Контрольная работа по «Экономическая теория»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
- сокращение инфляционного потенциала
- предсказуемость динамики инфляции.
- снижение темпов инфляции
- стабилизация цен
Целью контрольной работы является изучение антиинфляционной политики государства.

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретический вопрос. Антиинфляционная политика государства 5
II. Комментарий к высказыванию 12
IV. Задачи 13
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

контрольная - экономическая теория .doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

Вариант -1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение         3

I. Теоретический вопрос. Антиинфляционная политика государства 5

II. Комментарий к высказыванию       12

IV. Задачи           13

Заключение           16

Список используемой литературы       17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие «инфляция» неотделимо от понятия «деньги». В современном  рыночном хозяйстве жизнь отдельных  людей и человечества в целом  в еще большей степени зависит  от денег, чем в древности, средневековье или в период капитализма и свободной конкуренции. Именно деньги противостоят миру товаров и услуг, а соответствие между денежными и товарными мирами является одной из характеристик благополучия общества – состояние динамического макроэкономического равновесия. Как и сами деньги, процесс их обесценивания известен человечеству с незапамятных времен. В экономической истории первые признаки инфляции были замечены еще во времена Александра Македонского. В период его  завоеваний хлынувшие в Грецию сокровища персидских царей привели к временному обесцениванию золотых и серебряных монет.

Инфляция является сложным  социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня  цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

В большинстве стран  мира уровень инфляции один из важнейших  макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Способность государства  поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых  мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими  причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

- сокращение инфляционного  потенциала

- предсказуемость динамики  инфляции.

- снижение темпов инфляции

- стабилизация цен

Целью контрольной работы является  изучение антиинфляционной политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Теоретический вопрос.

Антиинфляционная политика государства.

 

Инфляция  является неизбежным спутником современной рыночной экономики, обусловленным ее нечисто конкурентным

Инфляция – это  долговременный процесс снижения покупательской способности денег. Различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая – в усилении товарного дефицита.  Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Инфляцию, сопровождающуюся ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют несбалансированной инфляцией. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Главное при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается.

Инфляция вызывает напряжение социально-экономической обстановки в стране. Для стабилизации и подъема  экономики необходимо регулирование инфляции, поскольку она вызывает отрицательные социально-экономические последствия, если достигает значительного размера. Регулирующие меры должны быть направлены, с одной стороны, на сдерживание инфляции в рамках установленных целевых ориентиров, с другой стороны - на обеспечение стабильного экономического роста и решения социальных проблем [4, с. 629-630].

Цель регулирования  инфляции - не подавление ее любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция может увеличивать платежеспособный спрос и тем самым стимулировать экономический рост. Страны с цивилизованной экономикой научились регулировать инфляционный рост цен. Характерно, что к числу жестких критериев вступления стран Евросоюза в зону евро относится, в частности, согласованный низкий уровень инфляции и предоставление Центральному банку статуса независимости от Правительства, поскольку он несет ответственность прежде всего за состояние национальной валюты.

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в  соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий [10, с. 288-299].

Можно выделить несколько  вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.

В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.

Первое – адаптивная политика, ориентированная на смягчение  негативного влияния высокой инфляции на уровне жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе.

В рамках первого предусматривается  активная бюджетная  политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.  При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

Инструментом бюджетной  политики является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего социальных трансфертов). Индексация может быть полной, т.е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняя, а уменьшая снижение реальных доходов.

Чаще  всего в большей  мере индексируются меньшие размеры  доходов.

Индексация может носить запаздывающий характер, т.е. компенсировать уже  произошедшее увеличение уровня цен. В этом случае законом часто устанавливается порог индексации – индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов.

В некоторых странах индексация носит упреждающий характер (в условиях прогнозируемой инфляции) – так называемая система адаптации к новым условиям. При этом новые ставки и оклады определяются в тарифных соглашениях как результат договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работодателями, правительством уровня ожидаемой инфляции.

В международной практике (чаще – в развивающихся странах) существуют иные меры приспособления к инфляции: поддержание государством (в т.ч. за счет дотаций) пониженных цен на ограниченный набор жизненно важных товаров, удовлетворяющих потребности беднейшего населения, создание сети дешевых социальных магазинов для тех же слоев, различные формы благотворительной помощи.

Второе направление  – политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие.

Концептуальные основы такого регулирования различны у  сторонников кейнсианской и монетаристской теории.   Инфляция есть проявление макроэкономического неравновесия AD>AS. Следовательно, его относительное выравнивание можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на совокупное предложение (в сторону его увеличения).

Кейнсианская концепция  антиинфляционного регулирования  выделяет в качестве приоритетного  направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить  кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит  рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.

Однако увеличение обусловленных  крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита.

По Кейнсу этот дефицит  должен покрываться не за счет государственных займов, которые будут погашаться, когда инфляция приобретет умеренные темпы.

Критикуя кейнсианские антиифляционные рецепты,  представители  монетаристской школы отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису выполнить свою функцию «санации» экономики, очистить ее от неэффективных  структур. В результате  выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике сохраняются, поэтому и обвал экономики в новый кризис производит раньше: сокращается период устойчивого  экономического роста. Более того, в условиях галопирующей инфляции дожидаться отдаленных во времени результатов повышения эффективности спроса невозможно. Нужны срочные меры, ориентированные на быстрое погашение темпов инфляции.

Поскольку представители  монетаристской школы (М. Фридмен) рассматривают инфляцию как чисто денежное явление, спровоцированное  к тому же избыточным государственным вмешательством в экономику, главным является восстановление денежного рынка.

Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса, т.е. проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы. Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит, и его дефицита.

Из мер по увеличению совокупного предложения, по мнению М.Фридмена, приемлемы лишь те, которые не требуют дополнительных государственных инвестиций: это прежде всего продажа ресурсов, информации, государственных предприятий. Приток частных инвестиций должен обеспечиваться максимальной либерализацией  рынка.

Ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, как в кейнсианской политике, а возрастать, что также окажет понижающее воздействие на инвестиционный и потребительский спрос.

На фоне сокращения совокупного  спроса удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий приведет к быстрой «санации» экономики – банкротству неэффективных производителей. С одной стороны, это усугубит экономический спад, с другой – создаст рыночные ниши, освободит ресурсы для эффективного производства. Тогда становится возможным стимулирование роста инвестиций путем снижения налоговых ставок, результатом чего станет увеличение предложения и снижение цен.

Значительные социальные издержки «санирующего» этапа монетаристской антиинфляционной модели (углубление экономического спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требует  жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки – так называемой  «шоковой терапии» [11, с. 306-308].

Структурообразующими  элементами мер по регулированию  уровня инфляции является денежно-кредитная политика Центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно использует такие инструменты регулирования как:

- уровень процентной  ставки Центрального банка;

- политику обязательных  резервов;

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование коммерческих  банков.

В современной рыночной экономике основным и наиболее эффективным  инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов  является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам.

Информация о работе Контрольная работа по «Экономическая теория»