Макроэкономические показатели системы национальных счетов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:38, контрольная работа
Описание работы
Целью данной контрольной работы является рассмотрение системы национальных счетов и методов расчета ВВП, ВНП, а также анализ показателей макроэкономики. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть систему национальных счетов, ее понятия, сущность, структуру; 2) изучить основные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, чистый национальный продукт и методы их расчета; 3) исследовать значение системы национальных счетов в современной России.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ…………………………………..5 1.1 Понятие и история возникновения системы национальных счетов……….5 1.2 Основные понятия и принципы построения СНС. Общие положение..…..8 1.3 Основные макроэкономические показатели и методы их измерений……13 1.4 Соотношение показателей в системе национальных счетов……………...22 2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СНС РОССИИ…………………………...….25 2.1 Анализ ВВП России……………………………………………………...….25 2.2 ВРП по субъектам РФ…………………………………………………...….32 2.3 Применение стандарта СНС в России………………………………….….34 2.4 Номинальный и реальный ВВП. Индекс цен……………………………....39 Заключение…………………………………………………………………….…43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….45
Макроэкономические показатели
системы национальных счетов
Целью данной контрольной
работы является рассмотрение системы
национальных счетов и методов расчета
ВВП, ВНП, а также анализ показателей макроэкономики.
Для достижения поставленной
цели, необходимо решить следующие
задачи:
1) рассмотреть систему
национальных счетов, ее понятия,
сущность, структуру;
2) изучить основные макроэкономические
показатели: валовой национальный
продукт, валовой внутренний продукт,
национальный доход, чистый национальный
продукт и методы их расчета;
3) исследовать значение
системы национальных счетов
в современной России.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ
СЧЕТОВ…………………………………..5
1.1 Понятие и история
возникновения системы национальных
счетов……….5
1.2 Основные понятия и
принципы построения СНС. Общие положение..…..8
1.3 Основные макроэкономические
показатели и методы их измерений……13
1.4 Соотношение показателей
в системе национальных счетов……………...22
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СНС РОССИИ…………………………...….25
2.1 Анализ ВВП России……………………………………………………...….25
2.2 ВРП по субъектам РФ…………………………………………………...….32
2.3 Применение стандарта
СНС в России………………………………….….34
2.4 Номинальный и реальный ВВП.
Индекс цен……………………………....39
Заключение…………………………………………………………………….…43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………….45
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы экономический
рост был устойчивым, необходимо собирать
всю макроэкономическую информацию воедино
с целью ее дальнейшего анализа и выявления
слабых мест в экономике. Именно это является
основной целью макроэкономических показателей
и макроэкономической статистики. Но как
определить эффективность экономики в
целом, ведь продукт производится на уровне
отдельных субъектов хозяйствования.
Именно поэтому рассчитывается наиважнейший
показатель эффективности экономики –
ВВП (внутренний валовой продукт). Он показывает,
какое количество товаров и услуг было
произведено резидентами на территории
страны.
Основная цель экономики –
повышение благосостояния граждан. Поэтому
рассчитывают ВВП на душу населения как
еще более важный показатель, чем ВВП.
Термины «система национальных
счетов» и «система национального счетоводства»
(в более сокращенном варианте - соответственно
национальные счета и национальное счетоводство)
- синонимы, хотя первый в настоящее время
наиболее часто употребляется в русскоязычной
профессионально-статистической, экономической
и общественно-политической литературе.
Система национальных счетов
(СНС) - это система взаимоувязанных показателей,
применяемая для описания и анализа макроэкономических
процессов более чем в 150 странах мира
с рыночной экономикой.
СНС возникла в наиболее развитых
в экономическом отношении странах в связи
с потребностью в информации, необходимой
для практического принятия мер по регулированию
рыночной экономики и формированию экономической
политики.
На основе системы показателей
СНС характеризует экономические процессы
и их результаты, отражает взаимосвязи
между этими процессами. Таким образом,
СНС своеобразная модель экономики, используемая
для комплексного исследования экономической
деятельности страны, ее регионов и секторов
на основе взаимосвязанных балансов (счетов),
отражающих потоки движения продуктов
и их финансовых эквивалентов между экономическими
агентами в процессе совершения ими различных
экономических операций.
Национальные счета обеспечивают
получение развернутой и взаимосвязанной
информации по системе макроэкономических
показателей, что усиливает их роль как
информационной системы в анализе экономических
процессов.
Методология СНС определяет
границы экономического производства,
факторы, образующие стоимость, счета
и макроэкономические показатели, в обобщенном
виде характеризующие потоки товаров,
услуг и доходов; все активы и пассивы
хозяйствующих субъектов; все аспекты
экономического процесса и его результаты.
Актуальность данной курсовой
работы позволяет считать СНС самой развитой
информационной системой в мире, представляющей
характеристику экономических процессов
на макро уровне, увязку с важнейшими показателями
экономической статистики.
Цель данной курсовой работы
– изучение макроэкономических показателей.
Объектом курсовой работы является
система национальных счетов.
Задачами являются:
1. Изучение сущности ВВП
как основного макроэкономического
показателя;
2. Изучение СНС;
3. Изучение методов расчета
ВВП;
4. анализ динамики ВВП в России
на основе таблиц СНС;
5. ВРП России.
.
1. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ
СЧЕТОВ
1.1. Понятие и история возникновения
системы национальных счетов
Система национальных счетов
- есть адекватный рыночной экономике
национальный учет, завершаемый на макро
уровне системой взаимосвязанных статистических
показателей, построенной в виде определенного
набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих
результаты экономической деятельности,
структуру экономики и важнейшие взаимосвязи
в национальном хозяйстве.
Попытки разработать систему
макроэкономических показателей, позволяющих
оценить состояние национальной экономики,
начали предприниматься в разных странах
еще в годы первой мировой войны с целью
оценки военного и экономического потенциала
воюющих держав. Дальнейшее развитие они
получили в середине 20-х годов в период
бурного подъема в экономиках развитых
стран (так называемый период процветания
- prosperity) с целью прогнозирования дальнейших
тенденций экономического развития. Причем,
исследования проводились не только в
специально созданной в начале 20-х годов
в США частной организации - Национальном
Бюро Экономических Исследований (National
Bureau of Economic Research), где эту работу возглавил
известный американский экономист Уэсли
Клер Митчелл, занимавшийся изучением
проблем экономического цикла, что невозможно
при отсутствии системы макроэкономических
показателей. Параллельно работы в этом
направлении велись и в Советской России
во Всероссийском (а впоследствии Всесоюзном)
Совете Народного Хозяйства - ВСНХ - в связи
с необходимостью разработки пятилетних
планов развития экономики страны, а также
для оценки тенденций развития мировой
экономики и перспектив мировой революции.
В октябре 1929 разразился крах на Нью-Йоркской
фондовой бирже, положивший начало самому
глубокому и продолжительному мировому
экономическому кризису - Великому Краху
или Великой Депрессии 1929-1933 гг. В начале
1930 года Конгресс США принимает постановление
о необходимости разработки системы индикаторов
(показателей), которые позволили бы оценить
состояние американской экономики.
СНС начала зарождаться в начале
30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы
в ведущих капиталистических странах
мира в ответ на потребность органов государственного
управления в макроэкономической информации,
для разработки экономической политики,
программ и мер по регулированию рыночной
экономики. Необходимость в таком регулировании
стала особенно очевидной после “великой”
экономической депрессии 1929 - 33 годов.
Другим историческим событием, стимулировавшим
разработку СНС, явилась вторая мировая
война. После её окончания органы государственного
управления наиболее развитых капиталистических
стран стали ощущать потребность в систематизированной
макроэкономической информации для определения
приоритетов и направлений в экономической
политике по переориентации военной экономики,
отысканию наиболее эффективных методов
решения данной задачи. После второй мировой
войны большой вклад в развитие теории
и методологии СНС стали вносить международные
экономические организации (ООН, Европейские
сообщества и др.).
Первый международный стандарт
был подготовлен в ООН в 50-х годах. Созданная
в 1952 году система национальных счетов
неоднократно существенно пересматривалась.
Последующее совершенствование методов
СНС позволило создать современную Систему
Национального Счетоводства Объединенных
Наций (SCN или SNA - англ. аббревиатура). В
ней принципиально новыми методами можно
считать разбивку производства по отраслям
народного хозяйства и прочим производителям,
включение в СНС межотраслевого баланса,
более подробный учет финансовой сферы
с выделением финансовых секторов и потоков
финансовых активов, а также введение
балансов имущества. СНС ООН представляет
собой согласованную схему для сбора,
описания и увязки основных потоков статистической
информации, которые выражены в макроэкономических
показателях, характеризующих наиболее
важные результаты и пропорции экономического
развития. Фактически, СНС ООН стала международным
руководством для национальных статистических
служб.
СНС ООН представляет собой
согласованную схему для сбора, описания
и увязки основных потоков статистической
информации, которые выражены в макроэкономических
показателях, характеризующих наиболее
важные результаты и пропорции экономического
развития. Фактически, СНС ООН стала международным
руководством для национальных статистических
служб, что позволило производить макроэкономические
сопоставления по разным странам мира.
Россия (СССР) начала использовать эту
методику с 1987г.
Современная СНС ООН содержит
более 500 различных стандартных счетов,
её счета дополняются 25 вспомогательными
таблицами.
Определенное внимание измерению
национального богатства отводилось и
в отечественной экономической литературе.
Использование различных методов анализа
характеристики общественного производства
привели к существованию альтернативных
систем национального счетоводства: БНХ
(баланс народного хозяйства), а затем
переходу к СНС как систем взаимосвязанных
экономических показателей, представленных
в особой форме в виде таблиц или счетов,
или в сочетании тех и других. Переход
от БНХ к СНС был обусловлен распадом СССР
и, в свою очередь, переходом России от
системы централизованного планирования
к рыночным отношениям.
1.2. Основные понятия
СНС. Общие положения
СНС представляет собой свод
балансовых экономических таблиц, отражающих,
с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной
деятельности на покупку товаров, с другой
- их доходов от результатов хозяйственной
деятельности. Основная цель заключается
в получении на основе данных статистической
отчетности количественной информации
о производстве, распределении и об использовании
общественного продукта. Для этого по
каждому из макроэкономических субъектов
и народному хозяйству в целом составляется
система функциональных счетов, отражающих
участие данного субъекта в следующих
хозяйственных процессах:
производстве благ и услуг;
образовании национального
дохода;
распределении национального
дохода;
перераспределении национального
дохода;
использовании национального
дохода;
изменении имущества;
кредитовании и финансировании.
Национальные счета позволяют
упорядочить информацию о хозяйственной
деятельности, играя в национальной экономики
роль, подобную системе бухгалтерских
счетов на предприятии. При подсчете макроэкономических
показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным
и нематериальным производством. Поэтому
в них учитываются все оплаченные товары
и услуги. Единственными видами производства,
не учитываемыми в СНС, являются производство
товаров и услуг домашними хозяйствами
для внутреннего потребления; производство
промежуточного продукта, потребляемого
внутри сферы бизнеса, и нелегальное производство
товаров и услуг.
Счета являются счетами потоков,
то есть в них отражается движение стоимости
товаров и услуг через все стадии воспроизводственного
цикла - от производства до конечного потребления
и накопления. Система завершается построением
балансовых таблиц, отражающих итоговое
изменение национального богатства в
результате труда данного года, и межотраслевого
баланса производства и использования
продукции и услуг.
Система национальных счетов,
реализуемая в Российской Федерации, включает
следующие счета:
Счета внутренней экономики
в целом:
счет товаров и услуг;
счет производства;
счет образования доходов;
счет распределения доходов:
счет распределения первичных
доходов;
счет вторичного распределения
доходов;
счет использования национального
располагаемого дохода;
счет операций с капиталом.
Счета отраслей экономики:
счет производства по отраслям;
счет образования доходов по
отраслям.
Счета внешнеэкономических
связей ("остального мира"):
счет текущих операций;
счет капитальных затрат;
финансовый счет.
Охарактеризуем некоторые из
счетов.
Счет производства отражает
результаты производственной деятельности
- затраты, промежуточное потребление,
производство новой (добавленной) стоимости.
Его итог - добавленная стоимость в рыночных
ценах.
Счет образования доходов характеризует
процесс образования прибыли, заработной
платы, доходов от собственности, социальных
выплат, других доходов.
Счет распределения доходов
показывает, как доходы распределяются
между основными получателями - домашними
хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными
структурами.
Счет использования доходов
отражает соответствующий процесс; из
располагаемого валового дохода образуются
конечное потребление и валовое накопление.
Счет капитала (капитальных
затрат, операций с капиталом) содержит
показатели сбережения, изменения запасов,
амортизации основного капитала, перечисления
капитала.
Финансовый счет показывает
итоговые изменения финансовых активов
и пассивов, образование сальдо долговых
требований и обязательств.
Счет товаров и услуг является
своеобразной сводной таблицей. Как и
все счета, он состоит из двух частей: в
части "ресурсы" показываются выпуск
продукции и импорт товаров и услуг, в
части "использование" - объемы использования
продукции на потребление (промежуточное
и конечное), накопление основного и оборотного
капитала, экспорт. Каждая часть счета
формируется самостоятельно на основе
своих потоков статистической информации,
вследствие чего суммарные итоги по ним
могут несколько различаться между собой.
Для баланса по счету эта разница оформляется
в виде показателя "статистическое
расхождение", который характеризует
суммарную ошибку при построении всех
счетов. Статистическое расхождение, не
превышающее 4-5% ВВП, свидетельствует об
удовлетворительном качестве расчетов.
В СНС применяется группировка
экономических единиц по секторам. Сектор
представляет собой совокупность институционных
единиц (то есть хозяйствующих субъектов),
имеющих сходные цели, однородных с точки
зрения выполняемых функций и источников
финансирования, что обуславливает их
сходное экономическое поведение.