Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:18, реферат
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.
Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный переворот , наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе , основанной на широком применении машинной техники, обусловив утверждение капиталистических производственных отношений.
Удлинение рабочего
дня за те границы, в которых рабочий
был бы в состоянии произвести
только эквивалент стоимости своей
рабочей силы, и присвоение этого
прибавочного труда капиталистом -
вот в чем состоит производство
абсолютной прибавочной стоимости.
Она образует всеобщую основу капиталистической
системы и исходный пункт производства
относительной прибавочной
Сокращение необходимого
времени может быть достигнуто без понижения
жизненного уровня работников при удешевлении
средств существования рабочих за счет
роста производительности труда. Также
Маркс выделяет еще один путь увеличения
прибавочной стоимости: получение избыточной
прибавочной стоимости путем снижения
индивидуальных (для данного предприятия)
издержек производства по сравнению с
общественно необходимыми. Но этот вид
прибавочной стоимости не может присваиваться
всеми капиталистами и даже у отдельных
капиталистов он носит временный характер.
Постоянный капитал и
переменный капитал
Маркс вводит деление
капитала на постоянный (представленный
в виде средств производства) и переменный
(вложенный в рабочую силу). Та часть капитала,
которая превращена в рабочую силу, в процессе
производства изменяет свою стоимость.
Она воспроизводит свой собственный эквивалент
и сверх того избыток, прибавочную стоимость,
которая, в свою очередь, может изменяться,
быть больше или меньше. Из постоянной
величины эта часть капитала непрерывно
превращается в переменную (переменный
капитал). Та часть капитала, которая превращается
в средства производства, т.е. в сырой материал,
вспомогательные материалы и средства
труда в процессе производства не изменяет
величины своей стоимости (постоянная
часть капитала).
Выражение стоимости продукта
в относительных долях продукта
Капитал распадается на
две части: денежную сумму С, израсходованную
на средства производства; и другую денежную
сумму V, израсходованную на рабочую силу.
С - часть стоимости, превращенная
в постоянный капитал.
V - часть стоимости, превращенная
в переменный капитал.
Стоимость = С + V + m. Распад
продукта - результат процесса производства
на три части: на количество продукта (труд,
заключенный в средства производства);
другое количество, представляющее только
необходимы труд, присоединенный в процессе
производства, или переменную часть капитала,
и третье - прибавочный труд, присоединенный
в этом самом процессе или прибавочную
стоимость.
Органическое строение
капитала
Отношение постоянного
капитала к переменному он называет органическим
строением капитала и связывает с ним
динамику занятости, движение нормы прибыли
и ряд других явлений. Поскольку органическое
строение капитала вследствие технического
прогресса повышается, спрос на рабочие
руки растет медленнее, чем величина капитала.
Отсюда, по Марксу, неизбежность роста
армии безработных, а следовательно - ухудшение
положения рабочего класса по мере развития
капиталистического производства. Существование
хронической армии безработных вследствие
вытеснения труда машинами также обеспечивает
эффективный механизм удерживания зарплаты.
Маркс формулирует «всеобщий закон капиталистического
накопления»: накопление богатства на
одном полюсе, у класса капиталистов, есть
накопление нищеты и муки труда на другом
полюсе, на стороне рабочего класса.
Рост органического
строения капитала порождает и тенденцию
к снижению нормы прибыли, рассматриваемой
как отношение прибавочной
Простое и расширенное
воспроизводство
Маркс строит схемы простого
и расширенного воспроизводства. Все общественное
производство он разбивает на два подразделения:
производство средств производства и
производство предметов потребления.
Их взаимосвязь представляется уравнением,
в котором фигурируют постоянный и переменный
капитал и прибавочная стоимость. Вывод
из этой примитивной модели гласит: при
простом воспроизводстве сумма переменного
капитала и прибавочной стоимости первого
подразделения должна равняться постоянному
капиталу второго подразделения, а при
расширенном воспроизводстве она должна
быть больше этого постоянного капитала.
Кризисы производства
Маркс отвергает сэевскую
концепцию невозможности всеобщих кризисов
производства. Он доказывает неизбежность
таких кризисов в силу анархии производства.
Капиталистическое производство он объявляет
цикличным, проходящим через фазы кризиса,
депрессии, оживления и подъема - к новому
кризису. Причиной экономических кризисов
является, то, что расширение производства
не порождает автоматического пропорционального
увеличения эффективного спроса. Маркс
отрицал перманентность этого состояния
и был не согласен с доктриной постоянного
недопотребления, связанного с низкой
зарплатой, отмечая, что в периоды предшествующие
кризису, зарплата наиболее высока. Дело
в том, что реальная зарплата, воплощенная
в средствах существования, не увеличивается
столь же быстро, как выработка на одного
человека и это представляет собой конечную
причину кризисов. Механизм выхода из
кризиса - массовое обновление капитала
(напоминает механизм мультипликатора,
проанализированного подробно Дж. Кейнсом).
Неизбежность коммунистического
общества
В теории Маркса большую
роль играет закон концентрации и централизации
капитала и производства. В силу этого
закона мелкое производство уступает
крупному, а оно, в свою очередь, крупнейшему.
По Марксу, мелким и средним предприятиям
не остается места в развитом капиталистическом
обществе. Но из этого закона вытекает
и неизбежность замены крупной капиталистической
собственности единой общенародной собственностью.
Маркс и Энгельс считали, что коммунистическое
общество пройдет в своем развитии две
стадии (позднее среди марксистов они
получили название «социализм» и «коммунизм»
или «полный коммунизм»). На первой стадии
уже исчезнет частная собственность, но
необходимо будет осуществление распределения
по труду. Энгельс это распределение толкует
как распределение по количеству, но не
по качеству труда, т.е. не по квалификации,
уровню умелости и т.п. Поскольку образование
и обучение профессии будет осуществляться
за счет общества, то и плоды, приносимые
квалификацией, должны доставаться обществу,
а не самому работнику. На второй стадии,
когда гигантски вырастут объемы производства
и труд станет жизненной потребностью
человека, распределение по труду сменится
распределением по потребностям.
Энгельс подчеркивает,
что распределение и на первой
стадии коммунизма не будет носить
характер торговли. Товарно-денежные отношения
отпадут. Квитанции, которые будет
получать работник за свой труд и которые
послужат для него основанием приобретения
на общественных складах нужных потребительских
благ, столь же не являются деньгами,
как театральный билет.
Заключение. Маркс перед
судом истории
Творческое наследие К.
Маркса имеет много общего с достижениями
его предшественников по «классической
школе» экономической мысли, особенно
А. Смита и Д. Рикардо. Однако их теоретико-методологические
позиции, как полагал автор «Капитала»,
стали лишь вершиной основ «буржуазной»
экономической теории, и после их трудов
«классическая политическая экономия»
якобы себя исчерпала. Уже в главе 1 тома
1 «Капитала» К. Маркс заявляет, что «вульгарный
экономист» отошел от принципов Смита-Рикардо,
игнорирует «реальные» и «определяющие
факторы», скользит по поверхности экономических
явлений и имеет дело с субъективным отношением
к денежным издержкам экономических агентов.
При этом «вульгарный экономист», по Марксу,
является выразителем буржуазной (классовой)
идеологии и по данной причине (даже не
имея намерений быть неправдивым) лишен
возможности толковать реальность объективно.
В свою очередь, можно
сказать, что теория Маркса также явилась
лишь классовой идеологией - только другого
класса (пролетариев). Как едко заметил
один из современных авторов : «Теория
Маркса неверна, потому что бессильна».
Указанные выше противоречия в построении
теории, неоспоримые признаки тенденциозного
подхода и запрограммированности конечных
результатов, намеренное усложнение и
введение абстрактных эмпирически не
подтвержденных понятий, явное несоответствие
реальности - вот неполный перечень того
в чем обвиняют Маркса. Ученый может допускать
ошибки но не имеет право на недобросовестность
и тенденциозность. Как бы то ни было, его
экономические, политические, философские
воззрения оказали столь значительное
воздействие на умы людей как прошлого
так и настоящего века, что отказать Марксу
в значительности его трудов невозможно.
В ответ на ретроспективные
доказательства неправоты Маркса, заметим,
что Марксов постулат о пролетарской революции
в наиболее развитых странах был отвергнут
в России - революция произошла в самой
отсталой и непролетаризированной стране
Европы. Как журналисту Марксу невозможно
отказать в убедительной силе фактического
материала приведенного в его работах
- картины обнищания и деградации пролетариата
и т.п. Очевидно, что лишь недостаточным
развитием производственных сил, как утверждает
М.Блауг, данные примеры объяснены быть
не могут - дело в действительно хищническом
и бесчеловечном характере производства
современного Марксу капитализма. Тем
не менее, переиначив известный афоризм
Черчилля о демократии, возразим, что капитализм
- самое худшее общественное устройство,
но другие - еще хуже.
Марксизм , его политическая
концепция были реалистичной теорией
эпохи промышленной революции , резкой
критикой либерализма, попыткой навязать
разрозненные ценности пролетариата всему
европейскому обществу. Во второй половине
ХIХ века марксизм значительно распространился
в многих странах мира . где разгорелось
движение рабочего класса. Марксизм имел
огромное влияние на судьбу цивилизации
в ХХ веке. Учение Маркса выйдя на общественную
арену в 40-х годах, стало значительным
идейно-политическим течением в Европе
в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм
появился и укрепился в конце XIX века. К
середине XX века он развивался в различных
регионах Азии, получил распространение
в Африке, Латинской Америке.
Судьбы марксизма в различных
странах складывались неодинаково: в одних
он был несколько оттеснен другими типами
мировоззрения, в других же, наоборот,
сумел стать главной, ведущей идеологической
силой. Но во всех случаях он оказывал
и оказывает огромное влияние на различные
стороны жизни общества. Особенно зримо
оно проявляется в политической сфере:
партии и организации, рассматривающие
марксизм как свою теоретическую базу,
действуют в большинстве стран мира.
Историческое
значение марксизма было и остается
связанным с деятельностью
Высшая цель марксизма
- разработка и теоретическое обоснование
освобождения порабощенного человечества.
Марксизм доказывает неизбежность уничтожения
всякого рабства, унижений отчуждения
и несвободы людей. Этот высший смысл исторической
процесса реализуется посредством изучения,
анализ исследования, с одной стороны,
всеобщего практического опыта человечества
и, с другой - всеобщего духовного опыта
человечества.
Но не все идеи социально
- политической концепции марксизма выдержал
проверку временем. Историческое развитие
человечества привело к таким изменениям
, которых эта теория не предвидела. Сложились
серьезные изменения в составе общественных
сил , которые ведут борьбу за социальный
прогресс , в способах и методах осуществления
социальных перемен. Утратили актуальность
идеи конфронтации , революции, вооруженной
борьбы. В этих условиях по-другому выглядит
и сам процесс общественного развития.
Меняются представления про власть и ее
носителей , государство и роль насилия
, диктатуру и демократию, представления
, которые раньше слаживались под влиянием
психологии противостояния и борьбы. Они
должны быть пересмотрены с позиции современного
этапа мирового развития, общечеловеческих
интересов.
Общественная практика
показала , что исторически ограниченным
оказалось положение марксизма о насилии
как бабы-повитухи истории, о всемирно-исторической
миссии пролетариата и его диктатуре,
о исчезновении товарно-денежных отношений
в эпоху социализма. Но и сейчас остаются
актуальными диалектический метод анализа
общественных явлений , идеи социальной
справедливости и солидарности, положение
про то, что свободное развитие каждого
является условием свободного развития
всех.
В перспективе дальнейшего
развития человечества философские решения
кардинальных мировоззренческих проблем,
предложенные марксизмом и очищенные
от различных догматических и вульгарных
наслоений и истолкований, станут несравнимо
более значимыми и действенными, чем в
предшествующий период истории. Связано
это с тем, что задачи, которые Маркс называл
«всемирно-историческими», а в наше время
называют общечеловеческими, планетарными,
глобальными, только-только выходят на
передний план исторического процесса.