Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:36, курсовая работа
Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной печати. В данной работе мною будут рассмотрены теоретические и практические аспекты исследования конкурентоспособности и экономической безопасности. Главный вопрос моей работы – это дать осмысление и понимание, что повышение конкурентоспособности есть главнейший фактор роста экономической безопасности любого предприятия (фирмы). Главное, чтобы у рычагов управления находились грамотные, экономически и психологически подготовленные люди.
Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной печати. В данной работе мною будут рассмотрены теоретические и практические аспекты исследования конкурентоспособности и экономической безопасности. Главный вопрос моей работы – это дать осмысление и понимание, что повышение конкурентоспособности есть главнейший фактор роста экономической безопасности любого предприятия (фирмы). Главное, чтобы у рычагов управления находились грамотные, экономически и психологически подготовленные люди.
В первой главе моей курсовой работы я поставила себе цель проанализировать и определить главные составляющие конкурентоспособности. Дать определение этому понятию и исследовать его по структуре.
Так же следует изучить основные аспекты понятия экономической безопасности, в частности критерии нанесения ущерба. Нужно рассказать о том, что без повышения конкурентоспособности и расширения конкурентной среды не стоит даже предполагать экономического роста.
Анализ научных исследований, посвященных проблематике конкурентоспособности, экономического роста и экономической безопасности и их результатов, показал, что важнейший аспект, определяющий экономическую безопасность фирмы, так и остался практически неизученным. В подавляющем большинстве работ, посвященных конкурентоспобности, главный акцент делается на программы увеличения и ускорения экономического роста.
Специфика проблемы конкурентоспособности заключается в том, что на одном рынке встречаются фирмы с самой разной экономической стратегией, что в свою очередь приводит к расширению круга задач, решаемых специалистами в области экономической безопасности.
Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют только пять игроков, и больше никто не принимает участия в экономической борьбе. В реальной же конкуренции существует лишь сообщество компаний.
Одной из самых актуальных
проблем сегодняшней экономичес
Понятие конкурентоспособности может
быть сформулировано следующим образом:
конкурентоспособность как
Анализ известных определений
конкурентоспособности позволяют выделить
целый ряд моментов, безусловно, важных
для экспликации данного понятия и определения
его места среди других экономических
категорий:
1. Конкурентоспособность продукции - это
мера ее привлекательности для потребителя;
2. Привлекательность продукции определяется
степенью удовлетворения совокупности
разноплановых, иногда противоречивых
требований;
3. Состав предъявляемых требований, их
приоритетность зависит как от вида продукции,
так и типа ее потребителя;
4. Конкурентоспособность как экономическая
категория имеет релятивистскую природу,
так как рассматривается относительно
конкретного рынка и конкретного аналога;
5. Конкурентоспособности присущ динамический
характер - ее имеет смысл рассматривать
лишь применительно к конкретному моменту
времени, с учетом изменений во времени
рыночной конъюнктуры;
6. Проблема конкурентоспособности относится
лишь к нестационарному недефицитному
рынку, который находится в неравновесном
состоянии;
7. Конкурентоспособность зависит от стадии
жизненного цикла, на которой находится
рассматриваемый товар;
8. Имеет смысл говорить о конкурентоспособности
лишь того товара, который уже обладает
какой-то долей рынка, причем показатель
конкурентоспособности существенно зависит
от предыстории, т.е. доли рынка в предыдущий
период.
Резюмируя сказанное, можно предложить
следующее определение:
"Конкурентоспособность - это свойство
объекта, имеющего определенную долю соответствующего
релевантного рынка, которое характеризует
степень соответствия технико-функциональных,
экономических, организационных и других
характеристик объекта требованиям потребителей,
определяет долю рынка, принадлежащую
данному объекту, и препятствует перераспределению
этого рынка в пользу других объектов".
Следствиями приведенного определения
являются следующие достаточно очевидные
утверждения:
- полностью конкурентоспособной может
быть признана только такая продукция,
которая обладает различными по своей
природе показателями, не уступающими
(по крайней мере) соответствующим показателям
проданного товара в условиях конкретного
рынка;
- при приобретении товара потребитель
останавливает свой выбор на том образце
среди аналогичных, который в наибольшей
степени удовлетворяет его потребность.
Каждая потребность, независимо от того,
относится ли она к сфере производства,
или к сфере личного пользования, характеризуется
совокупностью параметров, описывающих
область ее существования и содержание
необходимого полезного эффекта. Для того,
чтобы рассматриваемый вид продукции
был пригоден для удовлетворения данной
потребности и представлял интерес для
покупателя, он также должен обладать
комплексом соответствующих параметров.
Можно считать идеальным случай, когда
совокупности параметров товара и параметров
потребностей совпадают. Поэтому для изготовления
конкурентоспособной продукции продуцент
должен стремиться максимально точно
прогнозировать потребности потенциального
покупателя;
Проблема анализа и
оценки конкурентоспособности
- изучение запросов и предпочтений потенциальных
покупателей продукции;
- организация мониторинга рынка с целью
сбора информации об условиях сбыта продукции,
фирмах и товарах - конкурентах;
- разработка единой системы показателей
качества продукции, используемой как
ее производителем, так и потребителем;
- конструирование обобщенной модели исследуемой
проблемы, в том числе формирование множества
факторов, влияющих на конкурентоспособность
и определение их взаимосвязей;
- формирование общих подходов к количественной
оценке конкурентоспособности продукции,
разработка частных методов, алгоритмов
и процедур решения задач, относящихся
к данной проблеме;
- анализ динамики конкурентоспособности
продукции в целом и факторов, ее определяющих;
- определение уровня конкурентоспособности
продукции, обеспечивающего заданный
объем прибыли или необходимую долю рынка.
Конкурентоспособность означает
высокое качество товаров при поддержании
высокой заработной платы и жизненных
стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим
конкурентоспособность, является повышение
темпов производительности труда.
Понятие конкурентоспособности тесно
связано с понятием «качество». Различаются
эти понятия в следующих аспектах. Если
под качеством понимается просто совокупность
свойств, то конкурентоспособность характеризуется
их соответствием конкретной общественной
потребности. В этом случае при оценке
уровня конкурентоспособности возможно
сопоставление и неоднородных товаров,
но удовлетворяющих одну и ту же потребность.
Параметры качества, как правило, определяются
исходя из интересов производителя, а
параметры конкурентоспособности - прежде
всего из интересов потребителя. Уровень
качества и технический уровень продукции
задаются техническим уровнем современного
производства, а для оценки конкурентоспособности
необходимо сопоставить его с уровнем
развития потребностей. При этом превышение
уровня конкурентоспособности над уровнем
развития потребностей по отдельным параметрам
может быть не оценено потребителем и
не даст никакого экономического эффекта.
На уровень конкурентоспособности товара
значительное влияние оказывают такие
факторы рынка, как степень удовлетворения
спроса на товар, емкость отдельных сегментов
рынка, наличие конкурентов, социально-демографические
характеристики товаров, развитие снабженческо-сбытовой
сети и послепродажного (сервисного) обслуживания.
Для каждого товара необходимо оценить
его уровень конкурентоспособности с
тем, чтобы в дальнейшем провести анализ
и выработать успешную товарную политику.
Исследования поведения покупателей показывают,
что для них в процессе отбора выигрывает
тот товар, у которого отношение полезного
эффекта к затратам на его приобретение
и потребление максимально по сравнению
с другими аналогичными товарами. Оценка
возможна только в сравнении, поэтому
оценка конкурентоспособности включает
в себя следующие этапы:
а) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара - образца в качестве базы;
б) определение сравнительных
в) расчет интегрального показателя конкурентоспособности
оцениваемого товара.
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется множеством факторов, которые можно классифицировать и представить в виде следующих показателей:
- потребительские свойства
данного товара;
- потребительские свойства товаров-конкурентов;
- маркетинговая поддержка данного товара;
- маркетинговая поддержка товаров-конкурентов;
- характеристики целевых рынков, на которых осуществляется конкурентная борьба;
- свойства потребителей, за которых ведется
конкурентная борьба.
Каждая из перечисленных групп содержит в себе ряд подгрупп. Таким образом, набор факторов, определяющих конкурентоспособность каждого конкретного товара, оказывается столь значительным и своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных по этим факторам, их обработки и идентификации для полной диагностики уровня интенсивности конкурентной борьбы на данном рынке.
Так же различают факторы, непосредственно связанные с товаром, и внешние по отношению к товару.
К числу неценовых
факторов конкурентоспособности
К числу неценовых факторов конкурентоспособности также следует относить экономическую, производственную, научно-техническую и иную сферу, в которой осуществляет свою производственную деятельность фирма-изготовитель, а также уровень ее готовности к конкуренции на внутреннем и внешних рынках.
Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли.
Зачастую вопросы определения позиции в конкурентной борьбе рассматриваются только с точки решения второго круга проблем. Хотя безусловно прежде всего требуется определиться вообще с перспективами данного бизнеса, то есть рассмотреть первый круг проблем.
угроза прихода
новых конкурентов
способность
поставщиков торговаться
Способность
клиентов торговаться
Угроза
товарозаменителей
На рис.1 изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:
При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами:
1. Экономикой масштабов.
Обычно организации, впервые
Информация о работе Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности