Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:56, курсовая работа
Достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом – практически трудно реализуемая задача. Ее решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях. Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики.
Введение
ГЛАВА 1. Основы макроэкономического равновесия
1.1 Понятие совокупного спроса, факторы изменения спроса
1.2 Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения
1.3 Макроэкономическое равновесие.
ГЛАВА 2. Основные модели и подходы к макроэкономическому равновесию
2.1 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»
2.2 Классическая теория макроэкономического равновесия
2.3 Кейнсианская модель общего равновесия
ГЛАВА 3. Проблемы макроэкономического равновесия
Заключение
Список использованной литератур
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. Основы макроэкономического равновесия
1.1 Понятие совокупного спроса, факторы изменения спроса
1.2 Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения
1.3 Макроэкономическое равновесие.
ГЛАВА 2. Основные модели и подходы к макроэкономическому равновесию
2.1 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»
2.2 Классическая теория макроэкономического равновесия
2.3 Кейнсианская модель общего равновесия
ГЛАВА 3. Проблемы макроэкономического равновесия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Достижение
Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.
Иначе говоря, макроэкономическое равновесие – это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки достижения оптимума – это стремление к достижению идеального состояния в социально-экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо.
Вместе с тем несмотря на невозможность практического решения проблемы макроэкономического равновесия не только в рыночной, но и директивно-плановой системе, экономическая наука предпринимает все более успешные попытки объективного осмысления функциональных социально-экономических взаимосвязей на макроуровне в условиях рыночных отношений. Эти исследования носят не только познавательный, но и прикладной характер: объективно понять, в меру возможного количественно оценить пропорциональные взаимосвязи с тем, чтобы повысить эффективность государственного регулирования и предельно снизить социально-экономические потери от макроэкономической диспропорциональности.
Макроэкономический анализ рыночной
экономики – сложный
На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.
Цель работы состоит в анализе различных макроэкономических моделей подходов и проблем макроэкономического равновесия. Исходя из этого, с помощью данных моделей и подходов можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главные задачи данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; описать основные выводы, вытекающие из анализа рассматриваемых моделей; доказать их необходимость и значимость для современного общества.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В работе используются термины и методы анализа, применяемые в экономической науке. Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:
Предметом исследования является взаимодействие спроса и предложения на национальном рынке.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, определяются цель, задачи, предмет курсового исследования. В первой главе рассматриваются понятия совокупного спроса и совокупного предложения, факторы, влияющие на них и равновесие в макроэкономике. Во второй главе рассматриваются различные макроэкономические модели и подходы макроэкономического равновесия. Третья глава посвящена проблемам в макроэкономическом равновесии. В заключении сформулированы основные результаты исследования.
Глава 1. Основы макроэкономического равновесия
1.1 Понятие совокупного спроса, факторы изменения спроса
Совокупный спрос, агрегированный спрос – это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен1. В соответствии с данным определением кривую совокупного спроса можно представить так как на рисунке 1.1
Рис.1.1 Кривая совокупного спроса
В экономической теории под совокупным спросом также понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике2.
В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в его составе выделяют следующие основные элементы:
В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных элементов расходов:
Yd= C + I + G + NX (1)
Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50%, а в США — около 67%. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ. Единственным компонентом этих расходов, не включаемым в состав расходов на потребление, являются затраты на строительство жилья.
Под инвестиционными расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15—20% ВНП страны.
В макроэкономике под инвестициями подразумевается только покупка нового реального капитала. Общие инвестиционные расходы частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают3:
Эти виды инвестиций имеют не только различное целевое назначение, но и разные источники финансирования. Источником реновационных инвестиций являются амортизационные отчисления фирм, которые характеризуют объем капитала, потребленного в процессе производства в данном году. Основным источником финансирования чистых инвестиций в условиях рыночной экономики являются сбережения домохозяйств, а дополнительным — сбережения фирм (нераспределенная прибыль корпораций).
Если в некотором периоде общий объем инвестиций превышает амортизационные отчисления, то чистые инвестиции оказываются положительной величиной. В этом случае производственные мощности страны растут и экономика находится на подъеме.
Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг. Это расходы государственных органов власти всех уровней на приобретение товаров и услуг труда занятых в государственном секторе. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам или фирмам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30% национального дохода страны.
Чистый экспорт (NX) представляет собой разницу между экспортом и импортом.
Структуру спроса по расходам за 2006 г. представлена в таблице 14.
Таблица 1.1
Структура совокупного спроса России на основе расходов за 2006 г.
ВВП по расходам |
Россия | |
Млрд. руб. |
В процентах | |
ВВП |
26781,1 |
100 |
Расходы населения |
13044,5 |
48,6 |
Валовые инвестиции |
5415,8 |
20,2 |
Государственные расходы |
4698,0 |
17,5 |
Чистый экспорт Экспорт Импорт |
3390 9069,1 5679,1 |
12,6 33,8 21,2 |
В современной экономической
Эффект процентной ставки. Суть этого эффекта заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов.
Эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства.
Эффект импортных закупок
Объем запланированных расходов на все конечные товары и услуги, выпускаемые в национальной экономике, зависит от следующих факторов: