Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель доходов - расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
– Рассмотреть позицию кейнсианской школы по макроэкономическое равновесие.
Задачи:
– Рассмотреть и изучить модель расходов и доходов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Макроэкономическое равновесие
1.1. Понятие совокупного спроса и его факторы
1.2. Понятие совокупного предложения и его факторы
Глава II. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
2.1. Модель доходов и расходов Кейнса
2.2. Государственное регулирование экономики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика “вылечит” себя не может.

 

 

 2.2. Государственное регулирование экономики.

 

Во всех экономических  системах, без исключения, государство  регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Государственное регулирование  экономики -- это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность  государственного регулирования экономики  появляется по достижению определенного  уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование  экономики направленно на решения:

– различных задач, например стимулирования экономического роста,

– регулирования занятости,

– поощрения прогресса  развития в отраслевой и региональной структурах, – поддержки экспорта.

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Наиболее развитыми  механизмами государственного регулирования  экономики считаются механизмы  регулирования в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям Второй мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Современная экономика  невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование  экономики.

Как известно, в государственном  регулировании рыночной экономики  проявляется два различных аспекта. Во-первых, это необходимое для самого рынка, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется при формировании в государстве свода правил и ограничений рыночной деятельности, и контроле за их соблюдением. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Во-вторых, государственное  влияние на рынок проявляется  посредством изъятия части прибыли  и дохода, с помощью действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для нужд государства определённым образом распределяя их, правительство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих  проявлениях:

1. Несовершенство конкуренции,  выражающееся в том, что на некоторых отраслевых рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Существование многочисленных  товаров, необходимых обществу, которые  либо не предлагаются рынком, либо, если и предлагаются, то в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры и др.

3. Наличие внешних  эффектов, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполнота рынков, типичным  примером которых является рынок медицинских и пенсионных страховых услуг.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который не может быть произведен без активного участия государства в более или менее достаточном количестве.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.

7. Неравномерное перераспределение  доходов, которое, если государство  не принимает мер, ставит под  угрозу общественную стабильность.

8. Существование товаров  и услуг обязательного плана  (например, начальное образование), потреблять которые индивидов может заставить только государство, а никак не рынок.

Из указанных выше, а также других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но еще и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Государственное регулирование  экономики — процесс воздействия  государства на хозяйственную жизнь  общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов  влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов  государство использует методы прямого  и косвенного воздействия. Использование  этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическое равновесие — это такое состояние экономики, при котором произведенная продукция реализована, а спрос удовлетворен. Оно предполагает, что имеющиеся рабочая сила и производственные мощности используются полностью, нарушаемые пропорции постоянно восстанавливаются.

Экономическое равновесие — это согласованное, равновесное  развитие всех рынков: товаров и услуг, рабочей силы, денег, капиталов, ценных бумаг. Оно достигается в ходе взаимодействия и взаимоприспособления всех сфер, секторов, факторов производства.

Теорию общего рыночного  равновесия разработал экономист и  математик Л. Вальрас, утверждавший, что всякое рыночное хозяйство стремится к равновесию в виде тенденции. Основным инструментом реализации взаимозависимости и достижения взаимосогласованных пропорций является обмен. Дж. Хикс, Э. Хансен и другие теоретики сформулировали условия равновесия, определили методы достижения равновесности в экономике,

Теория общего равновесия предполагает проведение четкого разграничения между «идеальной» моделью (моделями) и фактическим состоянием равновесности экономической системы.

В переходной экономике  достижение равновесности является одной из целей проводимых преобразований. Переход к рыночной системе равновесности — весьма сложный, противоречивый и длительный процесс. (15)

В чем причины неизменной популярности кейнсианской теории. Ведь со времени выхода в свет основной работы, основоположника этой теории, Дж. Кейнса с 1936 года, прошло более полувека. Существенно изменилась экономическая обстановка, проблемы, стоящие перед экономической наукой. Не остались неизменными методы, инструменты регулирования. Эволюционировали или пересмотрены концепции, на которые они опираются. По-новому сформированы взгляды теоретиков на факторы экономического роста, пути преодоления нестабильности экономики.

Теоретические позиции  и практические рекомендации современных  кейнсианцев отличаются от позиций и рецептов основоположников теории эффективного спроса. Так почему же они считают себя кейнсианцами? И почему теория Кейнса столь популярна?

Попытаюсь высказать  несколько соображений.

Во-первых, наряду с несомненными различиями между взглядами сегодняшних сторонников кейнсианской теории и позицией, выдвинутой ее автором в 30-х годах, сохраняются общие подходы, составляющие ядро кейнсианской теории. Эти подходы выражают суть концепции Кейнса.

Теория Кейнса – это, прежде всего, теория эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. Кейнсианская теория это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Рыночная экономика сама себя (без участия государства) «вылечить» не может.

Во-вторых теория кейнсианства остается значимой и популярной потому, что имеет прямой выход на практику. Она представляет не просто дальнейшее развитие теории, пересмотр теоретических положений классиков, а обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса, снижение уровня безработицы. По Кейнсу, равновесие может быть достигнуто не только при полной, но и при неполной занятости.

В-третьих, принципиальное значение имеет кейнсианская методология, которая выходит за рамки какой-либо одной проблемы. Многие считают, что предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Великие классики прошлого не различали микро- и макроэкономические аспекты экономики. Однако, поскольку условия процветания отдельной фирмы не тождественны эффективности экономики в целом, то макроэкономический подход не может не отличаться от микроэкономического. Поэтому дальнейшее развитие экономической науки потребовало построения двух разных уровней экономического анализа. Микроэкономический анализ был создан неоклассической экономикой, а вот создание основ краткосрочного макроэкономического анализа выпало на долю Кейнса.

Кейнс ввел в теоретический  обиход экономической науки макроэкономические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа наблюдаемых переменных, а общее равновесие экономики – к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда. Причиной возможной нестабильности экономики он считал колебания в уровне дохода, вызванные неожиданными изменениями объема инвестиций. Последние, если они достигают опасной границы, не могут быть скорректированы только силами рыночной саморегуляции и требуют дополнительного (но не заменяющего рынка) вмешательства государства.

Кейнс вводит связанное  с ожиданиями понятие предельной эффективности капитала mec. Например, пусть цена предложения капитального имущества – наименьшая цена, достаточная для того, чтобы побудить производителя к выпуску новой добавочной единицы этого имущества. Тогда предельная эффективность капитала есть отношение ожидаемого дохода от капитального имущества к цене предложения этого имущества. Mec уменьшается, когда увеличивается предложение капитала, и возрастает, когда открываются новые возможности его применения, когда ожидается хорошая экономическая конъюнктура. Mec может принимать отрицательные значения, если ожидаются убытки, а не прибыль. Разновидностью предельной эффективности капитала является предельная эффективность инвестиций (mei).

Взгляды кейнсианцев пользовались огромной популярностью до конца 50-х годов, но позже, особенно когда изменились условия функционирования послевоенной экономики, стали подвергаться все большей критике. Однако даже самые ярые их противники открыто признают, что современную экономическую науку нельзя даже представить себе без того, что было привнесено в нее творчеством Джона Мейнарда Кейнса.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель доходов - расходов