Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:46, лекция
1. Совокупный спрос. Факторы совокупного спроса и его графическая интерпретация
2. Совокупное предложение. Факторы совокупного предложения и его графическая интерпретация
3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS
Совокупный спрос. Факторы совокупного спроса и его графическая интерпретация
В макроэкономике модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.
Совокупный спрос всегда ограничен теми реальными денежными доходами, которые потребители намерены использовать для удовлетворения потребностей. Поэтому совокупный спрос представляет собой сумму денежных расходов на конечные товары, произведенных в национальной экономике.
В формировании совокупного спроса принимают
участие все агрегированные субъекты национальной
экономики: а) сектор домашних хозяйств;
б) сектор бизнеса; в) государство; г) сектор
«заграница» или внешний мир (в пределах
чистого экспорта). Поэтому совокупный
спрос — это агрегированный спрос со стороны
всех субъектов макроэкономики на экономические
блага отечественного производства.
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.
Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.
В структуре совокупного спроса можно выделить:
Структура AD. Совокупный спрос состоит из:
При этом в реальной действительности одни компоненты совокупного спроса способны быстро изменяться (инвестиции, государственные расходы), другие — по объему относительно стабильны и медленно изменяются (потребительские расходы).
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие - более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Кривая совокупного спроса AD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:
MV MV
MV = PY , отсюда Р = —— или Y= ,
где Р - уровень цен в экономике, в данном случае - индекс цен;
Y - реальный объем выпуска, на который
предъявлен спрос;
М - количество денег в экономике;
V - скорость обращения денег.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы
/ М
денежных средств (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.
Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется также эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом импортных закупок. Например, рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличивает процентную ставку, что сокращает расходы экономических агентов, связанные с получением кредита, а значит, снижает объем совокупного спроса. Рост цен снижает также реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов. Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике.
,
Факторы AD. Среди факторов совокупного спроса принято выделять ценовые (стоимостные) и неценовые.
Отличительной особенностью совокупного спроса выступает то, что цена не может быть выражена в виде цены на тот или иной товар. Поэтому в «Микроэкономике» приходится использовать понятие «уровня совокупной пены».
В качестве такового используется индекс цен, выражающий динамику всей совокупности цен на конечную продукцию, имеющих место в определенный момент в национальной экономике (Р).
Среди неценовых факторов выделяются (1) номинальные денежные доходы, используемые на приобретение конечного продукта. Выражение этой зависимости обнаруживает «денежное уравнение»:
MxV = PxY,
где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость оборота денег; Р — уровень цен в национальной экономике (в данном случае индекс цен); Y — объем совокупного спроса или реальный (физический) объем ВВП.
В соответствии с данным уравнением получается, что объем совокупного спроса (закрытая экономика) прямо пропорционален массе обернувшихся денег (или платежеспособному спросу) и обратно пропорционален уровню цен:
Среди неценовых факторов совокупного спроса принято также выделять (п. 1 см. выше):
1)массу реального богатства;
Для графического отражения степени зависимости величины совокупного спроса от ценового фактора будем использовать известную нам двухсекторную модель «цена — объем». По вертикали традиционно откладывается уровень цен (Р), а по горизонтали — объем ВВП (Y).
Кривая совокупного спроса иллюстрирует изменение совокупного объема расходов сектора домашних хозяйств, бизнеса, правительства и заграницы при каждом возможном уровне цен (см. рис. 6.3).
Кривая AD выступает как геометрическое место точек, каждой из которых соответствует определенная комбинация объема выпуска и общего уровня цен в экономике.
*ВВП (Y)
Рис. 6.3. Кривая совокупного спроса и сдвиг вправо
Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Получается, что чем ниже уровень цен, тем больший объем вы пуска продукции (Y) будет выкуплен при той же массе денежных средств.
Приведенное выше денежное уравнение объясняет причину отрицательного наклона кривой AD. Если скорость движения денег принять за постоянную величину, то получается, что чем выше уровень цен, тем меньшим реальным денежным богатством или покупательной силой обладают потребители при фиксированном объеме денежного
предложения.
В процессе более детального анализа отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется: а) эффектом процентной ставки; б) эффектом реального богатства; в) эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки показывает, что уровень цен влияет на объем производства и через процентную ставку.
Так, повышение уровня цен при неизменной денежной массе повышает спрос на наличные деньги для совершения покупок. Это уменьшает денежные ресурсы банковской системы и ведет к повышению процентной ставки (т. е. цены денег). Сокращение ресурсной базы и ее удорожание автоматически ведет к удорожанию кредитных ресурсов, что сокращает размеры банковского кредитования и объем выпуска.
Кроме того, повышение процентной ставки вслед за повышением уровня цен делает потребительский кредит менее привлекательным для сектора домашних хозяйств. По этой причине сокращается спрос населения на потребительские товары. А это вновь отрицательно влияет на объем выпуска. В общем, получается, что более высокому уровню цен всегда будет соответствовать меньший объем реального ВВП, и наоборот.
Эффект реального богатства обнаруживается в том, что с понижением уровня цен увеличивается покупательная способность денежных доходов и сбережений, других финансовых активов. Т. е. появляется возможность увеличить объем платежеспособного спроса. Изменение благосостояния непосредственно вызывает изменение потребительских расходов.
Пример. Обратим внимание на ситуацию, связанную с финансовыми активами. Предположим, домашние хозяйства владеют ценными бумагами на сумму 1 млн. талеров. При снижении уровня цен в 2 раза богатство, представленное в виде данных акций, также увеличится в 2 раза. Повышение реального богатства приведет к увеличению потребительского спроса, что и отражается в отрицательном наклоне кривой совокупного спроса AD.
Эффект импортных закупок возникает в том случае, когда на внутреннем национальном рынке у покупателя есть возможность выбора между отечественными и импортными товарами.
Совокупное предложение. Факторы совокупного предложение и его графическая интерпретация
Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового внутреннего продукта. \
Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.
Неценовыми факторами совокупного предложения являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS. Например, резкое повышение цен на нефть и нефтепродукты приводит к росту издержек и снижению объема предложения при каждом данном уровне цен в экономике, что графически интерпретируется сдвигом кривой AS влево. Высокий урожай, вызванный неожиданно благоприятными погодными условиями, увеличит объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой вправо.
Форма кривой AS интерпретируется по-разному в классической и кейнсианской школах. Изменения величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора, скажем, совокупного спроса, могут оказаться разными. Это зависит от того, учитываем ли мы изменения предложения, произошедшие за короткий отрезок времени, или же нас интересуют долгосрочные последствия воздействия колебаний совокупного спроса.
Различие между краткосрочным (обычно до 2-3 лет) и долгосрочным периодами в макроэкономике связывают главным образом с поведением номинальных и реальных переменных. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) - более подвижные, "гибкие". В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно - их считают "гибкими", а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.
Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения в классической теории строится исходя из следующих условий:
Информация о работе Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS