Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:07, контрольная работа
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Потребность и потребление. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности……………………………………………………………………3
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Контрольные тестовые задания………………………………………………………..8
2. Задача…………………………………………………………………………………….9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..10
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Контрольная работа
по дисциплине «Микроэкономика
Вариант №12
Работу выполнила: Мурыгина И. А.
Специальность: Банковское дело
№ зачетной книжки: 11ФЛД10731
Проверил: Куклин А. В.
Содержание
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Потребность и потребление.
Полезность: общая и предельная.
Закон убывающей предельной
полезности……………………………………………………
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Контрольные тестовые задания……
2. Задача………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
1. Потребность и потребление. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.
Потребность – это осознанная необходимость удовлетворения своих желаний. Процесс удовлетворения этих желаний формирует потребление.
Для обозначения того удовольствия, или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин полезность (U – от англ. utility). Своим происхождением этот термин обязан английскому философу и социологу Джереми Бентаму (1748-1832).
Общепризнано, что полезность является целью потребления, но существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят: цены на товары, а также размеры потребительского бюджета ограничивают возможности удовлетворения потребностей.
Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель выстраивает, зачастую бессознательно, для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивида она субъективна, и зависит от его личностных качеств и обстоятельств потребления блага. Личностные качества определяются физиологией и психотипом личности. Например, оценка полезности почтовой марки филателистом будет значительно выше, чем оценка полезности той же марки большинством людей. Обстоятельства потребления проявляются тогда, когда один и тот же индивид меняет свои предпочтения в зависимости от жизненных ситуаций. Пресная вода в пустыне имеет большую полезность, чем в обыденной жизни.
Подходы к оценке полезности
1. Количественный (кардиналистский) подход
Представители этого подхода (У. Джевонс, Л. Вальрас) выделяли два вида полезности:
- абстрактную полезность, как способность благ удовлетворять какую-либо потребность;
- конкретную полезность, как субъективную оценку полезности данного экземпляра блага.
Экономисты XIX в., развивавшие этот подход, считали, что удовлетворению можно приписать численное (количественное) значение при помощи функции полезности U=U(X,Y) и что это значение может быть измерено в условных единицах ютилях.
2. Порядковый (ординалистский) подход
Ординалисты – сторонники измерения полезности путем сопоставления благ (В. Парето, И. Фишер). Данное научное направление получило развитие в XX в. Оно основывается на следующих аксиомах:
- аксиома полной
- аксиома транзитивности. Предпочтения транзитивны: если А больше В, В больше С, то А больше С.
- аксиома ненасыщенности. Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара.
Таким образом, порядковая теория полезности утверждает, что главное – это предпочтения индивида, а количественное измерение этой полезности (функция полезности) лишь способ описания этого предпочтения.
С точки зрения экономической теории потребителя интересуют две оценки полезности - общая полезность и предельная полезность. Общая полезность - удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельной называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара:
где ∆TU – прирост общей полезности, а ∆Q – увеличение количества потребляемого блага. В условиях рыночной конкуренции определяет рыночную цену товара.
Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.
Например, если индивид, съев
две порции мороженого, ест третью,
то общая полезность
Этот пример можно проиллюстрир
Рис. 1. Общая полезность
Рис. 2. Предельная полезность
Закон убывающей предельной полезности (1-ый закон Госсена) – экономический закон, согласно которому, при увеличении потребления товаров или услуг, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается после точки насыщения. Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, при постоянном потреблении определенного продукта, его предельная полезность начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку – он излечивается не полностью. Если две - то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.
Принцип убывания предельной полезности лежит в основе анализа соотношения количества и качества благ, на которые потребитель предъявляет спрос, т. е. осуществляет свой потребительский выбор. Потребляя одновременно много благ, каждый индивид приобретает для себя такой их набор, в котором предельные полезности каждого блага равны или приносят ему одинаковое удовлетворение.
Цель потребителя – получение максимальной полезности от приобретенного им на рынке набора благ. Максимизация полезности достигается тогда, когда отношение предельной полезности блага к его цене станет одинаковым у всех благ из набора, который приобретается покупателем:
MU1/P1 = MU2/P2 = … = MUi/Pi,
Где MU1, MU2, MUi - предельная полезность 1-го, 2-го и i-го блага; P1, P2 и Pi – цена 1-го, 2-го и i-го блага.
Это равенство принято называть равновесием потребителя (2-ой закон Госсена).
2. Контрольные тестовые задания.
1. Если рыночная цена выше равновесной, то:
а) появляется избыток товара
б) возникает дефицит товара
в) растет цена ресурсов
г) увеличивается предложение товара
Ответ: а. Точка, в которой пересекаются спрос и предложение называется точкой равновесия. В этом случае спрос равен предложению. Если цена ниже равновесной появляется дефицит товара, если же наоборот, цена выше равновесной, то объём предложения превышает объём спроса и появляется избыток товара, т.к. по этой цене потребитель отказывается покупать данный товар.
2. Если фирма в условиях несовершенной конкуренции выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход больше предельных издержек, то для максимизации прибыли ей следует:
а) увеличить объем выпуска продукции
б) снизить объем выпуска продукции
в) оставить объем выпуска продукции неизменным.
Ответ: б. Для того, чтобы величина прибыли была максимальной, фирме необходимо производить такое количество продукции, при котором предельная выручка равна предельным издержкам. Формально:
MR = MC
Именно уменьшение объема выпуска продукции в силу действия правила MR = MC окажется оптимальным.
3. Задача
Условие:
На совершенно конкурентном рынке функционируют 1500 фирм. У каждой фирмы предельные издержки производства пяти единиц продукта в месяц составляют 2 долл., шести единиц – 3 долл., семи единиц – 5 долл. Если рыночная цена продукта равна 2 долл., то сколько единиц товара составит рыночный объем выпуска продукта?
Решение:
По условию даны предельные издержки одной фирмы:
МС(5) = 2
МС(6) = 3
МС (7) = 5
Цена продукта Р = 2 долл.
В условиях совершенной конкуренции равновесие на рынке достигается в точке равенства предельных издержек и цены, то есть при условии МС = Р.
Исходя из данных задачи (Р=2), получаем, что в точке равновесия предельные издержки равны 2, то есть МС = 2.
Так же мы видим, что предельные издержки равняются 2 при производстве 5 единиц продукции.
Следовательно, равновесный объем одной фирмы составляет 5 единиц, то есть Q = 5 единицам.
Всего же на рынке функционирует 1500 фирм.
Получаем, что рыночный объем выпуска всех фирм составит Q = 1500*5=7500 единиц.
Ответ: Если рыночная цена продукта равна 2 долл., то рыночный объем выпуска продукта составит 7500 единиц.
Список литературы
1. Микроэкономика: учебник для бакалавров / И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова, Е. В. Иванова и др.; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 263 с. – Серия: Бакалавр.
2. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И. П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.
3. Микроэкономика. Компьютерная обучающая программа для бакалавриата / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович, Л.А. Галкина, С.В. Галкина, В.Ф. Протас, И.П. Николаева, С.И. Цветкова. – М.: ВЗФЭИ, 2000. Дата обновления 15.10.2010. – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
4. Экономическая теория (микроэкономика). Сетевой УМК для бакалавриата) / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович, Л.А. Галкина, В.В. Корягин, С.В. Тарасова, Е.В. Иванова, В.Ф. Протас, С.И. Цветкова и др. – М.: ВЗФЭИ, 2010. – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
5. Микроэкономика: практический подход: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2009.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Микроэкономика»