Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:48, лекция
Совокупный спрос (AD) – это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного периода времени.
Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются:
Потребительские расходы (С)
Инвестиционные расходы (I)
Государственные расходы (G)
Чистый экспорт (NX)
Итак, равновесие в масштабе общества на всех связанных между собой рынках, т. е. равенство между совокупным спросом и совокупным предложением требует соблюдения равенства объемов сбережений и инвестиций. То обстоятельство, что инвестиции есть функция процента, а сбережения - функция дохода, делает проблему нахождения их равенства весьма сложной задачей.
Мультипликатор
Дословно мультипликатор означает «множитель». Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов.
k = 1/(1-MPC) = 1/MPS
Чем выше склонность к потреблению и, соответственно, ниже склонность к сбережению, тем больше к и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов, в данном случае k = ΔY/ΔI.
Мультипликационные эффекты, как отмечалось выше, может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов. Поэтому можно говорить о мультипликаторе государственных расходов, налоговом мультипликаторе, мультипликаторе внешней торговли и т. д.
Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода. Сокращение любого из компонентов автономных расходов будет вести к кратному сокращению дохода и занятости.
Инфляционный и дефляционный (рецессионный) разрывы
Когда уровень дохода, соответствующий полной занятости, составляет Y*v совокупный спрос превышает совокупное предложение. Скобкой показан инфляционный разрыв (И.Р.). Не успевая произвести требуемое рынком количество благ, производители (а) сокращают запасы товаров на складах, (б) нанимают
дополнительных рабочих и привлекают другие производственные ресурсы, (в)
увеличивают цены.
Когда же доход, составляющий величину Y*2, превосходит уровень равновесия У0, совокупное предложение будет больше совокупного спроса - скобкой показан дефляционный (рецессионный) разрыв (Д.Р.). Покупатели приобрели товаров и услуг меньше, чем было произведено. Не сумев реализовать произведенные блага, производители (а) увеличивают запасы товаров
на складах, (б) увольняют рабочих и высвобождают ранее привлеченные другие
производственные ресурсы, (в) снижают цены.
Парадокс бережливости – попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений.
Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домохозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВНП, обусловленного эффектом мультипликации. Экономика стартует в точке А. В ожидании спада домохозяйства стремятся больше сберегать: график сбережений перемещается от S до S’, а инвестиции остаются на том же уровне. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от Y0 до Y1.
В данном случае «парадокс бережливости» заключается в том, что рост сбережений уменьшает, а не увеличивает инвестиции - вывод, противоречащий постулату классической школы.
Но следует заметить, что «парадокс бережливости» характерен только для условий неполного использования ресурсов в стагнирующей экономике, наиболее устрашающим примером которой была Великая депрессия. В условиях полной занятости, когда экономика испытывает инфляционный «перегрев», увеличение склонности к сбережению (соответственно, уменьшение склонности к потреблению) может способствовать снижению уровня цен.