Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:34, контрольная работа
1. Объясните, чем реальный ВНП отличается от номинального ВНП? Дайте определение «дефлятор ВНП». Почему при расчетах уровня инфляции используют показатель «дефлятор ВНП»?
Решение:
Номинальный ВНП – это объем производства, выраженный в ценах, существующих на момент его получения.
Контрольная работа по «Макроэкономике»
Вариант 3
1. Объясните, чем реальный ВНП отличается от номинального ВНП? Дайте определение «дефлятор ВНП». Почему при расчетах уровня инфляции используют показатель «дефлятор ВНП»?
Решение:
Номинальный ВНП – это объем производства, выраженный в ценах, существующих на момент его получения.
Реальный ВНП – это скорректированный с учетом инфляции объем производства товаров и услуг за год.
Дефлятор ВНП – это индекс цен на все готовые товары и услуги, составляющие объем ВНП, используемый для учета влияния инфляции на величину номинального ВНП.
Когда значение дефлятора ВНП меньше единицы, это значит, что величина реального ВНП превышает его номинальное значение. Если же дефлятор больше единицы, то реальный ВНП меньше номинального, т. п. имеет место инфляционный рост цен.
2. Функция потребления имеет вид: С = 120 + 0,8У (У – располагаемый доход). Определите величину автономного потребления, предельную склонность к потреблению и мультипликатор расходов. Объясните, как рост автономных расходов вызывает мультипликативный эффект?
Решение:
Автономное потребление = 120
Предельная склонность к потреблению = 0,8
Мультипликатор расходов = 1/(1-МРС) = 1/(1-0,8) = 5
Мультипликатор расходов – коэффициент, отражающий отношение прироста дохода к приросту автономных расходов (потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта).
3. Назовите виды экономических циклов по продолжительности. На чем основано выделение данных типов экономических циклов? От чего зависит продолжительность фаз цикла?
Решение:
Выделяют виды циклов по продолжительности:
- столетние циклы, длящиеся сто и более лет;
- «циклы Кондратьева», продолжительность которых составляет 50-70 лет и которые названы в честь выдающегося русского экономиста Н.Д.Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры» (Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового цикла» и классического; примерами могут служить кризис 1873 года, Великая Депрессия 1929-1933 годов, стагфляция 1974-1975 годов);
- классические циклы (первый «классический» кризис (кризис перепроизводства) произошел в Англии в 1825 г., а начиная с 1856 г. такие кризисы стали мировыми), которые длятся 10-12 лет и связаны с массовым обновлением основного капитала, т.е. оборудования (в связи с возрастающим значением морального износа основного капитала продолжительность таких циклов в современных условиях сократилась);
- циклы Китчина продолжительностью 2-3 года.
Фаза экономического цикла – периодически повторяющаяся часть экономического цикла. Экономический цикл (цикл деловой активности) состоит из четырех последовательных фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема. В западной экономической литературе эти фазы именуется по-другому: кризис носит название депрессии, депрессия именуется рецессией, подъем – бумом. Цикл составляется, поэтому из следующих фаз: депрессии, рецессии, оживления и бума.
Каждая фаза играет в развертывании цикла свою роль. В ней подготавливаются условия и предпосылки для перехода цикла в следующую фазу. В разных по времени экономических циклах отдельные их фазы различаются по продолжительности и глубине. К основным фазам цикла относятся кризис и подъем, к промежуточным – депрессия и оживление.
Начальной и определяющей фазой цикла является кризис.
В этой фазе обостряются все социально-экономические противоречия. Но в тоже время создаются предпосылки для выхода на новую ступень экономического роста. Ускоряется физический и моральный износ оборудования и расчищается путь для обновления производственного аппарата на основе новой техники и технологии, различного рода инноваций. Начинается новый цикл экономической активности.
4. Перечислите способы финансирования дефицита государственного бюджета. Назовите достоинства и недостатки каждого способа финансирования.
Решение:
Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:
1) за счет эмиссии денег;
2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);
3) за счет займа
у других стран или
1) Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.
Достоинства эмиссионного способа финансирования:
- Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и служит средством выхода из состояния рецессии;
- Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).
Недостатки:
- Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
- Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.
2) Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинства этого способа финансирования:
- Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования;
- Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).
Недостатки:
- По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.
- В долгосрочном периоде является инфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу.
- Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается. Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.
- Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены.
Вспомним тождество инъекций и изъятий: I + G + Ex = S + T + Im,
где I – инвестиции,
G – государственные закупки,
Ex – экспорт,
S – сбережения,
T – чистые налоги,
Im – импорт.
Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex)
Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.
3) Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Достоинства подобного метода:
- Возможность получения крупных сумм;
- Неинфляционный характер.
Недостатки:
- Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);
- Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;
- Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;
- При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.
5. В государственном бюджете государственные закупки товаров и услуг и трансфертные выплаты населению объединяются в одну статью государственных расходов. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо разграничивать государственные закупки и трансферты?
Решение:
Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.
Трансферты государства
– это расходы, связанные с
помощью государства
Соответственно, расходы имеют разный смысл направления поэтому и необходимо их разграничение.
6. На основе данных таблицы рассчитайте ВНП по доходам и по расходам:
Проценты |
12 |
Валовые частные инвестиции |
55 |
Заработная плата наемных рабочих |
218 |
Прибыль корпорации |
113 |
Косвенные налоги на бизнес |
20 |
Арендная плата |
20 |
Налоги на прибыль корпораций |
50 |
Чистый экспорт |
9 |
Государственные расходы на товары и услуги |
90 |
Чистые частные инвестиции |
45 |
Доходы от собственности |
21 |
Трансферты |
23 |
Личные потребительские расходы |
260 |