Малый бизнес: проблемы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю.

Содержание работы

Введение
1. Этапы развития малого предпринимательства в России.
2. Самостоятельное существование малого бизнеса.
3. Проблемы становления малого бизнеса в России.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursach_rus.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

          

 

 

 

 

Доля технологических  нововведений в США и Германии

                                       в 80-х годах, в %.

 

                           Мелкие       средние     крупные

                           фирмы        фирмы       фирмы

 

    США                35%             15%           50%

 

    Германия         26%             11%           63%

 

 

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы

идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных  отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение  оригинальных  нововведений,  поскольку  при выпуске

принципиально нового изделия снижается  значение крупных лабораторий с  устоявшимися направлениями исследований.

К тому же малые  фирмы стремятся как можно  скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно,  прежде всего, с точки зрения расширения  рынка предлагаемых  товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками,  проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования  и  разработки  малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.  Если проследить путь  изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что  мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового  администрирования.

Развитие специализации  и кооперации вовлекает мелких и  средних предпринимателей в сферу  влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость  и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная  статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные

предприятия  привлекают  узкоспециализированные мелкие фирмы,

производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий,  особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации  и  кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность малых  предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям  рынка,

ведь  чтобы существовать, надо получать средства к существованию,  а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. П.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих

 промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто

осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей  громоздкости  вынуждены  затрачивать  много усилий в этом

направлении или создавать разветвленную  сеть маленьких филиалов,  что  само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность  малых  предприятий в менее  развитых районах

западноевропейских стран – это основа всей  их  социальной  и

экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то  же время, на мелких предприятиях отмечается более  высокая эффективность труда, малые  фирмы с меньшими затратами

удовлетворяют  потребности в  дефицитных видах товаров и услуг

на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает  при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах – не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями,  которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.

 

Рассмотрев опыт Германии и США,  я хотела бы перейти  к вопросу о том, какие же условия  необходимы для развития малого предпринимательства  в нашей стране.

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

   Поэтому одним из решающих  условий углубления проводимых

в России экономических реформ, способных  вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие  малого  предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный

рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.

В условиях инфляции,  налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов  начинающие  предприниматели,  почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного  управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого  бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в  неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля

предприятий, работающих в сфере  торговли и посреднических услуг,  занимает доминирующее положение. Кроме  того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько  десятков  торгово-закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата  за помещение и

оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала -  все это  затрудняет продолжение эффективной  деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная  причина сокращения числа малых  предприятий -

низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на  приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого  бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

  Еще один  очень важный фактор негативного  воздействия  на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад  производства.    

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.  Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания  информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра  проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть

предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое  предпринимательство

(многочисленные налоги и поборы  нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,  нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

К настоящему времени  сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном  обеспечении  формирования  малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.  Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма

их поддержки. Не разработана государственная  программа развития малых предприятий.

 

 

   По моему мнению, комплекс  первоочередных мер по развитию

малого предпринимательства в  РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:

-  нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное  обеспечение;

-  внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной  программе должны быть отражены

механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой

политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных  институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной   системы  поддержки  малого  предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес: проблемы становления и развития