Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной печати. В данной работе мною будут рассмотрены теоретические и практические аспекты исследования конкурентоспособности и экономической безопасности. Главный вопрос моей работы – это дать осмысление и понимание, что повышение конкурентоспособности есть главнейший фактор роста экономической безопасности любого предприятия (фирмы). Главное, чтобы у рычагов управления находились грамотные, экономически и психологически подготовленные люди.

Файлы: 1 файл

курсов_эконом_теор.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Московский Энергетический Институт

(Технический Университет)

    Институт Безопасности  Бизнеса

Курсовая работа

по дисциплине

Экономическая теория

Тема: «Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности»

Выполнила

Студентка 1 курса

Группы ИБ-01-09

Зотова К.А.

 

 

Москва 2010 
       

Содержание

 

Введение

  Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной печати. В данной работе мною  будут рассмотрены теоретические  и практические аспекты исследования конкурентоспособности и экономической безопасности. Главный вопрос моей работы – это дать осмысление и понимание, что повышение конкурентоспособности есть главнейший фактор роста экономической безопасности любого предприятия (фирмы). Главное, чтобы у рычагов управления  находились грамотные, экономически и психологически подготовленные люди.

          В первой главе моей курсовой работы  я поставила себе цель проанализировать и определить главные составляющие конкурентоспособности. Дать определение этому понятию и исследовать его по структуре.

Так же следует изучить  основные аспекты понятия экономической безопасности, в частности критерии нанесения ущерба. Нужно рассказать о том, что без повышения конкурентоспособности и расширения конкурентной среды не стоит даже предполагать экономического роста.

    Анализ научных исследований, посвященных проблематике конкурентоспособности, экономического роста и экономической безопасности и их результатов, показал, что важнейший аспект, определяющий экономическую безопасность фирмы, так и остался практически неизученным. В подавляющем большинстве работ, посвященных конкурентоспобности, главный акцент делается на программы увеличения и ускорения экономического роста.

    Специфика проблемы конкурентоспособности заключается в том, что на одном рынке встречаются фирмы с самой разной экономической стратегией, что в свою очередь приводит к расширению круга задач, решаемых специалистами в области экономической безопасности.

Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где совершенная  конкуренция, монополистическая конкуренция  и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют только пять игроков, и больше никто не принимает участия в экономической борьбе. В реальной же конкуренции существует лишь сообщество компаний.

Одной из самых актуальных проблем сегодняшней экономической программы любой фирмы является повышения уровня конкурентоспособности фирмы и обеспечение экономической безопасности, которые в свою очередь дают возможность осуществлять экономические подъемы и переходы на новые экономические уровни.

 

Анализ  понятия «Конкурентоспособность»

Понятие конкурентоспособности может  быть сформулировано следующим образом: конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует  экономическую ситуацию, включая  проектные, производственные, распределительные  и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, однако, проявляется в ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка.

  Анализ известных определений конкурентоспособности позволяют выделить целый ряд моментов, безусловно, важных для экспликации данного понятия и определения его места среди других экономических категорий: 
1. Конкурентоспособность продукции - это мера ее привлекательности для потребителя; 
2. Привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований; 
3. Состав предъявляемых требований, их приоритетность зависит как от вида продукции, так и типа ее потребителя; 
4. Конкурентоспособность как экономическая категория имеет релятивистскую природу, так как рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога; 
5. Конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры; 
6. Проблема конкурентоспособности относится лишь к нестационарному недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии; 
7. Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар; 
8. Имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от предыстории, т.е. доли рынка в предыдущий период.

  Резюмируя сказанное, можно предложить следующее определение: 
"Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".

  Следствиями приведенного определения являются следующие достаточно очевидные утверждения: 
- полностью конкурентоспособной может быть признана только такая продукция, которая обладает различными по своей природе показателями, не уступающими (по крайней мере) соответствующим показателям проданного товара в условиях конкретного рынка; 
- при приобретении товара потребитель останавливает свой выбор на том образце среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. Каждая потребность, независимо от того, относится ли она к сфере производства, или к сфере личного пользования, характеризуется совокупностью параметров, описывающих область ее существования и содержание необходимого полезного эффекта. Для того, чтобы рассматриваемый вид продукции был пригоден для удовлетворения данной потребности и представлял интерес для покупателя, он также должен обладать комплексом соответствующих параметров. Можно считать идеальным случай, когда совокупности параметров товара и параметров потребностей совпадают. Поэтому для изготовления конкурентоспособной продукции продуцент должен стремиться максимально точно прогнозировать потребности потенциального покупателя; 

Оценка состояния и подъема  конкурентоспособности.

Проблема анализа и  оценки конкурентоспособности продукции  должна решаться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата, созданного в рамках этих двух научных направлений и включать решение следующих проблем: 
- изучение запросов и предпочтений потенциальных покупателей продукции; 
- организация мониторинга рынка с целью сбора информации об условиях сбыта продукции, фирмах и товарах - конкурентах; 
- разработка единой системы показателей качества продукции, используемой как ее производителем, так и потребителем; 
- конструирование обобщенной модели исследуемой проблемы, в том числе формирование множества факторов, влияющих на конкурентоспособность и определение их взаимосвязей; 
- формирование общих подходов к количественной оценке конкурентоспособности продукции, разработка частных методов, алгоритмов и процедур решения задач, относящихся к данной проблеме; 
- анализ динамики конкурентоспособности продукции в целом и факторов, ее определяющих; 
- определение уровня конкурентоспособности продукции, обеспечивающего заданный объем прибыли или необходимую долю рынка.

  Конкурентоспособность означает высокое качество товаров при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда. 
 Понятие конкурентоспособности тесно связано с понятием «качество». Различаются эти понятия в следующих аспектах. Если под качеством понимается просто совокупность свойств, то конкурентоспособность характеризуется их соответствием конкретной общественной потребности. В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность. Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности - прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей. При этом превышение уровня конкурентоспособности над уровнем развития потребностей по отдельным параметрам может быть не оценено потребителем и не даст никакого экономического эффекта. На уровень конкурентоспособности товара значительное влияние оказывают такие факторы рынка, как степень удовлетворения спроса на товар, емкость отдельных сегментов рынка, наличие конкурентов, социально-демографические характеристики товаров, развитие снабженческо-сбытовой сети и послепродажного (сервисного) обслуживания. Для каждого товара необходимо оценить его уровень конкурентоспособности с тем, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику. Исследования поведения покупателей показывают, что для них в процессе отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и потребление максимально по сравнению с другими аналогичными товарами. Оценка возможна только в сравнении, поэтому оценка конкурентоспособности включает в себя следующие этапы:

а) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара - образца в качестве базы;

б) определение сравнительных параметров обоих образцов; 
в) расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

 

Факторы конкурентоспособности

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо  и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется множеством факторов, которые можно классифицировать и представить в виде следующих показателей:

- потребительские свойства  данного товара; 
- потребительские свойства товаров-конкурентов; 
- маркетинговая поддержка данного товара; 
- маркетинговая поддержка товаров-конкурентов; 
- характеристики целевых рынков, на которых осуществляется конкурентная борьба; 
- свойства потребителей, за которых ведется конкурентная борьба.

   Каждая из перечисленных групп содержит в себе ряд подгрупп. Таким образом, набор факторов, определяющих конкурентоспособность каждого конкретного товара, оказывается столь значительным и своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных по этим факторам, их обработки и идентификации для полной диагностики уровня интенсивности конкурентной борьбы на данном рынке.

Так же различают факторы, непосредственно связанные с товаром, и внешние по отношению к товару.

К числу неценовых  факторов конкурентоспособности относятся:

  1. снижение затрат на потребление;
  2. изменение конструктивных и внешних характеристик изделий;
  3. повышение качества работы сбытовой сети;
  4. минимизация сроков поставки товара;
  5. степень соответствия международным и национальным стандартам;
  6. удобство эксплуатации и готовность к ней;
  7. легкость обучения персонала;
  8. дизайн, эффективность рекламы и многое иное.

 

К числу неценовых факторов конкурентоспособности также следует относить экономическую, производственную, научно-техническую и иную сферу, в которой осуществляет свою производственную деятельность фирма-изготовитель, а также уровень ее готовности к конкуренции на внутреннем и внешних рынках.

 

Привлекательность отрасли и конкурентная борьба внутри отрасли

Целью проведения маркетинговых  исследований позиции фирмы в  конкурентной борьбе и конкурентоспособности  ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли.

Зачастую вопросы определения  позиции в конкурентной борьбе рассматриваются  только с точки решения второго  круга проблем. Хотя безусловно прежде всего требуется определиться вообще с перспективами данного бизнеса, то есть рассмотреть первый круг проблем.

 


угроза прихода 


новых конкурентов

         способность 

поставщиков торговаться

 

 


 

 

 

            Способность 

клиентов торговаться


             Угроза

    товарозаменителей


 

Рис1. Концепция конкуренции

 

На рис.1 изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность  отрасли и позиции данной фирмы  в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:

  1. Появление новых конкурентов.
  2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами.
  3. Сила позиции поставщиков.
  4. Сила позиции покупателей.
  5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли [6].

Угроза появления новых конкурентов

При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами:

1. Экономикой масштабов.  Обычно организации, впервые появившиеся  на рынке, начинают деятельность  по сбыту нового продукта в  масштабах существенно меньших,  нежели его традиционные производители.  Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки. Готова ли организация, ради освоения нового бизнеса, пойти на это?

Информация о работе Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности