Макроэкономические показатели результативности экономики Республики Беларусь : анализ и проблемы оценки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы явилось исследование сущности макроэкономических показателей Республики Беларусь, анализ их динамики, изучение экономического состояния Республики Беларусь. адачами являются:
1.изучение понятия и видов макроэкономических показателей
2.анализ динамики результативных показателей
3.изучение проблем и перспектив повышения результативности экономики

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)



Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует сокращение объема мирового ВВП в 2009 году на 0,5-1,0% по сравнению  с ростом на 3,2% в 2008 году. Снижение окажется самым значительным за последние 60 лет, - сообщается в обнародованном докладе МВФ, подготовленном в преддверии саммита G20, который состоялся 2 апреля 2009 года. При этом восстановление мировой экономики начнется только в 2010 году. В МВФ подчеркивают, что наибольшее сокращение ВВП ожидается в странах "большой семерки" ввиду значительного снижения объемов торговли. В частности, фонд прогнозирует сокращение ВВП США в текущем году на 2,6%. При этом объем производства в стране сократится до уровня начала 1980-х годов. Предполагается, что постепенное восстановление экономики США начнется во второй половине 2009 года, когда меры по стабилизации финансового сектора и увеличению спроса на внутреннем рынке начнут приносить свои плоды. В 2010 году рост американского ВВП составит 0,2%. Экономика Еврозоны в 2009 году сократится на 3,2% по причине резкого снижения спроса на внешнем рынке и неблагоприятного состояния рынка жилой недвижимости. В то же время, согласно прогнозу МВФ, объем ВВП Японии в текущем году сократится на 5,8% в результате резкого снижения объемов производства и объемов экспорта. Даже к 2010 году стране не преодолеть отрицательные показатели. Тем временем, первый заместитель управляющего МВФ Джон Липски высказал мнение о том, что мировая экономика пока не достигла дна падения. По его словам, рост мировой экономики начнется не раньше середины следующего года, а до этого времени темпы роста мировой экономики будут снижаться.  Дж. Липски также отметил, что проблемы финансовых рынков и замедление темпов роста мировой экономики создают порочный круг, который усугубляет кризис. Сейчас основная задача всех властей – стабилизировать мировую финансовую систему и способствовать росту спроса. "Если власти развитых и развивающихся стран будут вести верную антикризисную политику, мировая экономика вскоре встанет на путь восстановления. Без стабилизации мировой финансовой системы и без правительственных стимулов выздоровления мировой экономики можно не ждать", - добавил Дж. Липски.

 

3. Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь. Динамика макроэкономических показателей в РБ (1991-2010гг)

 

На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНД) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. На рис.1 приведена краткая схема  Системы национальных счетов.

Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

 

Рис.1. Показатели СНС

 

Модель национального  счетоводства ООН можно рассматривать  как некоторую теоретическую  концепцию, которая включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты- выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. [8, с.197]

Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.[2, с.85] Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции - производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

Анализ эффективности  функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

Некритический перенос  в белорусскую действительность постулатов классических либеральных  теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования. [5]

В Основных положениях Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

Беларусь  завершает  второе пятилетие нового, XXI века. В  отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

Мировые процессы будут  определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).

Для того чтобы идти в  ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные  конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.[7]

Подводя итог, хочется  отметить, что анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

  1. наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  2. относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
  3. слабая инновационная активность;
  4. дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
  5. недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания  производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

Для улучшения социально-экономической  ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

  1. рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
  2. работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
  3. благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;
  4. опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
  5. внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
  6. осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
  7. повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
  8. инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
  9. расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
  10. национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется  сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

  1. всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
  2. инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
  3. наращивание экспортного потенциала страны;
  4. развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
  5. развитие малых и средних городов;
  6. жилищное строительство.

Информация о работе Макроэкономические показатели результативности экономики Республики Беларусь : анализ и проблемы оценки»