие возможности для одной фирмы влиять на рыночную цену, так как в отрасли много фирм, и выпускают они стандартизированный товар. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный продавец вынужден соглашаться с ценой, диктуемой рынком.

    4. Отсутствие неценовой конкуренции, что связано с однородным характером реализуемой продукции.

    5. Покупатели хорошо информированы о ценах; если кто-то из производителей повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей.

    6. Продавцы не в состоянии вступить в сговор по поводу цен, что обусловлено большим количеством фирм на данном рынке.

    7. Свободный вход и выход из отрасли, т. е. входные барьеры, блокирующие вход на данный рынок, отсутствую. На рынке совершенной конкуренции не возникает сложностей с созданием новой фирмы, не возникает проблем в случае, если отдельная фирма примет решение покинуть отрасль .

    В качестве примера рынков совершенной  конкуренции могут быть названы рынки отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

    На  практике ни один из существующих рынков едва ли сможет соответствовать всем критериям совершенной конкуренции, здесь перечисленным. Даже очень похожие на совершенную конкуренцию рынки лишь отчасти могут удовлетворить этим требованиям. Иными словами, совершенная конкуренция относится к идеальным рыночным структурам, крайне редко встречающимся в реальной действительности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Спрос на продукт в условиях совершенной конкуренции
 

    Главная особенность рынка совершенной  конкуренции — отсутствие контроля над ценами со стороны отдельного производителя, т. е. каждая фирма вынуждена ориентироваться на цену, установленную в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Иными словами, конкурентная фирма будет продавать свой товар по уже существующей на рынке цене. Как следствие этой ситуации кривая спроса на продукт отдельной фирмы будет представлять собой линию параллельную оси абсцисс (совершенно эластичный спрос). Графически это показано на рисунке.

    

    Поскольку отдельный производитель не в  состоянии повлиять на рыночную цену, он вынужден продавать свою продукцию по цене, установленной рынком, т. е. по Р0.

    Цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема продаж (производства), общий (валовый) доход фирмы TR будет равен произведению цены на количество проданной продукции P*Q. При этом предельный доход MR-прирост дохода, связанный с выпуском (продажей) каждой дополнительной еденицы продукции, - будет равен цене продукции. Средний доход AR (валовый доход) тоже будет равен цене.

    

    Кривые среднего и предельного доходов совпадают между собой, а также с горизонтальной линией спроса на продукцию конкурентной фирмы; валовый доход линейно зависит от объема проданной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Конкурентное равновесие для фирмы и отрасли в краткосрочном периоде
 

    Особенности предложения конкурентной фирмы  и отрасли изучаются в краткосрочном  и долгосрочном периодах. В краткосрочном  периоде мощности предприятия не меняются, и у фирм, функционирующих в отрасли, недостаточно времени для реализации долгосрочных решений.

    При существующей на рынке цене перед любой фирмой будут стоять три вопроса: следует ли производить данную продукцию; если да, то какое количество; какая прибыль (убыток) будет получена? Чтобы подробно исследовать, какая прибыль или убытки будут получены, каков процесс принятия решения в каждом конкретном случае, следует рассмотреть три возможные ситуации, в которых может оказаться конкурентная фирма:

    1) фирма максимизирует прибыль;

    2) фирма минимизирует убытки;

    3) предприятие прекращает свою  деятельность.

    Это можно сделать двумя способами, сравнивая совокупный (валовой) доход и совокупные (валовые) издержки или уравнивая предельный доход и предельные издержки.

    Прибегнем к первому методу. Максимальная прибыль будет достигнута при таком объеме выпуска, для которого разница между показателями совокупной выручки и совокупных издержек будет максимальной. Попробуем проанализировать эту ситуацию графически. Совместим на координатной плоскости два графика — TC и TR. Как видно на рисунке а, при объеме выпуска от 0 до QA фирма несет Экономические убытки, поскольку на этом интервале график валовою дохода (TR) расположен ниже графика валовых издержек (TC), т.е. TR < TC. Подобные убытки возникают и при объеме производства от QB и более единиц продукции. При объеме производства QA и QB - результат функционирования характеризуется равенством TR и ТС. Здесь выручка полностью покрывает всю сумму издержек, а фирма получает только нормальную прибыль. Таким образом, точки А и В есть точки безубыточности данной фирмы. При объемах производства от QA до QB фирма получает экономическую прибыль, поскольку на этом интервале она полностью покрывает за счет выручки все издержки производства, а график валового дохода (TR) расположен выше графика валовых издержек (ТС), т. е. TR > ТС. Максимальная прибыль и оптимальный объем производства достигается при объеме выпуска Q0. Именно при Q0 валовой доход превышает валовые издержки на максимально возможную величину, а графики TR и ТС максимально удалены друг от друга.

    .

    Предположим теперь, что ситуация на рынке изменилась, и в силу объективных обстоятельств  цена снизилась. Новая ситуация представлена на рисунке б. На рисунке видно, что фирма сталкивается с экономическими убытками при любом значении Qx — график TR расположен ниже кривой TС, т. е. TR< ТС. Однако, учитывая существование постоянных издержек, фирме, оказывается, более выгодно не закрываться (т. е. иметь нулевой объем производства), а вести производственную деятельность, выпуская Q1 единиц продукции. На рисунке видно, что расстояние между графиками TR и TС при нулевом значении Qx гораздо больше, чем при Q1. Оптимальный объем производства, обеспечивающий минимизацию убытков, характеризуется минимальным расстоянием между графиками валовых издержек и валового дохода. Следует обратить внимание, что при Q1 фирма полностью покрывает свои переменные издержки (ТVС) и часть постоянных (TFC) - график TR ниже TC, но выше ТVС. То есть при таком объеме производства убытки будут меньше TFС, тогда как при Qx=0 величина убытка соответствует величине постоянных издержек.

Информация о работе Конкурентная фирма и отрасль, их равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах. Условие максимизации прибыли конкурентной фирмой