Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Назовите основные характеристики рынка совершенной конкуренции. Какие, на ваш взгляд, черты действующих рынков идеализированы в модели рынка совершенной конкуренции?

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Кафедра экономической теории и национальной экономики

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

                                                  Выполнил: студентка 3-го курса ЗФУО

Специальность: Экономика (строительства)

                                      № зачетной книжки: 090440595

                                                   Ф.И.О.: Воробьева Мария Михайловна

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2009


 

Вариант – 5

Вопросы

 

  1. Назовите основные характеристики рынка совершенной конкуренции. Какие, на ваш взгляд, черты действующих рынков идеализированы в модели рынка совершенной конкуренции?

 

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима.

Совершенная конкуренция характеризуется следующим:

а) наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

б) однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т. е. их идентичностью или полной заменяемостью с точки зрения потребителя. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

в) отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободным входом на данный рынок и выходом с него);

г) доступностью для каждого участника рынка совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка. Продавцы действуют независимо друг от друга.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

Совершенная конкуренция характеризует идеальный, нормативный тип рыночной структуры и поведения экономических агентов. В современной экономической теории сделана попытка конкретизировать характеристики конкуренции, определить, каковы те допустимые отклонения от параметров совершенной конкуренции, которые позволяют обеспечить приемлемый уровень эффективности рынка.

В качестве основных структурных критериев чаще всего выделяют: наличие достаточно большого числа продавцов (во всяком случае, настолько, насколько это позволяет эффект масштаба); отсутствие искусственных барьеров входа на рынок; отсутствие значительных различий в качестве предлагаемых на данном рынке продуктов и их соответствующее отражение в ценах. В качестве критериев поведения выделяют достижение конкурентных преимуществ при отсутствии сговора с другими фирмами, отсутствие принудительных, несправедливых методов конкурентной борьбы, в качестве функциональных критериев – эффективную производственную и маркетинговую деятельность, минимизирующую затраты, избежание чрезмерных затрат на продвижение товара, использование всех возможностей для внедрения новых технологий и продуктов.

Необходимо отметить, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Реальные рынки, как правило, несовершенны.

Но все -таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры. Например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции. Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.

При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции, В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технический усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору большой доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет дифференцирования отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.

Совершенная конкуренция (не в идеале, конечно) преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. 
2. Охарактеризуйте показатели ВВП и ВНД. Что они измеряют? В чем их различие? Дайте определение номинального и реального ВВП.

 

Основным макроэкономическим показателям в статистики стран, а также в международных организациях, таких, как ООН, ОЭСР, МВФ, МБРР, является ВВП. Он выражает результат функционирования экономики за определённый период развития, характеризует готовую продукцию и произведённые услуги.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – центральный макроэкономический показатель, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он широко используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира. Валовой внутренний продукт – это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги) не входит в ВВП. В противном случае ВВП содержал бы повторный счет.    

ВВП – это валовой продукт, который исчисляется до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера. Теоретически внутренний продукт  должен определяться на чистой основе за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, их сроке службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВВП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВВП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт.

 

Кроме валового внутреннего продукта в макроэкономике применяется другой показатель объёма национального продукта – валовой национальный продукт (ВНП). Различия между ВВП и ВНП незначительны. Они заключаются в разном подходе к их расчёту и в абсолютных размерах различаются в пределах 2%.

При определении валового внутреннего продукта используется так называемый территориальный принцип, в соответствии с которым валовой внутренний продукт создаётся внутренними для данной страны факторами производства, независимо от того, кто им владеет. Валовой же национальный продукт измеряется по национальному принципу, т.е. по стоимости продукции, произведённой факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны независимо от территории, где они находятся.

Таким образом, чтобы получить валовой национальный продукт, к ВВП нужно добавить разницу между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами нерезидентов в данной стране. Резидентами называются все лица, проживающие на территории данной страны, кроме иностранцев, приезжающих в неё на срок менее года. Например, после расчёта валового внутреннего продукта Эстонии за определённый период к нему нужно добавить факторные доходы от эстонских компаний, находятся в других странах, и вычесть доходы компаний других стран, расположенных на территории республики. Количественное различие между валовым внутренним продуктом незначительно и в развитых странах не превышает 2%.

ВВП и ВНП можно представить в виде PQ , где символ P представляет собой уровень цен, а символ  Q – объём реальных материальных благ и услуг, которые легально продаются и учитываются. Следовательно, натуральное производство, натуральный обмен (бартер), теневая экономика, чёрный рынок в валовом продукте обычно не отражаются.

 

Номинальный и реальный  ВВП

 

Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учёта уровня цен. При текущей оценке национального продукта используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. Однако часто возникает необходимость сравнивать объём произведённого национального продукта за разные промежутки времени. В этом случае нельзя применять рыночные цены, так как они, особенно в условиях инфляции, могут существенно отличатся в начале и в конце временного интервала. Поэтому невозможно сделать вывод, на основании чего произошёл рост национального продукта: за счёт увеличения то ли объёма производства, то ли роста цен. Поэтому для проведения достоверного макроэкономического анализа используются базовые или сопоставимые (неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные индексы цен – дефляторы валового национального продукта. Номинальными макроэкономическими показателями являются показатели, измеряемые в текущих ценах, реальными – в базовых. Так, номинальный ВВП равен объёму конечного производства товаров и услуг, измеренному в ценах текущего года Реальный ВВП – это то же количество товаров и услуг, измеренных в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный, то получим дефлятор валового внутреннего продукта. Он позволяет измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, т.е. величину инфляции в стране за тот или иной период.

 

Таким образом, ВВП – это стоимость конечных материальных благ и услуг, произведённых на территории страны за определённый период. На территории страны производят продукцию и услуги с помощью национальных и иностранных факторов производства.

Для того чтобы узнать, какой объём продукта производиться национальными факторами производства, используется показатель валовой национальный продукт (ВНП). В этом случае из национального продукта вычитываются доходы, которые получают иностранцы и добавляют доходы, которые получает национальное хозяйство за рубежом. ВВП и ВНП рассчитываются одинаковым способом. ВВП, равным образом и ВНП, учитывает только рыночную стоимость товаров и услуг конечного пользования.

ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития,  темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике.

 

Задачи

3. Спрос на товар описывается уравнением q = 800 – 2p. Определить коэффициенты ценовой эластичности спроса при цене (p) 200 и 240 руб. за единицу товара. Является ли спрос при данных ценах на товар эластичным или неэластичным? Определить также, при каких ценах на данный товар спрос является неэластичным по цене.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"