Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:31, реферат
Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику. Сегодня в нашей стране механизмы командной экономики устранены, и начали развиваться рыночные отношения. Сменилась национальная экономическая система, созданы основы рыночной экономики. Разумеется, не решены еще специфические проблемы периода трансформации, т. е. переходной экономики. Однако переход к рынку, создание рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь столь продвинулось, что начинают действовать макроэкономические закономерности рыночной действительности.
Введение 3
1. Макроэкономика в экономической системе общества 5
1.1. Макроэкономика: понятие, цели, функции. Эволюция понятия «Макроэкономика». Методологические и методические особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. 5
1.2. Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика 10
Заключение 19
Социальная политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также условия для роста благосостояния и проведения соответствующей политики доходов. В соответствии с этими функциями социальной политики решаются следующие задачи:
— подготовка и реализация программ занятости;
— помощь наиболее социально уязвимым слоям населения;
— обеспечение
доступности ценностей
— развитие образования, медицины, социальное страхование.
Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Применительно к конкретной стране имеет смысл анализ изменения социальной ситуации за определенный период времени. Важное значение имеет недопущение формирования “социального дна”, возникновения диспропорций, сохранение и укрепление социального мира.
Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами, исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни.
Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего времени, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.
Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели. Прежде всего объем потребляемых благ и услуг; распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).
Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения. В свою очередь динамика реальных доходов определяется следующими показателями: уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции.
Потребительская корзина и минимальный бюджет. Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является “потребительская корзина”, включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.
“Потребительская корзина” формируется по основным статьям расходов:
— питание;
— одеяла, белье, обувь;
— предметы санитарии, гигиены, лекарства;
— мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
— жилище и коммунальные услуги;
— культурно-просветительные мероприятия и отдых;
— бытовые услуги, транспорт, связь;
— содержание детей в дошкольных учреждениях;
— налоги, обязательные платежи, накопления;
— прочие расходы.
Различают “минимальную потребительскую корзину”, которая обеспечивает “минимально нормальный уровень потребления, и ”рациональную потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно-обоснованную структуру потребления".
“Минимальная потребительская корзина” рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально неприемлемо. “Минимальная потребительская корзина” по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из 4-х человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с 1 ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.
Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек.
Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за “чертой бедности”. Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.
От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.
Качество жизни. В отличие от уровня жизни качество ее оценить гораздо сложнее, во-первых, так как “качество жизни” выступает как своеобразная интегративная оценка. Руководствуясь своим пониманием качества жизни, к примеру, кто-то может отказаться от миллиона долларов, предпочитая вместо этого полет на Луну. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.
К основным показателям качества жизни относятся: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровье и физическое развитие населения и др.
Следует
отметить, что требования к уровню
и качеству жизни с течением времени
повышаются. Они могут заметно
различаться в отдельных
Факторами, обусловливающими и количественные, и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.
Создание системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики.
Социальная защита понимается как определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции.
Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. Действенность и масштаб системы социальной защищенности во многом зависит от экономического потенциала той или иной страны, всей совокупности макроэкономических условий осуществления социальной политики.
Механизм социальной защиты включает меры, касающиеся всех членов общества, а также меры, адресованные лишь отдельным социальным группам.
К числу первых обычно относятся: обеспечение эффективной занятости, которая позволяла бы каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности; официальное установление реального уровня прожиточного минимума как в денежной форме, так и по “потребительской корзине” с учетом дифференциации доходов и потребления населения; защита интересов потребителя; компенсация, адаптация и индексация доходов; развитие отношений социального партнерства.
К мерам социальной защиты отдельных групп населения принадлежат: обеспечение социальной помощи бедным или малоимущим слоям населения, целевые или адресные выплаты из фондов общественного потребления. Меры по социальной защите населения могут иметь активную и пассивную форму.
Примером активной формы могут служить — подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест.
Пассивные формы сводятся в основном к выплате соответствующих пособий и дотаций.
Остановимся подробнее на таких мерах механизма социальной защиты, как установление реального уровня прожиточного минимума, социальная помощь бедным и выплаты из общественных фондов потребления.
Как уже отмечалось, минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум рассчитываются на основе минимальной “потребительской корзины”. Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом.
Нормативный метод основывается на разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, с учетом особенностей половозрастных групп населения. Исходя из разработанных нормативов потребления, формируется натурально-вещественный состав минимального потребительского бюджета.
Статистический метод построения минимального потребительского бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении, исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.
Комбинированный метод включает элементы двух рассмотренных подходов. Прежде всего устанавливается нормативная часть — величина расходов на питание. Затем на основе статистических данных о потреблении в различных доходных группах определяется зависимость между расходами на питание, потреблением других благ, услуг и доходом. Исходя из выявленной статистической закономерности, рассчитывается общая величина расходов на минимальную “потребительскую корзину”. Общую схему формирования минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума дает рис. 7.1.
Минимальная
потребительская корзина с
При этом следует отметить, что в условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума должна корректироваться ежемесячно. Кроме того, денежная величина прожиточного минимума приобретает абстрактный характер, когда при ее определении исходят из набора дешевых и доступных товаров, а потребителю приходится сталкиваться с их дефицитом или покупать дорогие товары. Статистические данные показывают, что если в республике в 1990 г. расходы на питание в бюджете семьи составляли 28 %, то сегодня их уровень приблизительно равен 58 %. В этих условиях законодательное установление прожиточного минимума не является надежным средством социальной защиты.
Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе и по безработице. Нужно помнить, что минимальный потребительский бюджет касается всех членов общества, в том числе и неработающих, а минимальная заработная плата является формой вознаграждения за труд. Поэтому минимальная заработная плата должна быть выше минимального потребительского бюджета. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода. Теряются экономические стимулы к труду, что может привести к люмпенизации определенной части общества.
Социальная защита малообеспеченных слоев населения проявляется в виде денежных выплат, предоставлении благ и услуг в натурально-вещественной форме, а также различных льгот, пособий, помощи на дому больным и престарелым, частичной (полной) оплате коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д.
Выплаты из социальных общественных фондов потребления в Республике Беларусь — это в основном пенсии, стипендии и различные пособия.
Пенсия — это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Пенсионное обеспечение регулируется Законом Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении”, принятом на сессии Верховного Совета Республики Беларусь 17 апреля 1992 г., Законами от 2 февраля 1994 г., 24 февраля 1994 г., 1 марта 1995 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О пенсионном обеспечении", а также другими законодательными актами.
Пенсия решает не только проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.
Информация о работе Макроэкономика как составная часть экономической теории