Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:02, курсовая работа
Описание работы
Карл Маркс (1818-1883) появился на свет в Германии, там же получил философское образование, но большую часть своей жизни он провел в виде эмигранта: сначала во Франции и Бельгии, затем – в Англии, где он жил и работал с 1849 г. Мысли Маркса проявили сильное влияние на многочисленные сферы обществознания – историю, социологию, политологию, политическую экономию.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Экономические теории Карла Маркса…………………………….5 1.1Теория прибавочной стоимости………………………………………………5 1.2Теория воспроизводства……………………………………………………....6 1.3 О природе средней нормы прибыли……………………………………..…13 1.4 Закон тенденции средней нормы прибыли к понижению……………...…15 1.5 Основы теории экономических кризисов………………………………….17 Глава 2.Политэкономия – наука о производственных отношениях……………………………………………………………………...21 2.1 Отчуждение труда …………………………………………………………..21 2.2 Товар как вещевое отношение……………………………………………...22 2.3 Капитал и превращение формы прибавочной стоимости………………...27 Заключение……………………………………………………………………...32 Библиографический список............
Во-вторых, Маркс пытается проследить
внутреннюю логику развертывания экономического
кризиса. Ключевую роль играют при этом
три положения :
Зависимость инвестиционной
активности от нормы прибыли;
Обратная зависимость между
уровнем заработной платы и нормой прибавочной
стоимости ( прибыли );
Наличие «резервной армии труда»,
т.е. постоянное превышение предложения
над спросом на рынке рабочей силы.
Логику рассуждений Маркса
можно реконструировать следующим образом
:
Период экономического подъема
характеризуется наличием стимулов к
накоплению капитала и, следовательно,
растущим спросом на рабочую силу, который
ведет к сокращению безработицы, повышению заработной платы и снижению нормы прибыли;
Подъем обрывается кризисом
перепроизводства, когда падение нормы
прибыли достигает такой точки, что стимулы
к накоплению капитала перестают действовать
и чистые инвестиции прекращаются; кризис
проявляется в резком падении совокупного
спроса, прежде всего инвестиционного;
Кризис ведет к резкому увеличению
«резервной армии» и как следствие падению
реальной заработной платы, а также снижению
цен и обесцениванию накопленных капитальных
запасов;
Снижение зарплаты и обесценивание
запасов в свою очередь вызывают повышение нормы прибыли, что восстанавливает стимулы к накоплению капитала, возвращая ситуацию к исходной точке.
Подобный воспроизводственный
цикл позволил Марксу совместить в единой
теоретической схеме идею регулярности
воспроизводственного процесса с идеей
системного процесса с идеей системной
обусловленности экономических кризисов.
В-третьих, Маркс обратил внимание
на то, что, раз начавшись, подобный цикл
закономерно приобретает повторяющийся,
регулярный характер, поскольку получает
материальную основу в виде цикла обновления
основного капитала. Кризис синхронизирует
выбытие оборудования, а с началом фазы
подъема аналогичным образом создает
условия для его новых единовременных
массовых закупок и, соответственно, синхронизации
процессов его изнашивания, последующего
выбытия и новых массовых закупок. Выделение
материальной основы 10 – летних циклов
развития производства при капитализме
– важное теоретическое достижение Маркса.
Глава II. Политэкономия
– наука о производственных отношениях
2.1 Отчуждение труда
«Отчуждение» - понятие гегелевской
философии. Непосредственно Маркс заимствовал
его у своего современника немецкого философа
– гегельянца Л. Фейербаха, который использовал
это понятие при анализе религиозного
сознания. По Фейербаху, религия – продукт
творческого воображения человека. Но,
будучи однажды придуманными, боги затем
начинают «жить» собственной жизнью –
становится предметом веры, обретают своих
служителей; те в свою очередь организуются
в церковную иерархию , обзаводятся землями,
имуществом и банковскими счетами. В результате
религия, будучи сама продуктом человеческой
фантазии, обретает власть над сознанием
людей. Это превращение продукта в нечто
господствующее над его творцом Фейербаха
и называл отчуждением.
Маркс увидел здесь аналогию
с социально – экономическими явлениями,
а именно с отношениями между трудом и
капиталом. Как и почему богатство общества,
его прогресс – все то, что создано трудом
человека, - оказывается чуждым, часто
враждебным самим рабочим? Почему, например,
фабричный труд ( наиболее производительный
во времена Маркса ) действовал на рабочих
отупляюще, превращая их в простой придаток
машин; почему замена ручного труда машинами
нередко оборачивалась лишь ростом безработицы;
наконец, почему созданное человеком материальное
и культурное богатство находится в частной
собственности меньшинства, тогда как
его действительные творцы – трудящиеся
лишены не только контроля над ним, но
часто и доступа к нему? But after this strange and
Анализируя этот процесс отчуждения, Маркс
начинает с простого: рабочий трудится
на фабрике, но продукт фабрики принадлежит
не ему, а владельцу средств производства
– капиталисту. Продукт труда оказывается
чужим для его создателя – это первая,
простейшая форма отчуждения труда. Но
вслед за этим чужой и чуждой рабочему
становится и его собственная деятельность
– он не заинтересован в том, что делает;
его труд вынужденный он приходит на фабрику
только для того, чтобы заработать себе
на жизнь. Эта жизнь начинается для него
только за воротами фабрики. В результате
происходит еще одно превращение: рабочий
не воспринимает свой фабричный труд как
нечто значимое, как свое участие в создании
общественного богатства. Это ведет к
утрате общественного, общекультурного
смысла человеческой деятельности. Тем
самым жизнь человека как полноправного
представителя человечества или, по выражению
Маркса, родовая жизнь человека – низводится
до роли средства для поддержания его
индивидуальной жизни.
Всеобщее отчуждение рабочего
от окружающего его общества составляет
главную тему экономических исследований
Маркса. «Капитал» - это развернутый ответ
на вопросы, поставленные им в теории отчуждение
труда. В своей теории эксплуатации труда
Маркс прослеживает всю «историю» прибавочной
стоимости: каким образом она формируется
из продукта труда, как она возвращается
в производство в виде нового капитала
и как замыкается этот цикл «самовозврастания»
капитальной стоимости. Маркс показывает,
что «самозрастание» капитала – это особая,
присущая капитализму форма общественного
прогресса. В ее рамках собственник капитала
не только получает власть над трудом
нанятого им рабочего, но и подчиняет своим
целям сами условия его труда и найма:
технологию и организацию производства,
направленность технического прогресса,
даже характер потребительского спроса.
Извлечение прибыли становится самоцелью,
подчинение труда капиталу приобретает
устойчивый всесторонний характер.
2.2 Товар как вещевое
отношение
Отчуждение, власть, господство
и подчинение – темы, необычные для классической
политической экономии, и в то же время
центральные для Маркса. Именно с их разработкой
связана специфика марксистской политической
экономии как теории, имеющей свой особый
предмет – производственные отношения.
Первоначально свой подход
Маркс демонстрирует при анализе товара
как элементарной формы богатства в рыночной
экономике. На примере понятия «товар»
Маркс выделяет три уровня рассмотрения
экономических явлений.
Первый уровень – физическое
бытие товара. Для обыденного сознания
всякий товар – это прежде всего некоторая
полезная вещь, конкретная потребительная
стоимость. Изготовление ( заготовка )
таких вещей – конкретные технологические
процессы, будь то сбор лесных ягод, выпечка
хлеба, отливка металла или постройка
дома. В любом случае это процесс труда,
или, по определению Маркса, «целесообразная
деятельность для созидания потребительных
стоимостей, всеобщее условие обмена веществ
между человеком и природой, вечное естественное
условие человеческой жизни»13.
Второй уровень рассмотрения
товара – стоимостный. В этом случае отдельный
товар выступает уже не сам по себе – он
понимается как составная часть совокупного
продукта труда общества. Как стоимости
все товары соизмеримы. Величина их стоимости
определяется количеством труда, затраченного
на их производство. Данный подход – не
что иное, как рикардианская трудовая
теория стоимости, наиболее совершена
для своей эпохи попытка осмыслить внутреннюю
взаимосвязанность рыночного хозяйства.
Это была теория «естественного состояния»,
т.е. теория, описывающая мир, в котором
труд распределен между различными видами
производств пропорционально, товары
обмениваются на рынке в состоянии с их
стоимостями, а затраты труда разного
вида и качества сведены к единой мере.
Короче говоря, отношения между людьми
( товаропроизводителями ) представлены
здесь как технологически взаимно согласованные
отношения их продуктов, а отношения между
основными классами общества – как соотношение
долей общественного продукта. Вспомним,
что долгосрочная динамика нормы прибыли
у Рикардо определяется изменением именно
технической пропорции – ростом удельных
затрат в земледелии. Эту же систему жестких
пропорций явно имеет в виду и Дж.Ст.Милль,
когда пишет о независимости законов производства
от воли людей.14
Экономисты – классики знали,
что в хозяйственной практике теоретические
предпосылки, как правило, не соблюдаются,
но они верили, что «естественное состояние»
- эта точка устойчивого равновесия, к
которой силы рыночной конкуренции подталкивают
реальную экономику. Сам механизм рыночной
конкуренции был интересен для них лишь
постольку он подтверждал, как предполагалось,
их веру в «естественное состояние», а
следовательно, и значимость их теории.
Согласно Марксу, оба эти уровня
рассмотрения товара недостаточны, так
как они применимы к продукту труда при
любом типе общества и не отражают специфику
товара как предмета рыночного обмена.
В дополнение к этим подходам Маркс развивает
принципиально иной взгляд на товар, представляя
его как производственное отношение между
людьми. Его трактовка товара включает
два аспекта, которые можно условно назвать
структурным и функциональным.
В структурном аспекте взаимоотношения
товаропроизводителей Маркс противопоставляет
отношениям между участниками производства
в нерыночных экономиках. В любом обществе
производство совокупности благ, удовлетворяющих
человеческие потребности, складывается
из определенного набора взаимосвязанных
трудовых функций. Соответственно, в любом
обществе возникает задача координации
этих функций, прежде всего пропорционального
распределения между ними совокупного
рабочего времени. В гипотетическом хозяйстве
Робинзона на необитаемом острове эта
задача сводилась бы к распределению его
собственного времени, а её решение было
бы в его исключительной воле. В феодальном
поместье и патриархальной крестьянской
семье аналогичные трудовые функции распределялись
между разными людьми, так что координация
функций перерастала в координацию их
исполнителей. Впрочем, в обоих случаях,
как и у Робинзона, координатором выступала
единая воля, будь то хозяина – феодала
или главы семьи. Но здесь уже в отличие
от хозяйства Робинзона воля координатора
была отделена от воли координируемых,
и между участниками производства складывались
определенные общественные отношения,
будь то отношения господства и подчинения
между феодалом и его крестьянином или
отношения семейного старшинства в крестьянском
хозяйстве. И в том и в другом случая речь
шла об отношениях личной зависимости,
установившихся до и независимо от выполнения
их участниками каких-либо производственных
функций.
Иначе обстоит дело в обществе
товаропроизводителей. Здесь, как и в предшествующих
случаях, труд каждого товаропроизводителя
– это звено в общественном разделении
труда, частица совокупного общественного
труда, поэтому каждый товар изначально
предназначен для продажи, и каждый товаровладелец
жизненно заинтересован в его обмене на
другие товары, удовлетворяющие его собственные
потребности. Однако в этом случае разделение
труда не подкрепляется какой – либо координирующей
волей. Речь идет об отношениях людей –
атомов, лично друг от друга не зависящих,
как правило, даже незнакомых. Единственный
и непременный посредник в таких отношениях
– товар. Координация деятельности осуществляется
здесь лишь косвенно и задним числом, после
того как произведенные товары вынесены
на рынок. Именно в этом смысле продукт,
понимающий форму товара, предполагает
особые отношения между участниками производства
– отношения атомизированных частных
производителей. Это структурный аспект
товарного отношения.
Мысль Маркса не сводится ни
к банальному выводу, что рынок – необходимый
механизм координации в условиях разделения
труда, ни к столь же банальному наблюдению,
что рыночная конкуренция имеет стихийный
характер. Главный тезис Маркса состоит
в том, что в обществе товаропроизводителей
производственные отношения закономерно
принимают форму вещных отношений ( в противовес
личным отношениям в прежних типах хозяйства
). Причем речь идет вовсе не о стандартном
приеме экономистов-классиков, сводивших
отношения людей к соотношению их продуктов.
Вещи в данном случае – не представители
людей, а активные посредники в их взаимоотношениях.
В этом случае товарное отношение рассматривается
в аспекте его функционирования в процессе
рыночной конкуренции.
Интерес к механизму рыночной
конкуренции был характерен не только
для Маркса. Инициаторы маржиналистской
революции, приведшей в конечном счете
к формированию современной микроэкономики,
также стремились к теоретическому осмыслению
этого явления. Однако их главный интерес
был связан с процессом формирования рыночных
цен, тогда как Маркс фокусировал внимание
на другой стороне дела – на динамике
отношений между самими товаропроизводителями.
Колебания спроса и предложения, ведущие
к установлению равновесной цены, сопровождаются
драматическими процессами расслоения
производителей: обогащением одних, массовыми
разорениями других. Именно в этих процессах
вещи ( товары ) как бы отделяются от их
владельцев и начинают жить собственной
жизнью: в рыночную конкуренцию вступают
не сами товаровладельцы – только их товары.
Судьба же товаровладельцев становится
всего лишь ставкой в этой конкурентной
борьбе. Маркса постоянно интересует вопрос
о том, насколько устойчивы выявленные
им производственные отношения, каковы
механизмы, которые их закрепляют в динамичной
хозяйственной среде или, напротив, подрывают,
предопределяя направленность их эволюции
или трансформации. Так, говоря об обществе
товаропроизводителей, Маркс часто отталкивается
от гипотезы простого товарного производства
– экономического строя, в котором каждый
товаропроизводитель создает свой продукт
собственным трудом. Анализ этого гипотетического
строя дает Марксу пример неустойчивой
системы производственных отношений.
В таком обществе те, кто в результате
расслоения обогатился, не смогли бы развивать
свое производство без привлечения дополнительной
рабочей силы, а те, кто разорился, оказались
бы просто без средств существования.
Только возможность покупать дополнительную
рабочую силу – для первых, и возможность
её продавать – для вторых открывает путь
к разрешению противоречия на почве рыночного
хозяйства. Но это значит, что производственные
отношения, складывающиеся между однородными
контрагентами – товаропроизводителями,
закономерно эволюционируют в сторону
капиталистических производственных
отношений, перерождаясь в отношения неоднородных
контрагентов: тех, кто нанимает, и тех,
кого нанимают.