Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 10:36, контрольная работа
1. Докажите, что человеческая практика и мышление системны
2. Определите смысл термина "эмерджентность", приведите конкретные примеры
3. Поясните в чем суть системного подхода 7
4. Приведите пример экономической системы:
а) изобразите ее схематически;
б) укажите для нее внешнюю среду.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КАФЕДРА: математических методов, статистики
и информационных технологий в экономике
Контрольная работа
по дисциплине «ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА»
Вариант 1
Проверил:
Зыков В.В.
Тюмень 2015 г.
Регистрационный номер
Регистрационный номер (кафедра)
________________
Содержание
Научные результаты свидетельствуют, что человеческая деятельность является целенаправленной и в большей части может быть алгоритмизирована, т.е. представлена в виде определенной последовательности действий. Такие очевидные и обязательные ее свойства, как структурированность, взаимосвязь составных частей и подчиненность определенной цели позволяют утверждать о системности человеческой практики.
Для сферы управленческой деятельности важно, что совершенствование производства, систем управления им, всегда связано с повышением системности. В частности, выделяют три уровня системности труда – механизация, автоматизация и кибернетизация.
Природная системность человеческой практики является одним из объективных факторов возникновения и развития системных представлений, понятий и теории.
Рассматривая объективные причины возникновения и факторы развития системных представлений и сопутствующих методов и теорий, необходимо отметить объективные особенности человеческого мышления. Системность мышления проявляется через структурированность мышления, характер результата познания и представления знаний.
Структурированность мышления проявляется в выделении процессов анализа и синтеза. Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых компонент. Но чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс - синтез. С этой позиции сам процесс познания представляется системным, и знания, добываемые человечеством, тоже системны. При этом наращивание системности знаний – естественный процесс, происходящий во всех областях человеческой деятельности.
Всякий процесс логического познания системен, так как предполагает его структурированность, заключающуюся в выделении подпроцессов анализа и синтеза. Самый высокий уровень системности познания представляет собой диалектический способ мышления.
Практика требует согласования системности мышления с объективной системностью природы, то есть подчинения некоторым правилам, обеспечивающим правильность познания и практики. Совокупность таких правил является содержанием материалистической диалектики.
Системность человеческого мышления является одной из важнейших объективных причин возникновения системных наук.
2. Определите смысл термина "эмерджентность", приведите конкретные примеры
Эмерджентность — наличие новых свойств целостности у системы, т. е. таких свойств, которых нет ни у одного из составляющих се элементов. Таким образом, из элементов, имеющих одни качественные особенности, может сложиться система, обладающая иными качественными чертами. В литературе, чтобы подчеркнуть парадоксальность идеи целостности, ее символизируют формулой «2+2=4». Это означает, что система представляет собой нечто отличное (количественно или качественно) от суммы составляющих ее частей.
Эмерджентность (от англ. emerge - неожиданное появление возникает при формировании или функционировании системы и выступает как форма проявления закона перехода количественных изменений в качественные.
Эмерджентность означает наличие порождаемых свойств, специфичных лишь для системы и не выводимых из известных (наблюдаемых) свойств ее элементов (подсистем). Она обусловлена взаимодействием элементов (подсистем) в составе функционирующей системы, которая как целое обнаруживает присущие только ей новые качества и закономерности.
Примеры: компьютер - это совокупность составляющих, но, если их просто свалить в кучу, не сложив в систему, он работать не будет. Любая музыка состоит из 7 нот, но выстроив её по-особому в систему, появляется нечто новое, уникальное. Если же ребенок постучит по клавишам, музыки не получится.
В химии особо очевидны эти свойства, ведь каждое вещество обладает совсем другими свойствами по сравнению со свойствами составляющих этого вещества. Например, вода, состоящая из двух атомов водорода и одного кислорода. Вода обладает свойствами, которыми ни кислород, ни водород не обладает. O2 и O3 – газы с совершенно разными свойствами, хотя по атомному составу отличаются только количеством атомов кислорода.
Эмерджентность также характерна для экономических и бизнес-систем. Любое крупное производственное предприятие имеет очень сложную структуру, содержит большое число цехов, участков, отделов, каждый из которых выполняет свою задачу. Но только благодаря совместному труду они решают общую задачу – производство продукции. Поэтому, анализируя работу каждого из них в отдельности и складывая результаты, мы не сможем сделать вывод о функционировании всего предприятия.
Системный подход представляет собой универсальный метод исследования, основанный на восприятии исследуемого объекта как нечто целого, состоящего из взаимосвязанных частей и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Он позволяет строить многофакторные модели, характерные для социально-экономических систем, к которым относятся организации. Предназначение системного подхода заключается в том, что он формирует системное мышление, необходимое руководителям организаций, и повышает эффективность принимаемых решений.
Под системным подходом обычно понимают часть диалектики (науки о развитии), исследующей объекты как системы, т. е. как нечто целое. Поэтому в общем виде его можно представить, как способ мышления в отношении организации и управления.
При рассмотрении системного подхода как метода исследования организаций следует учитывать то обстоятельство, что объект исследования всегда многогранен и требует всестороннего, комплексного подхода, поэтому к исследованию следует привлекать специалистов различного профиля. Всесторонность в комплексном подходе выражает частное требование, а в системном – она представляет собой один из методологических принципов.
Таким образом, комплексный подход вырабатывает стратегию и тактику, а системный – методологию и методы. В этом случае происходит взаимное обогащение комплексного и системного подходов. Для системного подхода характерна формальная строгость, которой нет у комплексного подхода. Системный подход рассматривает исследуемые организации как системы, состоящие из структурированных и функционально организованных подсистем (или элементов). Комплексный подход используется не столько для рассмотрения объектов с позиций целостности, сколько для разностороннего рассмотрения исследуемого объекта.
Известный специалист в области исследования операций Р. Л. Акофф в определении системы делает упор на то, что это любая общность, которая состоит из взаимосвязанных частей.
В этом случае части также могут представлять собой систему более низкого уровня, которые называются подсистемами. Например, экономическая система является частью (подсистемой) системы общественных отношений, а производственная система – частью (подсистемой) экономической системы.
Разделение системы на части (элементы) может быть выполнено в различных вариантах и неограниченное число раз. Важными факторами здесь являются стоящая перед исследователем цель и язык, который используется при описании исследуемой системы.
Системность заключается в стремлении исследовать объект с разных сторон и во взаимосвязи с внешней средой.
Экономическую систему можно рассматривать как большую систему, на вход которой поступают ресурсы, преобразующиеся в ней, а на выходе – материальные, социальные и духовные блага, необходимые для полнокровного жизнеобеспечения как всего общества, так и отдельных слоев, групп населения и каждого человека в отдельности.
Главной функцией экономической системы, не зависящей от ее конкретных характеристик и особенностей, - создание и развитие материальных условий для обеспечения жизнеспособности общества и его субъектов.
Из главной функции логично вытекают основные цели функционирования экономических систем: создание материальных благ, обеспечивающих жизнедеятельность общества; повышение уровня жизнедеятельности людей; обеспечение более полной занятости населения; обеспечение экономической эффективности деятельности обеспечение экономического и социального прогресса.
Список литературы:
1. Долгушев Н.В. Введение
в прикладной системный анализ.
М., 2011.
2. Дрогобыцкий, И.Н. Системный анализ в
экономике: Учебник для студентов вузов / И.Н.
Дрогобыцкий. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
3. Дроздов Н.Д. Основы системного анализа.
М., 2010.
4. Светлов Н.М. Теория систем и системный
анализ. УМК. М., 2011.
5. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа:
Учебное пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса»,
2010 г.
6. Тимченко, Т.Н. Системный анализ в управлении:
Учебное пособие / Т.Н. Тимченко. - М.: ИД
РИОР, 2013
7. http://www.grandars.ru/
8. http://studopedia.net/10_
9. http://lc.kubagro.ru/aidos/
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Основы системного анализа»